Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе нормативных документов: На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Уровень обучения – базовый.     Планирование ориентировано на учебник: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 224 с.: ил.
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Семенкино

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ

________Гилязова М.Р. МБОУ СОШ с. Семенкино с. Семенкино

_________Вахитова А.И. ___________Галиев Р.Г.

Протокол №___от

«___»_________20___г. «___ » _________2014 г Приказ №___ от

«___» ______ 2014 г.






Рабочая программа

по природоведению

5 класс




Составила:

учитель географии

МБОУ СОШ с. Семенкино

Ишбулдина В. Р.




Семенкино

2014 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по географии разработана на основе нормативных документов:

1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74).

2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.10. 2012).

3) Приказа МО РБ от 06.05.2014 года № 824 «О рекомендуемом базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ на 2014-2015 учебный год».

4) Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».

5) Учебного плана МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

6) Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

7) На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Уровень обучения - базовый.


Планирование ориентировано на учебник: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 224 с.: ил.

Основная задача курса: формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся - их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников - задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира.








Содержание программы

Введение (8 ч).

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение - все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Многообразие природных явлений, физические и химические явления в живой и неживой природе (14 ч).

Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное существо. Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Биологические явления. Особенности живого организма (32 ч).

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.

Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник - жертва», «паразит - хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища - источник энергии. Солнце - источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород - необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка - целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч).

Глобальные изменения облика Земли.

Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере.

Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере.

Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере.

Движение вод в биосфере.

Биосфера - все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Освоение человеком природы (5 ч).

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.).

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль над состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.




Требования к уровню подготовки обучающихся


знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь:

  • узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

Количество

часов

Практические

работы

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ

8


МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

2


ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

5


ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

7

1

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

3

2

ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

17

3

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

12

2

ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ И В КОСМОСЕ

9

1

ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ

5


ИТОГО

68

9




Календарно - тематический план


п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание


по плану

фактическая



ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ (8 часов)

1

Живая и неживая природа.





2

Урок-экскурсия.





3

Загадки природы.





4

Единство живой и неживой природы.





5

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.





6

Изменяется ли окружающий нас мир?





7

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?





8

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?






МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ (2 часа)

9

Всё течёт, всё изменяется.





10

Чем различаются химические и физические явления?






ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (5 часов)

11

Наблюдение признаков химической реакции.





12

Можно ли повлиять на химическую реакцию?





13

Какие условия необходимы для реакции горения?





14

Вещества, образуемые растениями.





15

Подведём итоги.




ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (7 часов)

16

Что необходимо знать, изучая физические явления?





17

Магнитные и электрические явления. Практическая работа №1. «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».





18

Механическое движение в живой и неживой природе.





19

Световые явления в живой и неживой природе.





20

Свет в жизни живых организмов.





21

Звуковые явления в живой и неживой природе.





22

Подведём итоги.




БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (3 часа)

23

Как идёт жизнь на Земле





24

Прибор, открывающий «невидимое». Практическая работа №2. «Знакомство с микроскопом».





25

Живое и неживое под микроскопом. Практическая работа №3. «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».






ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА (17 часов)

26

Как размножаются живые организмы?





27

Как размножаются животные?





28

Как размножаются растения?





29

Строение семени.

Практическая работа №4. «Изучение строения семени».





30

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?





31

Как переселяются растения?





32

Подведём итоги.



33

Почему всем хватает места на Земле?





34, 35

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?





36

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?





37

Подведём итоги.



38

Как питаются разные животные?





39

Как питается растение?

Практическая работа №5. «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа»





40

Только ли лист кормит растение? Практическая работа №6. «Рассматривание корней растений».





41

Как питаются паразиты?





42

Подведём итоги.




ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (12 часов)

43

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?





44

Можно ли жить без воды?





45

Можно ли жить не питаясь?





46

Живые организмы зимой.



47

Как можно добыть энергию для жизни?





48

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?





49

Подведём итоги по теме «Минеральное питание живых организмов».



50

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Практическая работа №7. «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»





51

Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

Практическая работа №8. «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов»





52

Можно ли жить и не дышать?





53

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?





54

Подведём итоги по теме «Что мы узнали о жизни на Земле».




ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ И В КОСМОСЕ (9 часов)

55

Изменение облика Земли и живых организмов.





56

Движение литосферы.





57

Движение атмосферы





58

Движение гидросферы.





59

Круговорот воды в природе.





60

Взаимосвязь сфер Земли.





61

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

Практическая работа №9. «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».





62

Подведём итоги по теме «Движение в сферах планеты».


63

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.






ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ (5 часов)

64

Роль современной науки в жизни человечества.





65

Человек - часть природы.





66

Влияние человека на биосферу.





67

Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.





68

Итоговое занятие «Задания на лето»






Информационно-методическое обеспечение


Литература:


Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2002;

дополнительной литературы для учителя:

Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. - 528с.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. - 556с.

«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;


Средства обучения:


Печатные пособия.


Таблицы:

Портреты великих ученых - естествоиспытателей;

Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты;


Глобус.


Технические средства обучения

  1. Ноутбук;

  2. Мультимедийный проектор;

  3. Экран проекционный;


Учебно - лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.

Натуральные объекты

Коллекции, образцы: гербарии



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка - информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.

Отметка - числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.


© 2010-2022