Рабочая программа ФГОС Доноведение

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОНОВЕДЕНИЕ


ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

1- 4 КЛАССЫ



Авторы:

канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская,

И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.Д.Добреля, Е.А.Зыбина,

О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Н.А.Пастухова,

Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края - часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так в 1 и 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Примечание. Отметим, что введение учебного «Доноведение» (Природа и история родного края), авт. Е.Ю.Сухаревская и др. осуществляется за счёт часов, выделенных в Федеральном базисном учебном плане на реализацию регионального компонента (приказ Министерства образования РФ от 09.03.04 № 1312). Мы сознательно начинаем введение учебных предметов по региональному компоненту со 2 класса, руководствуясь Требованием к режиму образовательного процесса (СанПин 2.4.2.1178-02), где отмечено: «…обучение детей в 1 классе ведётся только по 5-дневной учебной неделе». Для учащихся 1 класса учителями начальной школы предлагается вариант, позволяющий в канву уроков литературного чтения и окружающего мира «вкраплять» содержание регионального компонента.

Структура курса

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков - «Я и Окружающий мир», «Природа Донского края», «Человек и природа», «Жизнь на Дону», «Яркие страницы истории земли Донской».

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения - это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

При подготовке к урокам по курсу «Доноведение» учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Почти каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

Особая роль при изучении курса «Доноведение» отводится экскурсиям по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, могут выполнять проектные и исследовательские работы (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.) которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок.

Тематическое планирование- 1 КЛАСС (33ч)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности на уроке

1

Вводный урок. Мы теперь не просто дети

Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки

2

Родной край.

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений Раскрашивание картинки. Составление рассказа по картинке.

3

Времена года.

Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок .

4

Осень. Осенние месяцы.

Разгадывание кроссворда Чтение учителем рассказа, стихотворения об осени. Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки

5

Экскурсия.

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала.

6

Осенние изменения в природе.

Раскрашивание картинки. Беседа об осенних изменениях в природе.

7

Растения осенью.

Разгадывание загадок о деревьях. Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

8

Листья жёлтые летят…

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

9

Занятия людей осенью

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителя (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

10

Что растёт на огороде и в саду?

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

11

Что растёт в поле?

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей - картошки, огурца, баклажана и т.п.)

12

Жизнь животных осенью.

Чтение учителя (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких)

13

Осень в моём краю.

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке.

14

Экскурсия.

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме.

15

Зимняя сказка.

Разгадывание кроссворда. Чтение учителя (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

16

Зимние изменения в природе.

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

17

Жизнь животных зимой.

Чтение учителя (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

18

Живой уголок.

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

19

Занятия людей зимой.

Чтение учителя (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

20

Весна. Весенние месяцы.

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителя (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

21

Экскурсия.

Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне.

22

Весенние изменения в природе.

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Устное сочинение.

23

Растения весной.

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

24

Жизнь животных весной.

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителя (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

25

Занятия людей весной.

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителя (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

26

Экскурсия.

27

Летние изменения в природе.

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителя или хорошо читающего ребёнка (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

28

Что растёт на лугу?

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

29

Экскурсия на водоём

Беседа водоёмах края. Рисование.

30

Что растёт у водоёма?

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

31

Жизнь животных летом

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителя или хорошо читающего ребёнка (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

32

Занятия людей летом

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

33

Обобщающий урок.

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.

2 КЛАСС (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Свой адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы.

Моя семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Охрана и укрепления здоровья в разные времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Человек и природа (4 ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону (5ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город (село).

Знакомство со знаменательными событиями военных лет - День освобождения города (села)!

Вместе дружная семья.

Резервные уроки (2ч)

Экскурсии1

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы-Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

Тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

проведения

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1-2

С чего начинается Родина…

2


Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

3-4

Школа - светлая гавань детства

3


Жизнь на Дону.

5-6

С днём рождения, родной город (село)*

(экскурсия по родному городу (селу)

2


Знакомство с историей появления родного города (села), его достопримечательностями

* Данный урок проводится в соответствии с данными своего местонахождения.

Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.

Праздничное представление.

Я и окружающий мир

7-8

Дорога от дома до школы (экскурсия)

2


Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

  1. правила перехода через проезжую часть;

  2. сигналы светофора;

  3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;

  4. дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Природа Донского края

9-10

Природа (экскурсия)

2

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

11-12

Город и природа (экскурсия)

2


Систематизировать знания детей о природе родного города (села).

Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»

1314

Что за дерево такое? (экскурсия)

2


Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

Игра «У кого детки с этой ветки?»

15-16

Кустарники (экскурсия)

2


Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

17

18

Травушка-муравушка

(экскурсия)

2


Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

20-21

-22

Растения и мы.

3


Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Игра «Природная лечебница»

Изготовление справочника лекарственных трав.

23

24

25

Краски Тихого Дона.

3


Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.

Я и окружающий мир

26

27

28

Мои имя, фамилия, отчество…

3


Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

29

30

31

Что ты знаешь о роде своём…

3


Жизнь на Дону

32

33

34

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

3


Дать общее представление о зимних обрядах на Дону

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Природа Донского края

35-36

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

2


Расширить представления о животном мире родного края

Наблюдение за животными в природе, дома.

Посещение краеведческого музея

37-38-39

Домашняя мохнатая азбука

3


Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).

Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

40-41-42

Мой домашний милый друг

3


Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

434445

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

3


Закрепить правила безопасного обращения с животными.

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

46-47

Родные просторы (экскурсия)

2


Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

4849

50

51

Чем богаты наши недра?

4


Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

52

Что такое почва?

1


Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

Исследование состава почвы.

52

53

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

2


Человек и природа

54

55

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

2


Познакомить с общими представлениями о природных сообществах

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

56

57

58

Человек - хозяин природы?

3


Показать влияние человека на природное сообщество.

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

59

60

Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое

защите природы)

2


Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края

Ролевое театрализованное представление.

Жизнь на Дону.

61

День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

1


Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

* Данный урок проводится в соответствии с данными своего местонахождения.

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

62-63

Вместе дружная семья

(праздничное мероприятие)

2


Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.

64

Обобщение

(Экскурсия по родному городу)

1


Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Мини-сочинение о своём родном крае.

Конкурс рисунков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 КЛАСС (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Природа Донского края (12ч)

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Профессия - метеоролог.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые - известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

Человек и природа (4ч)

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

Жизнь на Дону (13ч)

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис - древний город.

Донской край - казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Весенние обряды).

Экскурсии2

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис - древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам: «Город (станица)… Ростовской области», «Мир природного сообщества родного края», «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.

Тематическое планирование - 3 класс.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

по факту

Задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1-2

Край, в котором я живу

2

Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном РО и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной ), находить территорию РО на карте страны

Работа с картой

Ростовской области

Практическая

работа по контурной карте: выделение

границы РО.

3-4

О городах и станицах родного края

2

Познакомить с наиболее крупными городами РО, с их

архитектурой, достопримечательностями и значением.

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.

Экскурсии по городам Ростовской области.

Исследовательская деятельность «Город (станица)… Ростовской области»

5-6

7

С днём рождения, родной город (село)

3

Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Экскурсия.

Составление

коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

Природа Донского края

8-9

У природы нет плохой погоды

4

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

Познакомить с профессией - метеоролог; с народными приметами.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

10-11

Живая вода.

2

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

Работа с картой РО и по контурным картам

Исследовательские работы.

12-13

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края

2

Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем ) Беседа о бережном использовании воды.

14-15

Растения и животные водоёмов.

2

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

Исследовательские работы уч-ся

Жизнь на Дону

16-17

Тайны Донской земли


2

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.

18-19

Танаис - древний город

2

Познакомить с историческим памятником Ростовской области - городом Танаисом.

Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»

20-21

Дикое поле

2

Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

Познакомить с героическими битвами славян против и воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).

Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

Рисование картин прошлого Дона.

22-23

Донской край - казачий край

2

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.

Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьей семьи».

24-25

Первые казачьи городки

2

26-27

Казачья семья

2

Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.

28-29

Жилище казака

2

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

30-31

История вещей. Одежда.

2

32-33

История вещей. Посуда.

2

34-35

Славен Дон!

2

Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

Праздничное мероприятие

Обычаи, обряды и праздники на Дону

36-37

Весенние обряды: Сретение, Сороки.

2

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

38-39

Встреча птиц

2

Дать общее представление о международном дне птиц

Изготовление скворечника

40-41

Весенние обряды: Пасха, Вербное воскресенье

2

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

Природа Донского края

42-43

Природная поверхность нашего края

2

Познакомить с особенностями поверхности РО: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.

Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

44-45

Из недр Донской земли

2

Познакомить с полезными ископаемыми РО: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.

Работа

с картой РО и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

46-47

Почвы родного края

2

Почвы РО: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области.

Практическая работа

«Почвы родного края»

48-

49

Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

2

Закрепить представления о многообразии растительного мира родного края. Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.

Экскурсия.

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды

50-51

Природные экосистемы луга

2

Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

52-53

Природные экосистемы леса

2

Познакомить с одним из природных сообществ РО: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество.

Человек и природа

54-55

Донская земля - житница России

2

Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

56-57

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

2

Сформировать представления у уч-ся о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Профессии людей.

58-59

Казачьи посиделки

2

Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

Праздничное мероприятие.

60-61

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

2

Сформировать представления у уч-ся о животноводстве нашего края и его отраслями. Профессии людей.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

Я и окружающий мир

62-63-64

Славься наш край!

Закрепить представления и знания учащихся.

Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ).

1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от мест6ных природных особенностей.

2 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.


© 2010-2022