- Преподавателю
- Другое
- «Инновационная деятельность учителя в образовательном процессе»
«Инновационная деятельность учителя в образовательном процессе»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Тупицына О.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему:
«Инновационная деятельность учителя в образовательном процессе»
Изменяя большее, изменяй малое. Все перемены в образовании будут лишь тогда эффективными, когда сами участники образовательного процесса захотят изменить его. Только человек с его стремлениями и поступками - движущая сила любого преобразования.
Что такое настоящее время? Это всего лишь мгновение. Так в какой миг российское образование начнет соответствовать представлениям наших соотечественников о современном образовании? Когда государство станет конкурентным на международном рынке образовательных услуг, куда идёт постепенное продвижение, и приводятся в соответствие с общепринятыми во всем мире требованиями учебные планы и образовательные программы школ, средних специальных учреждений и вузов?
Когда наступит это время?
Должно быть это зависит от того, что происходит с образованием в настоящее время.
Д. А. Медведев в национальной образовательной инициативе: «Наша новая школа» отметил: «Что новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников…».[1]
Для нас, практикующих учителей не секрет, что российское образование построено на лучшем предшествующем педагогическом опыте, который теперь обогащается новым содержанием и базируется на лучших инновационных находках.
Что же такое инновация??? (Инновация - это новшество, нововведение, перемены, реформы, преобразование и др.). Всё это синонимы к данному термину. Но есть одно очень важное действие, объединяющее их - это творческий подход к делу, которое делаешь.
Недаром, педагогов, чьи имена известны каждому, кто знаком с историей и современностью образования - Коменский, Песталоцци, Ушинский, Макаренко, Амонашвили и многие другие педагоги - объединяет важнейшее качество - творческое отношение к делу, стремление его делать как можно лучше.
Так что же такое «Инновационная деятельность учителя»?
В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности:
- общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах психологов - исследователей Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой;
- с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется педагогами Ю.К. Бабанским и М.М. Поташником;
- особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бургиным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.
Инновационная деятельность - это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
Педагог Саранцина З.М. в своей статье «Инновации в педагогическом процессе» также определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства [2]. В данном случае, целью инновационной деятельности будет улучшение качества работы.
Выделяет основные признаки инновационной деятельности:
-
Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
-
Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
-
Повышения интереса у детей к обучению.
Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия.
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».[3]
Известный в педагогике дидактик, доктор педагогических наук Михаил Владимирович Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан». [4]
Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.
Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ, где основная роль отводится учителю, от которого, в первую очередь, зависит технологичность и продуктивность образовательного процесса.
Выделяют такие отличительные черты инновационной деятельности педагога, как:
-
новизна в постановке целей, задач;
-
глубокая содержательность;
-
оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
-
разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе личностно - ориентированного подхода;
-
чёткое понимание и осознание ожидаемых результатов деятельности;
-
пошаговая рефлексия результатов труда;
-
способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию.
Сегодня каждый наш педагог может с лёгкостью перечислить то, что считается инновационным в работе: содержание, технологии, методики, подходы. Но не каждый берётся представлять свою инновационную деятельность. Очень сложно идёт процесс разработки собственных методических систем, требующих целостности, оригинальности и результативности их применения. Результатом такой работы будут являться авторские программы и технологии, а результатом индивидуальной методической системы - индивидуально-авторский стиль и педагогическая техника, позволяющая педагогу подниматься на более высокие уровни своего
профессионально-личностного развития.
Итак, главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Поддержку педагогов осуществляет руководство ОУ различными средствами: образовательными; материальными; разворачивает процесс рефлексии и понимания каждым особственной педагогической деятельности; создаёт условия для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания; помогает обеспечить вариативность в отборе содержания.
Я, думаю, чтобы изменить более глобальное, необходимо начать с малого, вот именно поэтому самый главный человек для учителя - это его ученик.
Литература:
-
Указ президента Национальная инициатива «Наша новая школа» [1].
-
Саранцина З.М. «Инновации в педагогическом процессе». [2] school34murmansk.ru/joom/file/Innovazii.pdf
-
Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 - 21.
-
Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001. [3]
-
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. [4]
-
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987