• Преподавателю
  • Другое
  • РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТУРНИРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТУРНИРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК 371.8   роль экологических турниров в формировании профессионально значимых качеств обучающихся   С.С. Юферев, М.И. Лесовская Красноярский  государственный аграрный университет г. Красноярск   Рассматриваются организационные аспекты экологических турниров как инструмента формирования универсальных личностно значимых качеств будущего профессионала. Ключевые слова: экологический турнир, интеллектуальные соревнования, профессионально значимые качества.   Экологическая культура, наряду с профес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 371.8

роль экологических турниров в формировании профессионально значимых качеств обучающихся


С.С. Юферев, М.И. Лесовская

Красноярский государственный аграрный университет

г. Красноярск

Рассматриваются организационные аспекты экологических турниров как инструмента формирования универсальных личностно значимых качеств будущего профессионала.

Ключевые слова: экологический турнир, интеллектуальные соревнования, профессионально значимые качества.

Экологическая культура, наряду с профессиональной культурой, представляет важную часть профессионального арсенала личности. Квалиметрировать этот комплекс трудно, но его формирование, развитие и пополнение является одной из целевых функций системы образования [2]. Проблемы взаимодействия общества и окружающей среды связаны с любой профессией, поэтому экологизация образования остаётся в числе актуальных направлений работы системы образования, обеспечивающих профессиональное самоопределение обучающихся [1].

В связи с обострением проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой по решению Генеральной Ассамблеи ООН период 2005-2015 гг., начиная с 22 марта 2005 года, провозглашён Международным десятилетием действий «Вода для жизни» [4]. Поэтому начиная с 1992 года в соответствии с резолюцией конференции ООН по окружающей среде и развитию, инициированной знаменитым Ж.-И. Кусто, а также по решению ЮНЕСКО [3] мировое сообщество отмечает 22 марта Международный День Воды. Не менее важной является другая весенняя дата - 22 апреля. Это глобальный День Земли (Earth Day), учреждённый в 1970 году сенатором США штата Висконсин Г. Нельсоном и с тех пор ежегодно отмечаемый во многих странах (в России с 1995 года).

В школах, гимназиях, лицеях и колледжах города к этим датам приурочены различные мероприятия и формы экологического просвещения. К таким формам относятся Экологические турниры между командами школьников из различных районов города. С одной стороны, Экологический турнир проводится как яркий праздник, оживляющий школьные будни. С другой стороны, это интеллектуальное соревнование учащихся с использованием таких элементов, как эстафета, конкурс экологических плакатов, экологический брейн-ринг, публичная защита проектов под девизом «Мы в ответе за судьбу Енисея». Каждый год приносит новое в организацию Экологических турниров, но некоторые элементы уже стали традициями. Так, учителя готовят свои команды, опираясь на правила, критерии и обширный информационный банк вопросов, коллективно разработанный на экологических семинарах в рамках программы «Экологические турниры и брейн-ринги», до 2005 года осуществлявшейся под эгидой управления образования г. Красноярска.

Традиционными блоками программы Дней Воды и Земли являются следующие.

1. Экологическая эстафета. В короткое время участникам предлагается пройти серию «Экологических лабораторий» (тематические блоки заданий). В роли руководителей лабораторий выступают учителя (координаторы команд). Цель работы в каждой подобной лаборатории состоит в том, чтобы за фиксированное время разгадать наибольшее количество биологических и экологических ребусов, шарад и кроссвордов. Результаты работы оцениваются в баллах.

Одновременно группа поддержки зарабатывает дополнительные баллы для своей команды, создавая экологические плакаты по выбранной теме и указанным критериям (конструктивность, художественное оформление, отражение региональных проблем и т.д.). Стартовые условия для художников одинаковы: листы бумаги, краски и фломастеры предоставляют организаторы праздника.

2. Экологический турнир команд, на котором необходимо не только быстро и правильно ответить на вопрос, но и обосновать ответ. Команды играют попарно, сначала выявляются лидеры и аутсайдеры, а затем аутсайдерам дают возможность «отыграться» в ходе специального турнира.

Психологический выигрыш такого двухступенчатого турнира очевиден. Участникам, немного растерявшимся вначале или по разным причинам мало знакомым с правилами брейн-рингов, предоставляют шанс проявить себя. Многие учащиеся успешно используют подобную возможность, намного лучше и свободнее работая в «турнире аутсайдеров». Таким образом, возможность выявления лидеров была предоставлена всем командам независимо от исходного уровня подготовки.

3. Экологический ринг командных лидеров, чей рейтинг создаётся на глазах зрителей и, следовательно, является объективным, а не формальным. Этот рейтинг не зависит, например, от назначения капитана команды учителем, а определяется индивидуальными способностями и успехами игрока.

Несмотря на то, что интеллектуальный турнир может потребовать времени сверх регламента, уставших практически не бывает: энтузиазм и вдохновение поддерживают участников вплоть до окончания конца праздника. После вручения наград победителям координаторы команд и оргкомитет обмениваются своими впечатлениями по горячим следам в ходе заключительного круглого стола.

Анализ результатов проведения в течение ряда лет мероприятий под названием «Международный День Воды» позволил выявить основные организационные условия успешности Экологических турниров.

1. Подготовительная работа оргкомитета по созданию открытого информационного пространства. Всем участникам и их тренерам заранее был известен общий фонд вопросов и тематических разделов, из которых отбирались «брейн-ринговые» вопросы. Этот фонд был заведомо избыточным включая около 300 вопросов с примерными ответами на них. Несмотря на то, что время на информационную подготовку команд было ограничено одной-двумя неделями, школьники успевали проработать этот внушительный объём, в результате и ни один вопрос не ставил их в тупик.

2. Интеллектуальное приращение. В море даже хорошо знакомых фактов необходимо уметь быстро ориентироваться (память), помогать друг другу (взаимоподдержка и взаимовыручка), цивилизованно конкурировать друг с другом (этика интеллектуального соревнования).

3. Эмоциональная окраска. Эмблемы, выразительные плакаты группы поддержки с подбадривающими лозунгами, элементы оформления командной принадлежности в одежде - любимая молодёжная атрибутика. В качестве «домашнего задания», команды предоставляли на конкурс «Дня Воды» заранее подготовленные экологические плакаты, демонстрируя фантазию, гражданскую позицию, сообразительность и находчивость, эстетический вкус, а также чувство меры и юмор. Сюжет, идея и оформление плакатов получали оценку и комментарии экспертной группы, включающей учителей, зрителей и участников праздника, что создавало благоприятную атмосферу и приподнятое настроение. Прекрасным фоном являлись и музыкально-хореографические паузы, популярные в школах в настоящее время.

4. Смешанное жюри. В его состав входят все координаторы команд и учителя принимающей школы, а также студенты старших курсов и практиканты-дипломники, профессионально ориентированные на изучение и решение проблем экологии, психологии и педагогики в профессиональном обучении

5. Психологическая поддержка. При ответе на сложные вопросы команды могут обращаться за помощью не только к группам поддержки, но и многочисленным зрителям. При этом баллы за правильный ответ, поступивший из зала, по желанию его автора дарятся какой-либо из команд, поскольку не только конкуренция, но и взаимопомощь создает устойчивость экосистемы.

Таким образом, при использовании интеллектуальных соревнований в форме Экологических турниров расширяется образовательный кругозор учащихся, формируются универсальные личностные качества, необходимые в будущей профессиональной деятельности: корпоративный дух и этика, коммуникабельность, ответственность, креативность и др. Подобные интеллектуальные соревнования позволяют выявить и стимулировать творческий потенциал участников, создают необходимый общекультурный фон. Невозможно переоценить значение работы, развивающей экологическое мышление учащихся, навыки оформления проектов и публичных выступлений. Это необходимые компоненты мотивированного, а следовательно, эффективного обучения, неразрывно связанного с воспитанием людей, способных профессионально состояться.

Библиографический список


  1. Ильиных Е.В., Лесовская М.И. Будущие менеджеры нужны школе будущего / Организационно-педагогические основы профориентации и трудоустройства выпускников вуза в условиях рыночной экономики: материалы Региональной научно-практической конференции. -Красноярск: КрасГАУ, 8 февраля, 21 марта 2013 г. - С. 49-52.

  2. Лесовская М.И., Лесовская Л.В.Экологическая культура: попытка измерить неизмеримое // Вестник КрасГАУ. - 2013, №8. - С. 265-271.

  3. Повестка дня на XXI век (резолюция конференции ООН по устойчивому развитию). - ООН: Рио-де-Жанейро, 1992.

  4. Публикация Департамента общественной информации ООН (DPI /2378). Сентябрь 2005 года. unrussia.ru.



© 2010-2022