• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика.  Практическая ценность метода математического моделирования заключается в следующем: 1) правильно составленная и всесторонне использованная математическая исследования биосистем, сократить количество животных, необходимых такого исследования, и число опытов; 2) математическая модель облегчает решение задач прогнозирования хода и результатов экспериментов, течение болезней, эффектов лечебных воздействий. Такое прогнозирование по...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекция №8.


Тема: Магнитное поле


План.

  1. Магнитное поле. Индукция и напряженность магнитного поля. Закон Ампера.

  2. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца.

  3. Магнитные свойства вещества. Механические и магнитные моменты электрона. Спин.

  4. Магнитные свойства тканей организма. Физические основы магнитобиологии.


  1. Магнитным полем называют вид материи, посредствам которого осуществляется силовое воздействие на движущиеся электронные заряды, помещенные в поле, и другие тела, обладающие магнитным моментом. Магнитное поле есть одна из форм проявления электромагнитного поля.

Аналогично электростатическому полю, необходимо для магнитного поля ввести количественную характеристику. Для этого выбирают некоторый объект, реагирующий на магнитное поле. В качестве такого тела достаточно взять малую рамку с током, чтобы можно было считать, что рамка помещается в некоторую точку поля. Опыт показывает, что на пробную рамку с током в магнитном поле действует момент силы М, зависящий от ряда факторов, в том числе и от ориентации рамки. Максимальное значение Мmaxзависит от магнитного поля, в котором находится контур, и от самого контура: силы тока I, протекающего по нему по площади S, охватываемой контуром, т.е.

Мmax ~I*S (1)

Величину Pm = I*S (2)

называют магнитным моментом контура с током. Таким образом,

Мmax ~ Pm(3)

Магнитный момент - векторная величина. Магнитным момент является характеристикой не только контура с током, но и многих элементарных частиц, определяя поведение их в магнитном поле.

[Pm]=A*м2

Магнитный момент элементарных частиц ядер атомов или молекул выражают в особых единицах, называемых или атомным (Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач), или ядерным (Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач) магнетоном Бора.

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач= 0,927*10-23 А*м2 (Дж/Тл)

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач=0,505*10-26 А*м2 (Дж/Тл)

Магнитная индукция в некоторой точке поля равна отношению максимально вращающего магнита, действующего на рамку с током в однородном магнитном поле, к магнитному моменту этой рамки:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(4) [B]=Тл.

Магнитное поле графически изображают с помощью линий магнитной индукции, касательные к которым показывают, напряжение вектора Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач . Линии магнитной индукции не имеют ни начала, ни конца и являются замкнутыми. Подобные поля называют вихревыми.

Ф=Вn*S (5)

Ф - магнитный поток.

где Вn=B*cosМетодическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач - проекция вектора Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач на направление нормали Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач к площади.

[Ф]=Вб

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(6) - напряженность магнитного поля

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач - абсолютная магнитная проницаемость.

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач - магнитная постоянная.

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач = 4π * 10-7 Гн/м

Одним из главных проявлений магнитного поля является его силовое действие на движущиеся электрические заряды и токи.

В проводнике, находящемся в магнитном поле, выделим достаточно малый участок Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач , который можно рассматривать, как вектор, направленный в сторону тока. Произведение Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач , называют элементом тока. Сила, действующая со стороны магнитного поля на элемент тока,

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(7)

где k - коэффициент пропорциональности; в Cu k=1, поэтому

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(8)

или в векторной форме:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(9)

Соотношения (7) - (9) выражают закон Ампера.

2. Рассмотрим цилиндрический проводник длиной l с током I, расположенный в магнитном поле индукции Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач . Скорость направленного движения некоторого положительного заряда q равна Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач . Сила, действующая на отдельный движущийся заряд, определяется отношением силы F, приложенной к проводнику с током ,к общему числу N носителей тока в нем:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(10)


Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач








Используя Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач , раскроем выражение для силы:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач, где j - плотность тока.

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач.

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(11)

где Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач - концентрация частиц.

Подставляя в формулу (11) в (10), получим:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(12)

Направление силы Лоренца можно определить из вектор записи уравнения

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(13)

3. Нет таких веществ, cсостояние которых не изменялось бы при помещении их в магнитное поле. Более того, находясь в магнитном поле, вещества сами становятся источниками такого поля. В этом смысле все вещества принято называть магнетиками.

Так как макроскопические различия магнетиков обусловлены их строением, то целесообразно рассмотреть магнитные характеристики электронов, ядер, атомов и молекул, а также поведение этих частиц в магнитном поле.

Электрон в атоме равномерно вращается вокруг ядра со скоростью v по круговой орбите радиусом r. Такое движение характеризуется орбитальным магнитным моментом Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач .

Сила тока, соответствующего движению электрона, который вращается с частотой Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач , равна:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(14)

где е - заряд электрона.

Так как Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач , то Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач (15)

Тогда

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(16)

Электрон, вращающийся по орбите, имеет момент импульса Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач , который равен:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(17)

me - масса электрона.

Отношение магнитного момента частицы к ее моменту импульса называют магнитомеханическим.

Разделив (16) на (17) получим орбитальное магнитомеханическое отношение для электрона:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач(18)

Магнитомеханическое отношение выражают через множитель Ланде g:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач (gорбт=1) (19)


Электрон обладает также и собственным моментом импульса, который называется спином. Спину соответствует спиновый магнитный момент. Спиновое магнитомеханическое отношение вдвое больше орбитального:

Методическая разработка для преподавателей по дисциплине биофизика на тему Математическое моделирование и его применение к решению биофизических задач (gS=2) (20)

Ядра, атомы и молекулы также имеют магнитный момент.

Магнитное поле взаимодействует на ориентацию частиц вещества, имеющих магнитные моменты, в результате чего вещество намагничивается. Степень намагничивания вещества характеризуется намагниченностью.

Магнетики делят на три основных класса:

  • парамагнетики;

  • диамагнетики;

  • ферромагнетики.

Парамагнетики - вещества, намагничивающиеся во внешнем магнитном поле по направлению поля. К ним относятся редкоземельные элементы, платина, алюминий и др.

Диамагнетики - вещества, намагничивающиеся во внешнем магнитном поле против направления поля. К ним относятся многие металлы (например, Bi, Ag, Au), большинство органических соединений, и т.д.

Пара- и диамагнетики - это слабомагнитные вещества.

Ферромагнетики - это сильномагнитные вещества. Это вещества, обладающие спонтанной намагниченностью, т.е. они намагничены даже при отсутствии внешнего магнитного поля. К ним относятся кроме основного их представителя - железа - например, кобальт, никель, их сплавы и соединения.

4. Ткани организма в значительной степени диамагнитны, подобно воде. Однако в организме имеются и парамагнитные вещества, молекулы и ионы. Ферромагнитных частиц в организме нет.

Биотоки, возникающие в организме, являются источником слабых магнитных полей. На основании регистрации временной зависимости индукции магнитного поля сердца (биотоков сердца) создан диагностический метод - магнитокардиография.

Магнитокардиограмма аналогична электрокардиограмме. Однако магнитокардиография в отличие от электрокардиографии является бесконтактным методом, ибо магнитное поле может регистрироваться и на некотором расстоянии от биологического объекта - источника поля.

Магнитное поле оказывает воздействие на биологические системы, которые в нем находятся. Это воздействие изучает раздел биофизики, называемый магнитобиологией.

В настоящее время физическая природа воздействия магнитного поля на биологические объекты еще не установлена.



© 2010-2022