Интернет-обучение на базе СУМИК

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ


«Организация интернет-обучения на базе сетевых учебно-методических и информационных комплексов»


на тему «Сетевой учебно-методический и информационный комплекс по русскому языку»



Выполнила слушатель программы

Кокшарова Т.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



Образование должно соответствовать времени. Сегодня очень многое зависит от качества образования, от умения мыслить нестандартно. Актуальным становится интернет-обучение в контексте реализации ФГОС и формирования информационной и медийной грамотности преподавателей. Осуществлять интернет-обучение помогает СУМИК (сетевой учебно-методический и информационный комплекс) ― основная дидактическая единица в сетевом обучении [6].

Цель - освоить педагогические технологии и средства обучения, созданные на основе современного информационного и коммуникационного инструментария, в условиях открытой информационно-образовательной среды.

Задачи:

  1. Ознакомиться с нормативной базой организации интернет-обучения.

  2. Выполнить технологическое проектирование открытых сетевых учебно-методических и информационных комплексов с учетом особенностей дидактических принципов открытого образования.

  3. Реализовать сетевой учебно-методический и информационный комплекс средствами сервисов Веб 2.0.

  4. Использовать нормативно-правовую базу по оценке качества и защите интеллектуальной собственности разработанных образовательных продуктов.

В первой главе рассматриваются теоретические основы интернет-обучения и использования СУМИК. Вторая глава посвящена вопросам создания СУМИК средствами сетевых сервисов. Работа содержит 19 страниц.

ГЛАВА 1. СЕТЕВОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ


1.1 Теоретические основы интернет-обучения

Согласно ГОСТам «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»:

Дистанционные образовательные технологии ― образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Электронное обучение ― обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Сетевое обучение ― обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.

Мобильное обучение ― электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося [2].

Сетевые средства учебного назначения являются основными дидактическими единицами современного интернет-обучения. Сетевой учебный курс характеризует дидактику интернет-обучения в целом, а основной дидактической единицей является сетевой учебно-методический и информационный комплекс (СУМИК). СУМИК - это дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения в среде интернет [1].

С помощью СУМИК можно реализовать весь дидактический цикл по изучению дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия, экзамены и так далее. CУМИК кроме учебно-методического и информационного материала (учебного пособия, руководства по изучению дисциплины, тестов, практикумов и т.п.) включает в себя возможность дистанционного взаимодействия между участниками учебного процесса (электронную почту, форумы), а также коллективное взаимодействие и сотрудничество [6].



1.2 Методические аспекты разработки сетевого учебно-методического и информационного комплекса

Сетевой учебно-методический комплекс состоит из взаимосвязанных блоков: организационного, информационного (теоретико-познавательного), тренингово-практического, коммуникативного и контролирующего, рис.1.

Каждый из блоков может быть реализован различными программно-педагогическими и сетевыми средствами, в том числе и средствами разнообразных тематических сервисов Веб 2.0 [6]. Интернет-обучение на базе СУМИК

Рисунок 1. Структура СУМИК

1.3 Общедидактические принципы разработки сетевых учебно-методических и информационных комплексов

Кроме психолого-педагогических и физиолого-гигиенических принципов, при создании СУМИК необходимо учитывать также общедидактические принципы разработки, предъявляемые ко всем учебно-методическим комплексам: соответствие дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения; принцип ведущей роли теоретических знаний, единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; принцип стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; принцип проблемности, соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; принцип сочетания абстрактности мышления с наглядностью, ориентированности обучения на активность личности; принцип соответствия учебно-информационной базы содержанию обучения и дидактической системе.

Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию информационных технологий в образовательном процессе будет способствовать повышению качества подготовки учащихся. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности. Существуют принципиальные организационные моменты характерные для сетевого учебно-методического и информационного комплекса. Во-первых, это возможность постоянной обратной связи. Во-вторых, это наличие в учебном материале обязательных, инвариантных к содержанию учебного курса, элементов таких, как:

- рабочая программа;

- навигатор по курсу (методические указания по самостоятельному изучению курса) подготовленный педагогом с указанием разной глубины возможного изучения;

- электронное учебное пособие как комплекс методических средств, включающих, в частности, мультимедийное представление содержания, ссылки на информационные источники сети интернет, ресурсы базовой электронной библиотеки;

- база тестовых заданий по всем разделам изучаемого учебного предмета.

Обучение, построенное по дистанционной технологии, к которой можно отнести СУМИК, подразумевает преобладание активных методов обучения, а это значит, что в учебном процессе должны преобладать и новые формы организации обучения - диалоговые формы освоения знаний, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между педагогом и учащимся.

Методические требования, предъявляемые к сетевым педагогическим средствам, связаны с необходимостью учета своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования ее закономерностей, реализации современных методов обработки информации. При разработке сетевых педагогических средств необходимо аргументировать педагогическую целесообразность их использования и методические цели, достижение которых осуществимо только при реализации возможностей системы новых информационных технологий.

В сетевом учебно-методическом и информационном комплексе эффективно реализуются разнообразные методические приемы и формы обучения: сетевое консультирование, самостоятельная работа при выборе своей траектории обучения, совместное проектирование, семинар в режиме форума, коллаборативное обучение и т.д. CУМИК кроме учебно-методического материала (учебного пособия, руководства по изучению дисциплины, тестов, практикумов и т.п.) включает в себя возможность дистанционного взаимодействия между участниками учебного процесса (электронную почту, форумы), а также коллективное взаимодействие и сотрудничество. Таким образом, СУМИК представляет собой дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения в среде Интернет. Процесс проектирования СУМИК базируется на основополагающих принципах электронной педагогики - активности, наглядности обучения, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи теории с практикой - заимствованными из классической педагогики. Также используются новые компетентности сетевого обучения - интерактивность, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ.

В результате проектирования и создания СУМИК организуется персональная учебная среда, представляющая собой систему инструментов и услуг Интернета, которые отбираются сообразно образовательным целям. Доступ к обучению становится доступом к ресурсам и услугам и позволяет учащимся не только потреблять учебные ресурсы, но и производить их. Обучение, таким образом, эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и знаний [5].



Научно-методический аппарат создания СУМИК

Новые методы обучения, основанные на самостоятельных, активных, формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации.

Можно выделить два полярных представления о процессе обучения.

Первое из этих представлений основано на бихевиористском подходе, то есть понимании окружающей среды как главного фактора влияющего на процесс обучения. В соответствии с этим подходом основной задачей при проектировании сетевых учебно-методических комплексов является создание устойчивой системы управления познавательным процессом.

Второе представление базируется на принципе когнитивной технологии (саморазвития личности), то есть приоритете внутренних факторов, которые в конечном итоге определяют процесс обучения (концепция образовательной среды). Этот подход приводит к необходимости создания в рамках сетевого учебного комплекса подсистем обеспечивающих: мониторинг познавательной активности обучаемого; коррекцию образовательной среды (совокупность учебной информации, предоставляемой учащемуся) в зависимости от направленности, величины вектора познавательной активности обучаемого, а также соответствия этого вектора целям обучения.

В настоящее время более детально разработаны педагогические концепции ведения сетевого учебного процесса, основанные на бихевиористском подходе. В современной системе образования России возрастает роль информационных и педагогических технологий обучения, раскрывающих творческий потенциал, индивидуальность и личностные особенности. К таким методам относятся тренинги, деловые игры, контролирующие программы, лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы, предметно-ориентированные среды, учебное моделирование, групповые семинары (тьюториалы), разбор ситуаций (кейс-стади), психологическое тестирование и т.д.

Сетевые технологии открыли новые перспективы для системы образования в вузах России, а именно: широкое внедрение средств информационных технологий для наглядного, динамичного представления учебной информации во внеаудиторной учебной работе с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; непрерывность и преемственность обучения на всех уровнях образования - от начального профессионального до послевузовского - за счет сетевой поддержки всех предметов и дисциплин учебного процесса; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе новых информационных технологий.

Процесс информатизации образования приводит к необходимости разработки электронной педагогики (е-педагогика), адекватной информационному обществу.

Электронная педагогика представляет научное направление, которое занимается описанием, объяснением и прогнозированием образовательных процессов в ИКТ-насыщенных средах.

При разработке СУМИК необходимо соотноситься с быстро развивающимся направлением теории обучения - педагогикой сетевых сообществ. Обсуждение педагогического потенциала сетевых сообществ и вклада в образование началось задолго до возникновения сети Интернет. Основоположником педагогики сетевых сообществ является американский ученый Джон Дьюи, который провозгласил принцип «Учение через действие». Важнейшей составляющей обучения по Дьюи является деятельность, которая была бы направлена на достижение реального, конкретного, практического результата через использование соответствующих материалов, средств и технологий. Общение здесь имеет определяющее значение для формирования сообщества, а любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения.

С концепцией учебной паутины, как средой для совместного, сообщного обучения, тесно связана и концепция дружественных средств. Для человека жизненно необходимо не просто воспринимать и потреблять информацию, но действовать активно, получая результат как вознаграждение за свои действия. Содержание учебной среды доминирует над целями образования.

Реализация методов сетевой педагогики возможна через освоение сетевых форм профессионального взаимодействия на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Сетевая педагогика порождает сетевое мышление, которое помогает сформировать взгляд на знание, процесс познания как на сеть. Педагогика сетевых сообществ - быстро развивающееся направление теории и практики обучения, в рамках которого учение происходит не столько через усвоение учебного курса, сколько через участие в совместной деятельности. Адекватным способом позиционирования инновационных образовательных программ является сетевое взаимодействие, развитие сетевого образования и образовательных сетей.

Теоретическую базу обучения в эпоху цифровых технологий - коннективизм, ввели и исследовали канадские ученые Джордж Сименс (George Siemens) и Стивен Даунс (Stephen Downes). Согласно этой теории обучение рассматривается как процесс создания сети. Узлами сети могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Процесс обучения заключается в создании внешней сети узлов, которые подключаются в форме источников информации и знаний. Учебные сети (обучающиеся сети) можно рассматривать как внешние структуры, которые постоянно создаются и перестраиваются, с тем, чтобы актуализировать знания, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания.

Предложенные учеными принципы коннективизма можно считать основополагающими постулатами теории построения сетевых учебных комплексов. Среди основных правил коннективизма следует выделить принципы, перечисленные ниже.

  1. Обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход.

  2. Обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации.

  3. Знание находится в сети.

  4. Знания могут существовать вне человека. Технологии помогают, способствуют в обучении.

  5. Способность узнавать новое значит больше накопленных знаний.

  6. Обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда состояние.

Ключевой навык сегодня - способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями.

Своевременность (точность, обновляемость знаний) необходимая черта современного обучения.

Обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности постоянно приходится делать выбор того, чему учиться.

Правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, потому что изменились условия, в которых принималось решение.

Исходной точкой для коннективизма является личность. Личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие организации, которая, в свою очередь поддерживает развитие сети и через развитие сети учение отдельных участников. Учёба - это процесс, в ходе которого знание трансформируется в смысл и действие [4].

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СЕТЕВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

2.1 Сервисы Web 2.0 для создания сетевого учебно-методического и информационного комплекса

Технология Веб 2.0 базируется на методике проектирования систем, которые путём сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократному редактированию информационного материала, то есть сами пользователи активно развивают и улучшают различные проекты и сервисы: блоги, wiki, социальные сети и прочее.

В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказалось огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Новые сервисы социального обеспечения значительно упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь любой пользователь может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.

Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском информации в сети, так с созданием и редактированием собственных цифровых объектов - текстов, объектов мультимедиа, программ. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия студентов в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть расширяют поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми [3].

2.2 Реализация сетевого учебно-методического и информационного комплекса средствами сервисов Web 2.0

На занятиях создан СУМИК «Сайт Кокшаровой», рис. 2 sites.google.com/site/sajtkoksarovoj

Интернет-обучение на базе СУМИК

Рисунок 2. Информационный блок СУМИК

Интернет-обучение на базе СУМИК

Рисунок 3. Контролирующий блок СУМИК


Интернет-обучение на базе СУМИК

Рисунок 4. Тренингово-практический блок СУМИК


СУМИК составлен с помощью различных сервисов, табл. 1.

Таблица 1. Типология сервисов Веб 2.0, использованных в создании СУМИК


Название модуля

Название и ссылка на сервис

Методика использования

Организационный

Календарь Googlegoogle.com/calendar/

Создание расписания плана работы

Сайты Google

sites.google.com

Платформа для размещения СУМИК

Информационный

Сайты Google

sites.google.com

Создание, хранение, редактирование, , дополнительный информационный материал по теме

Тренингово-практический блок

MakeTest make-test.ru/

Создание анкет для выявления проблем в обучении

Коммуникативный

Группы Googlegroups.google.com

Организация обсуждений

Контролирующий

MakeTest make-test.ru/

Создание анкет для выявления проблем в обучении

В таблице 2 представлены социальные сервисы и методика их применения в СУМИК. Инструментарий и функциональные возможности всех сервисов можно использовать в каждом из структурных модулей СУМИК. Средства этих сервисов позволяют создавать, хранить и совместно редактировать мультимедийную информацию в режиме он-лайн [3].


Таблица 2. Мультимедийные сервисы для реализации функционала СУМИК


Название и ссылка

на сервис

Методика использования в СУМИК

LearningApps

learningapps.org/

Создание собственных интерактивных учебно-методических пособий, можно пользоваться коллекцией, созданной другими пользователями

Slideshare

slideshare.net

Поиск и хранение презентаций, созданных в программных средствах

Для реализации функций СУМИК можно использовать любой из рассмотренных сервисов, так как они являются бесплатными и содержат большое количество методических и дидактических материалов, созданных другими пользователями, которые можно использовать в авторских сетевых комплексах [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы ознакомились с теоретическими основами и нормативно-правовой базой интернет-обучения, методическими аспектами и общедидактическими принципами разработки СУМИК. Создали сетевой учебно-методический и информационный комплекс по русскому языку средствами сервисов Веб 2.0 с учётом особенностей дидактических принципов открытого образования. Планируется использовать полученные знания и умения в профессиональной деятельности учителя начальных классов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика. [Электронный ресурс]: vovr.ru/upload/Educa1111.pdf

  2. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» [Электронный ресурс] gostbase.ru/gost/52653-2006

  3. Михеева О.П. Классификация сервисов Веб 2.0 применительно к созданию сетевых учебно-методических и информационных комплексов [Электронный ресурс]: docs.google.com/document/pub?id=1gxUZ2uoUBqrNZU8yT8qvioXGsT27G7k-5InJ-138_1k

  4. Михеева О.П. Научно-методический аппарат создания СУМИК [Электронный ресурс]: docs.google.com/document/pub?id=1xw3Z1zLCozmYc4Y3rkXXsIVDOYq2EWCwaRma3tJ22ig

  5. Михеева О.П. Общедидактические принципы разработки сетевых учебно-методических и информационных комплексов [Электронный ресурс]:

docs.google.com/document/pub?id=1tCRuJQ_ep2vyB9AQxtZs3b5YXLv0mpfYlAK5Q0Q7dQc

  1. Михеева О.П. Сетевой учебно-методический комплекс как основная дидактическая единица интернет-обучения [Электронный ресурс]: docs.google.com/document/pub?id=1Vi27NsU8l_rTu38WPH91UgIxpWv6YHfwcZuXqUQPO8o

  2. Преподавание в сети Интернет: Сетевой учебно-методический и информационный комплекс /Отв. ред. В.И.Солдаткин. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: РГИОО, 2004.





20


© 2010-2022