Современные образовательные технологии (из опыта работы)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе


Ф.И.О. аттестуемого Андреева Светлана Федоровна



Технология




Обоснование выбора

Системность использования

(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Технология уровневой дифференциации обучения

Проблема

В условиях традиционной системы обучения выявляется противоречие между требованиями программы обеспечить обязательную подготовку каждого ученика и реальным уровнем обученности школьников. Возникает перегрузка "слабых" учеников, сдерживается развитие способных. Поэтому встала проблема индивидуального подхода в обучении школьников с разным уровнем подготовки, разного уровня мышления, способностей. Как при уменьшении числа предметных часов не потерять те качества, которые предмет - химия - может формировать в силу специфики, и как перестроить учебный процесс на достижение всеми учащимися базового уровня образования, а для заинтересованных учащихся более высоких результатов?

Актуальность

Данная технология предполагает признание индивидуальности ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития.

Сущность уровневой дифференциации состоит в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных результатов. Благодаря этому у учителя увеличивается возможность работы со способными учениками, отпадает необходимость разгружать программы, снижать уровень требований к оценке, спрашивать всех и все, заставлять бессмысленно зубрить. А у учеников появляется возможность "учиться радостно", т.к. они получают возможность и право выбирать объем, глубину изучаемого материала, уровень его усвоения, сообразно своим способностям, интересам, возможностям.

Цели дифференцированного подхода в преподавании химии: - использование технологии разноуровневого обучения;

- обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;

- обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.

  3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

  4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

  5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, решении задач, проведении практических работ.

Уровневая дифференциация позволяет мне работать как с отдельными учениками, так и с группами.

Моя система работы по данной технологии включает в себя различные ступени:

- создание разноуровневой программы (делю темы на теоретическую и практическую части, распределяю часы изучений данных частей раздельно);

- "разделяю" учащихся на гомогенные группы (по интересам, по способностям и т.д.);

- составляю разноуровневые практические задания (3 уровня сложности заданий);

- использую разноуровневые заданий как: домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

- использую задания на применение знаний для объяснения природных явлений;

- усиливаю внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, устанавливаю причины их возникновения и разрабатываю корректирующие методики;

- более широко стараюсь использовать в обучении виды деятельности, направленные на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Дифференцирован-ный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразователь-ного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.

Применение технологии дифференцированного обучения дает следующие результаты:

- предотвращение пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, что позволяет выровнять степень подготовки всего класса;

- развитие способностей и интересов учащихся;

- повышение качества знаний;

- более рациональное использование учебного времени каждого;

- вовлечение всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;

- устранение разрыва между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.

Технология проблемно - исследовательского (поискового) обучения

Проблема

В последние годы обнаруживается снижение интереса школьников к изучению предмета химии. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания, как спланировать уроки так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии.

Актуальность

Наиболее удачным приемом подачи материала я, как учитель химии, считаю проблемно-исследовательское обучение. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Проблемное обучение позволяет создать условия для изменения позиции ученика из пассивной (как объекта обучения) в активную (как субъекта обучения). Проблемно-поисковый подход в обучении - это создание особого пространства учебной деятельности, в которой ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности. Поэтому я считаю, что использование именно проблемно-поисковой технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.

Цель технологии проблемно-исследовательского обучения заключается не только в усвоении результатов научного познания, системы знаний, но и в самом пути процесса получения этих результатов, формировании познавательной самодеятельности ученика и развитии его творческих способностей. Именно этот процесс, на мой взгляд, является более продуктивный в обучении.

В своей работе выделяю следующие технологические приемы организации учебного процесса:

- создаю в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию (формулирую вопросы, задачи, задания поискового характера);

- выделяю противоречия в исследуемом объекте и довожу их до осознания ученика (он должен осознать эти противоречия как проблему);

- формулирую задачи творческого типа, вытекающие из этой проблемы.

Да нную технологию применяю при изучении таких тем, материал по которым в школьных учебниках не содержит ответов на многие вопросы, которые могут возникнуть у учащихся (Например, "Сложные эфиры","Белки и их свойства", "Металлы", "Неметаллы" и т.д.).

Организация на уроке проблемно-поисковой деятельности учащихся усиливает познавательный интерес, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Уроки становятся эмоционально насыщенными и практически значимыми. Проблемно-исследовательскому обучению отвожу отдельные уроки-исследования. Форма организации работы в классе на основной части урока - групповая. Ученики в процессе работы заполняют протокол исследования

Описание опыта

Наблюдения

Гипотеза

Проверка гипотезы.
Уравнения реакций

Алгоритм протекания реакции


Отчет групп учащихся поддерживается мультимедийной презентацией проведенного исследования. Учитель подводит итоги урока. Результатом данного урока является наличие положительного мотива к исследовательской деятельности. Учащиеся пробовали свои силы в решении проблемных вопросов и убедились, что могут их решить.

В результате проблемно-исследовательского обучение ученик приобретает:

- навыки творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- навыки творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности);

- умения выполнять определенные виды химического эксперимента, проявляя при этом такие частные умения, как: наблюдать, сравнивать, фиксировать устно или письменно результаты химического эксперимента, обобщать, делать соответствующие выводы.

Информационно-коммуникационные технологии


Проблема

Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем. Как повысить познавательную активность школьников на уроках химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету.

Актуальность

Информационно-коммуникативные технологии становятся важ­нейшими инструментами как в моей работе так и в работе моих учащихся. Совре­менный урок химии немыслим без работы в операционной системе WIN­DOWS, без презентаций, без работы в компьютерных сетях, без технологий поиска, отбора, сортировки, обработки и хранения тек­стовой и графической информации.

Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать каждому ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Трудное восприятие учащимися теоретических основ химии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребёнка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно - образного мышления учащихся и более эффективному усвоению учебного материала. Учащиеся становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

Цели использования ИКТ

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Направления использования ИКТ

В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;

  • изучение производств химических продуктов;

  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;

  • система тестового контроля - подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование мною виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого. Современные 1С программы не только имитируют на экране химические реакции, но и позволяют учащимся получать соответствующую количественную информацию.

Формы использования ИКТ

1. Использование электронных учебников

2. Использование мультимедийных презентаций и интерактивных моделей

3. Использование ресурсов сети Интернет, в том числе виртуальных лабораторий

4. Использование интерактивной доски/медиапроектора

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

6. Использование ЦОР, ЭОР и ОМС

(электронные образовательные ресурсы нового поколения)


Влияние использования ИКТ на ученика:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;

- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Современные образовательные технологии (из опыта работы)Влияние использования ИКТ на учителя:

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- интегративный подход в обучении;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Система отслеживания результативности обучения химии показывает, что при использовании информационных технологий на уроках химии активизируется познавательная деятельность учащихся и это приводит к росту показателей:

  • качества обученности;

  • сформированности общеучебных умений и навыков;

  • оптимизации структуры учебной мотивации.

Здоровьесберегающие технологии


Проблема Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Как правило, уровень знаний учащихся по этой дисциплине невысок. Большинство выпускников непрофильных классов и школ химию не выбирают в качестве основы будущей профессии. Трудности, возникающие при изучении такого логически организованного предмета, как химия, могут быть связаны и с медленными темпами развития логических процедур. В этих случаях основные определения, положения и принципы химии как науки абстрактной воспринимаются учащимися с большим и нервным напряжением.

Актуальность

Использование здоровьесбе-регающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья. Валеологическое обоснование построения урока позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов, форм учебно-педагогической деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Цель применения здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках химии - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Технологию здоровьесбережения применяю на всех этапах урока, согласно следующим критериям (аспектам):

- обстановка и гигиенические условия в классе (температура 18-20 0 , свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие посторонних звуков);

- количество видов учебной деятельности (4-7 видов с частотой чередования 7-10 минут; творческие задания снижают утомляемость);

- количество видов преподавания (на моих уроках не более 3-х через 10-15 минут);

- умение использовать возможности показа видеоматериалов;

- наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минут урока 1 минута);

- внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу;

- включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (каждый урок химии начинаю с ТБ и правилами проведения практических опытов) ;

- психологический климат на уроке (учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие);

- организация условий для запоминания и применения учебного материала (памятки, алгоритмы, схемы);

- эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм);

- плотность урока (количество времени, затраченное школьником на учебную работу не менее 60% и не более 80%);

- момент наступления утомления и снижения учебной активности (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности);

- темп окончания урока (спокойное завершение урока, комментирование д/з)

Соблюдение данных аспектов здоровьесбере-гающей технологии в совокупности несомненно приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей. Применение на уроках "физминут", обязательная реализация на каждом уроке, во внеурочной деятельности здоровьесберегающего аспекта, забота о здоровье всех участников образовательного процесса, в том числе и учителя, учёт индивидуальных личных качеств каждого школьника - вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.

Также внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе - оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)/Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)/ Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС): электронные энциклопедии, электронные тренажеры, электронные учебники, видеофильмы (научно-популярные)

электронные приложения к учебникам, on-line тестирование ГИА и ЕГЭ, педагогические форумы, блоги и сайты обмена опытом


1. "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" (school-collection.edu.ru/)

2. "Федеральный центр ЭОР" (fcior.edu.ru/)

3. "Единое окно доступа к информационным ресурсам" (window.edu.ru/)

4. "Федеральный институт педагогических измерений" (fipi.ru/)

5. "Федеральный портал "Российское образование"" (edu.ru/)

6. "Единый информационный портал Единого государственного экзамена" (ege.edu.ru/)

7. "Мультиурок"-образовательная площадка обмена педагогическим опытом (multiurok.ru/andreeva-s-f/files- сайт учителя химии Андреевой Светланы Федоровны)

8. Портал методических разработок "Готовим урок" (gotovimyrok.com/)

ЭОР и ЦОР использую на разных этапах урока:

- на этапе объяснения нового материала:

1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;

2) программы-тренажеры;

- на этапе закрепления:

1) программы-тренажеры;

2) тренировочные тесты.

- для самостоятельной подготовки учащимся предлагаю использовать: интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.

- на этапе практического закрепления использую:

1) практические задания (разного уровня сложности);

2) домашние задания (ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным);

- на этапе контроля:

1) интерактивные задачники;

2) контрольные тесты

Электронные образовательные ресурсы использую как на уроках так и:

- во внеурочной деятельности,

- при оформлении документации;

- при подборе методического и дидактического материала;

- при работе с родителями;

- при распространении опыта своей профессиональной деятельности.

Результат использования ЭОР:

-уроки с применением интерактивной доски, технических средств обучения;

-разработка презентаций, тренажеров, дидактического материала; -создание мини-сайта для распространения опыта.

Использование ЭОР показывает: - у школьников повышается мотивация к обучению, которая просматривается в результатах диагностики, -улучшается результативность обучения, - повышается интерес к предмету. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, живыми, наглядными и красочными, а ведь для младших школьников наглядность наиболее важна.

Технические мультимедиа-средства обучения:

интерактивная доска, медиапроектор, ПК, флеш-накопитель.







Уроки химии я строю как традиционный, использую те же методы, но появляется возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления при использовании интерактивной доски. Используемые мною мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке учеников, интенсифицировать ее. Более того, они позволяют заставить работать каждого из них. Каждый сможет видеть, слышать. Таким образом, уровень индивидуализации обучения значительно возрастает. Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой. Она позволяет организовать более продуктивно выполнение тестовых заданий на доске, взаимопроверку и обозначение правильных вариантов на доске, работу со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.





© 2010-2022