«Инновационная деятельность учителя в образовательном процессе»

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Инновационная деятельность учителя в образовательном процессе»

Изменяя большее, изменяй малое. Все перемены в образовании будут лишь тогда эффективными, когда сами участники образовательного процесса захотят изменить его. Только человек с его стремлениями и поступками - движущая сила любого преобразования.

Что такое настоящее время? Это всего лишь мгновение. Так в какой миг российское образование начнет соответствовать представлениям наших соотечественников о современном образовании? Когда государство станет конкурентным на международном рынке образовательных услуг, куда идёт постепенное продвижение, и приводятся в соответствие с общепринятыми во всем мире требованиями учебные планы и образовательные программы школ, средних специальных учреждений и вузов?

Когда наступит это время?

Должно быть это зависит от того, что происходит с образованием в настоящее время.

Д. А. Медведев в национальной образовательной инициативе: «Наша новая школа» отметил: «Что новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников…».[1]

Для нас, практикующих учителей не секрет, что российское образование построено на лучшем предшествующем педагогическом опыте, который теперь обогащается новым содержанием и базируется на лучших инновационных находках.

Что же такое инновация??? (Инновация - это новшество, нововведение, перемены, реформы, преобразование и др.). Всё это синонимы к данному термину. Но есть одно очень важное действие, объединяющее их - это творческий подход к делу, которое делаешь.

Недаром, педагогов, чьи имена известны каждому, кто знаком с историей и современностью образования - Коменский, Песталоцци, Ушинский, Макаренко, Амонашвили и многие другие педагоги - объединяет важнейшее качество - творческое отношение к делу, стремление его делать как можно лучше.

Так что же такое «Инновационная деятельность учителя»?

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности:

- общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах психологов - исследователей Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой;

- с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется педагогами Ю.К. Бабанским и М.М. Поташником;

- особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бургиным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.

Инновационная деятельность - это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

Педагог Саранцина З.М. в своей статье «Инновации в педагогическом процессе» также определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства [2]. В данном случае, целью инновационной деятельности будет улучшение качества работы.

Выделяет основные признаки инновационной деятельности:

  1. Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.

  2. Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.

  3. Повышения интереса у детей к обучению.

Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия.

Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».[3]

Известный в педагогике дидактик, доктор педагогических наук Михаил Владимирович Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан». [4]

Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ, где основная роль отводится учителю, от которого, в первую очередь, зависит технологичность и продуктивность образовательного процесса.

Выделяют такие отличительные черты инновационной деятельности педагога, как:

  • новизна в постановке целей, задач;

  • глубокая содержательность;

  • оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

  • разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе личностно - ориентированного подхода;

  • чёткое понимание и осознание ожидаемых результатов деятельности;

  • пошаговая рефлексия результатов труда;

  • способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию.

Сегодня каждый наш педагог может с лёгкостью перечислить то, что считается инновационным в работе: содержание, технологии, методики, подходы. Но не каждый берётся представлять свою инновационную деятельность. Очень сложно идёт процесс разработки собственных методических систем, требующих целостности, оригинальности и результативности их применения. Результатом такой работы будут являться авторские программы и технологии, а результатом индивидуальной методической системы - индивидуально-авторский стиль и педагогическая техника, позволяющая педагогу подниматься на более высокие уровни своего

профессионально-личностного развития.

Итак, главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Поддержку педагогов осуществляет руководство ОУ различными средствами: образовательными; материальными; разворачивает процесс рефлексии и понимания каждым особственной педагогической деятельности; создаёт условия для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания; помогает обеспечить вариативность в отборе содержания.

Я, думаю, чтобы изменить более глобальное, необходимо начать с малого, вот именно поэтому самый главный человек для учителя - это его ученик.



Литература:

  1. Указ президента Национальная инициатива «Наша новая школа» [1].

  2. Саранцина З.М. «Инновации в педагогическом процессе». [2] school34murmansk.ru/joom/file/Innovazii.pdf

  3. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 - 21.

  4. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001. [3]

  5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. [4]

  6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987


© 2010-2022