• Преподавателю
  • Другое
  • Самоанализ работы учителя истории МОУ Изегольская ООШ Серышева Светлана Николаевна

Самоанализ работы учителя истории МОУ Изегольская ООШ Серышева Светлана Николаевна

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ работы учителя истории Изегольской ООШ

Серышевой Светланы Николаевны.


В современном обществе наблюдается рост объема информации и от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие качества, как способность ориентироваться и активно адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно принимать решения. В связи с запросами общества перед школой сегодня стоят задачи - повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика. Поэтому свою задачу как учителя вижу в том, чтобы не только вооружить школьников знаниями и умениями, но и формировать самостоятельность, способность к независимости мысли. научить сознательно и самостоятельно добывать знания. Стараюсь свои уроки строить так, чтобы они заставляли обучающихся мыслить, рассуждать, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

Для решения этой задачи на мой взгляд в школе есть следующие проблемы: низкая учебная мотивация и отсутствие интереса некоторых обучающихся к учебной деятельности.

Одним из средств, повышающих мотивацию учения и обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной активности обучающихся является проблемное обучение технологию, которого я использую в своей практике.

Целью применения проблемного обучения является активизация мыслительной деятельности обучающихся, развитие их познавательных и творческих способностей.

Для достижения наилучших результатов в применении данной технологии, первоначально мною были изучены работы И.Скаткина, М.Махмутова, А.Матюшкина, И.Лернера, которые внесли наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения, также статьи образовательных сайтов сети Интернет.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками. Центральным звеном в проблемном обучении и начальным моментом мыслительной деятельности является проблемная ситуация, так как именно она побуждает к поиску новых знаний и способов деятельности для преодоления затруднительного положения. Создавая проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу, направляю обучающихся на её решение, организую поиск решения. Проблемный вопрос должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Уровень проблемности и самостоятельности обучающихся зависит от их возраста, индивидуальных особенностей, от уровня подготовленности обучающихся класса, к старшим классам он становиться выше. Элементы проблемности включаю почти во все уроки, на разных этапах урока. Использую факты, которые вызывают удивление, кажутся неожиданными. В своей практике использую разные методы проблемного обучения: частично-поисковый, репродуктивный, проблемное изложение, исследовательский методы. Названные методы применяются при работе с историческими текстами, документами, картами. Даю исторические тексты с ошибками и предлагаю найти ошибки, и исправить их, или же самим составить тексты с ошибками. Предлагаю практическую работу по тексту документа, по карте - эти задания нужны для развития умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Частично - поисковый метод применим при подготовке сообщений, докладов, рефератов. Для усвоения понятий по темам использую терминологические диктанты, составление тестовых заданий. Для усвоения прочных знаний хронологии применяю хронологические диктанты.

Но проблемное обучение не применяю при изучении изобилующего фактами нового материала или вижу сложность материала для обучающихся.

В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Мой педагогический принцип - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, стимулировать к личностному росту, а не дать готовые знания, которые в скором времени забудутся. Изучение истории направлено на развитие творческого мышления обучающихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа информации поэтому для развития творческого потенциала обучающиеся выполняют творческие работы. Много внимания уделяю работе с научной, справочной литературой, при подготовке таких работ предлагаю выполнять работу индивидуально или в группе, что ведет к коллективному взаимообучению.

Работая в среднем звене 5-9 классах применяю игровые технологии. Именно в игровой ситуации у обучающихся возникает возможность проявить умственную активность, свои индивидуальные качества. Даже незначительный элемент игры вносит позитивные изменения в образовательный процесс. Так, мои ученики составляют тематические кроссворды, головоломки, затем на уроке обмениваются составленными кроссвордами, тестами и решают их. Использование игр помогает поддерживать интерес к предмету. Стараюсь даже эпизодический интерес не оставить незамеченным, поскольку для обучающихся среднего звена одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться поощрения, и успеха.

Практикую применение информационных пауз на уроках , эти приемы помогают «оживить» урок и обеспечить смену видов деятельности.

Использую здоровьесберегающие технологии, применяя физминутки, проветривание классной комнаты перед уроком.

Большое внимание уделяю методам контроля, применяя разнообразные формы. Учу учащихся самопроверке, взаимопроверке, даю возможность побыть в роли учителя.

Оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала. В моей дидактической копилке содержатся материалы развивающих заданий по истории и обществознанию, которые систематизирую по темам. Также составляю пакет контрольно - измерительных материалов по всем темам, что позволяет мне выстраивать учебный процесс планомерно и целенаправленно на основе анализа и отслеживания и своевременной ликвидации существующих пробелов.

Дифференцированный подход, организованный по уровню развития обучающихся, использование проблемного обучения, игровых технологий способствуют развитию способностей обучающихся и соответственно росту качества знаний.

За последние три года неуспевающих по предмету нет, успеваемость составляет 100%.

Качество знаний колеблется от 45% до 71%. В 2009-2010 и 2010-2011 уч. годах качество составляло 45%, в 2011-2012 уч.году. качество составило 71%.

Ежегодно обучающиеся выпускного класса выбирают экзамены по истории для итоговой аттестации. Результаты итоговой аттестации выпускников свидетельствуют о повышении качества обучения по истории. Так, в 2011-2012 уч.году качество составило 100%.

Мои ученики являются участниками олимпиады по истории школьного, муниципального и регионального этапах Всероссийской олимпиады.

Так, в 2009-2010уч.году ученик 9 класса Серышев Дмитрий занял первое место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиада школьников по истории и стал участником регионального этапа Всероссийской олимпиады.

В 2011-2012 учебном году ученица 9 класса Холюченко Дарья стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады.

Мои ученики принимают участие в конкурсах разного уровня.

Поддерживать интерес к предмету помогает и внеурочная деятельность. Проведение предметных недель, в рамках которых проходят всевозможные конкурсы, учебные игры, работа краеведческого кружка «Юный краевед».

Под моим руководством члены кружка занимаются исследовательской деятельностью. Так, нами был собран материал по истории села, школы, оформлены стенды, созданы презентации.

Преподаю факультатив «Краеведение». Разработанная мною программа факультативного курса «Краеведение» утверждена методическим советом ОНО и используется в своей деятельности педагогом другого образовательного учреждения района.

Являясь классным руководителем, стараюсь быть в курсе всех успехов и неудач своих ребят. Главное в общении с детьми это - доброта, помощь, сотрудничество. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития творческой личности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Особенно мои ученики любят интеллектуальные классные часы, всепредметные викторины, сами составляют задания для их проведения.

Обучающиеся моего класса принимают активное участие в жизни школы. Являются участниками различных конкурсов.

Так, ученица 9 класса Холюченко Дарья стала призером конкурса на противопожарную тему, ученик 9 класса Карташев Иван принял участие в конкурсе презентаций «Вот моя деревня», посвященном 85-летию Тулунского района.

Большое внимание придаю сотрудничеству с родителями, так как считаю, что заинтересованность родителей в успехах своего ребенка значительно снизилась в последнее время, да и ослабла воспитательная функция семьи в целом. Для разрешения данных проблем разработала систему взаимодействия с родителями, которая осуществляется в различных формах: посещение семей, индивидуальные консультации для родителей, письма родителям, через дневник ученика, классные родительские собрания.

На сайте школы имею свою личную страницу, на которой опубликованы открытые уроки, разработки внеклассных мероприятий, материалы выступления на заседании ШМО и РМО.

В межаттестационный период повышала свое профессиональное мастерство через самообразование, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение. За период прошедший с последней аттестации мне удалось реализовать следующее:

  • в определенной степени систематизировать накопленный материал по теме самообразовательной работы;

  • выступить на заседании РМО с темой «Самостоятельная работа учащихся на уроках истории»;

  • представить опыт работы по теме «Применение тестовых заданий на уроках истории» на заседании ШМО.

Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей. Опытом своей работы делясь с коллегами: провожу открытые уроки, участвую в работе КМО, РМО, на сайте школы имею свою личную страницу, на которой опубликованы открытые уроки, разработки внеклассных мероприятий, материалы выступления на заседании ШМО и РМО.

В коллективе взаимоотношения с коллегами доброжелательные, нахожу поддержку своих коллег во всех начинаниях.

Использую передовой опыт учителей района в своей педагогической деятельности.

Задачами своей работы считаю:

  • формирование устойчивой мотивации к учению у всех обучающихся;

  • активнее внедрять инновационные формы обучения в преподавании истории и обществознания;

Планирую продолжить работу:

по совершенствованию своего педагогического мастерства через самообразование, курсы повышения квалификации.









© 2010-2022