- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по по социально-бытовой ориентировке 7 класс
Рабочая программа по по социально-бытовой ориентировке 7 класс
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костина Н.М. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по СБО для 7-8 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 - 9 классов, сборник № 1под редакцией В.В. Воронковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. 5,6 класс. Для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013год.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры. Для закрепления знаний, проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводится тестирование.
Цель программы - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи предмета социально - бытовая ориентировка:
-
научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;
-
сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
-
коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.
Тип программы: программа специально (коррекционного) начального образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Объем учебного времени: - 34 часа в год,
Режим занятий: 1час в неделю,
Формы контроля: устный индивидуальный, самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Методы, формы, приемы обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273;
-
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 № 78-ОЗ;
-
Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями от 18 мая 2009 г.)
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от7 июня 2013 года№ ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
-
Приказ МО и Н РФ от 31.03.2014г № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год».
-
Учебный план МБОУ СОШ № 33 пос. Кытлым на 2014-2015 учебный год;
-
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 пос. Кытлым (новая редакция).
-
Образовательная программа МБОУ СОШ №33 пос. Кытлым.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
-
Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
-
Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.
-
Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.
-
Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
-
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
-
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.
-
Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
-
Назначение и различие универмага и универсама.
-
Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
-
Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
-
Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.
Учащиеся должны уметь:
-
Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
-
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
-
Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
-
Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
-
Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
-
Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
-
Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
-
Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
-
Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
-
Обращаться с вопросами к работникам предприятия.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
-
Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.
-
Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки
-
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.
-
Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.
-
Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду
-
Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты, моющие средства для уборки; санитарно - гигиенические требования к данным помещениям.
-
Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки
-
Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.
-
Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления.
-
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи.
-
Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.
Учащиеся должны уметь:
-
Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок
-
Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам
-
Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки
-
Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи
-
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения и духи
-
Мыть кафельные стены, чистить раковины
-
Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
-
Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.
-
Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.
-
Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему
-
Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры
-
Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
Тема урока
Кол-во час
Тип урока
Виды учебной деятельности
План проведения
План
Факт
Личная гигиена
1.
Личная гигиена подростка Индивидуальные предметы гигиены..
1
Комбинированный.
Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица. волосами.
Значения правильного режима жизни и рационального питания для жизни подростка. Иметь представление о назначении индивидуальных предметов личной гигиены.
Правила сохранения чистоты и здоровья тела.
Одежда
2.
Гигиена одежды и нательного белья
Мелкий ремонт одежды
1
Комбинированный.
Иметь представление о необходимости гигиены одежды.
Значение продления срока службы одежды
3
Штопка одежды Заплата нашивная
1
Комбинированный.
Знакомство с техникой и видами штопки. Знакомство с техникой наложения заплат.
4
Бытовая техника для стирки Стирка изделий из х/б ткани.
1
Комбинированный
Использование быто-вой техники при стирке белья из хлопчато-бумажных тканей.
Знакомство с правила-ми стирки белья из хлопчатобумажных тканей. Правила пользования моющими средствами.
5
Стирка изделий из шелка
1
Комбинированный
Знакомство с правилами стирки изделий из шелка вручную.
6
Приемы глажения белья, брюк
1
Комбинированный
Знакомство с правилами и приемами глажения белья, брюк. спортивной одежды.
7
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат Заплата декоративная
1
Практический.
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. Знакомство с техникой наложения заплат.
8
Стирка мелких изделий на белой хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины
1
Практический.
Стирка мелких изделий на белой хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины,
9
«Химчистка» Виды услуг
1
Комбинированный
Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых услуг.
Питание
10
Приготовление пищи
Значение первых блюд
1
Комбинированный
Знакомство разнообразными видами питания, его значением для организма человека. Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов. Последовательность приготовления блюд. Последовательность приготовления первого блюда.
11
Значение блюд из овощей, рыбы, мяса .
Салат.
1
Комбинированный
Значение блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов. Приготовление блюд из овощей. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.
12
Второе блюдо Приготовление второго блюда
1
Комбинированный
Знакомство разнообразием вторых блюд.
Приготовление второго блюда по рецепту.
13
Третьи блюда
1
Комбинированный
Знакомство разнообразием третьих блюд. Приготовление компота из сухофруктов.
14
Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи
Сервировка стола к обеду
1
Комбинированный
Использовать электробытовые приборы при приготовлении пищи. Оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.
15
Составление меню завтрака, обеда, ужина Составление меню на неделю
1
Комбинированный
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день.
Составление меню на неделю
16
Знакомства с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами Чтение рецептов и подбор продуктов
1
Практический.
Знакомства с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.
Чтение рецептов и подбор продуктов.
17
Приготовление щей из свежей капусты. Приготовление киселя ,компота Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами
1
Практический.
Приготовление щей из свежей капусты. Приготовления киселя, компота.
Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами.
Семья
18
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми
1
Комбинированный.
Правила ухода за младшими детьми в течении дня.
Игра «Собери малыша на прогулку».
Различные тихие и подвижные игры. Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку.
19
Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку
1
Практический.
.
20
Разучивание
« тихих» игр Сказки, песенки.
1
Практический.
Разучивание с ними тихих игр.
Значение тихих игр Значение сказок, песенок в воспитании малышей. Пение колыбельных песенок с целью укладывания малыша на ночь
21
Разучивание подвижных игр Проведение игр с младшими школьниками.
1
Практический.
Разучивание подвиных игр. Значение подвижных игр. Проведение игр с младшими школьниками.
Культура поведения
22
Поведение в гостях Сюжетная игра « В гости к…»
1
Вводный.
Правила поведения: при встрече и расставании Правила поведения: при встрече и расставании..
23
Изготовление несложных сувениров Подарки
1
Практический.
Изготовление несложных сувениров. Правила вручения и приема подарков.
Жилище
24
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения Санитарная обработка помещений
1
Вводный.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения. Уход за полом , в зависимости от покрытия( лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер) средства ухода за полом.
25
Уход за мебелью Сухая и влажная уборка помещения
1
Комбинированный.
Правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия. Знакомство с уборкой помещения, пользованием пылесоса и уход за ним.
Правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия.
26
Животные в доме Мытье полов
1
Комбинированный.
Правила содержания в доме кошки, собаки, попугая.
Мытье полов.
Транспорт
27
Междугородний железнодорожный транспорт
Службы вокзала
1
Вводный.
Знакомство с между-городним железнодо-рожным транспортом, вокзалом и его назначе-нием. Функции железнодорожного транспорта
Знакомство с основными справочными службами
28
Виды вагонов Билеты.
Расписание
1
Комбинированный.
Знакомство с видами пассажирских вагонов, их назначением и устройством.
Знакомство с расписанием движения поездов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа.
Торговля
29
Универсальные и специализированные промтоварные магазины
Отделы магазинов
1
Вводный.
Иметь представление о назначении промтоварных магазинов.
Знакомство с названиями отделов магазина, стоимостью некоторых товаров, отделами распродажи товаров по сниженным ценам
30
Порядок приобретения товара
Экскурсия в сельмаг
1
Комбинированный.
Стоимость отдельных товаров.
Порядок приобретения товара.
Экскурсия в сельмаг.
Самостоятельное нахождение указанного товара
Средства связи
31
Виды бандеролей(простая, заказная, ценная, с уведомлением) Порядок их отправления. Упаковка
1
Комбинированный.
Знакомство видами бандеролей.
Перечень предметов, посылаемых бандеролью .
Знакомство видами и способами упаковки бандероли.
Медицинская помощь
32
Домашняя аптечка Лекарственные растения.
Первая помощь при травмах Первая помощь при переломах
1
Вводный.
Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфици-рующие средства, тер-мометр, горчичники ). Местные лекарственные растения.
Правила обработки раны и наложения повязки, оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах(покой и компресс), при растяжениях и вывихах(покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины). Правила оказания первой медицинской помощи при переломах
1
Комбинированный.
Учреждения, организации и предприятия
33
Промышленные предприятия Экскурсия в хлебопекарню
1
Комбинированный.
Местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия
Виды выпускаемой продукции.
Экономика домашнего хозяйства
34
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение Бюджет семьи. Источники дохода.
Мелкие расходы Составление доверенности на получение зарплаты
1
Комбинированный.
Иметь представление о том, какое место занимают деньги в нашей жизни.
Составные части бюд-жета семьи. Заработная плата членов семьи. Заработная плата членов семьи.
Порядки и условия получения зарплаты, пенсии.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
Учебник: «Социально-бытовая ориентировка» В.П.Субчева, 5 - 8 кл., гуманитарный издательский центр ВЛАДОС-2012год.
Дополнительная литература:
-
В.Д.Симоненко «Технология».Москва,Вентана-Граф-2002 год
-
В.И.Ермакова «Основы кулинарии» учебное пособие для учащихся 8-11 классов средней школы. Москва ,Просвещение 1993г.