• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогическое сопровождение участников творческого процесса (фрагмент автореферата кандидатской диссертации)

Педагогическое сопровождение участников творческого процесса (фрагмент автореферата кандидатской диссертации)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое сопровождение участников творческого процесса

(фрагмент автореферата кандидатской диссертации)

Сенина Ольга Ивановна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «Экспериментальный лицей

«Научно-образовательный комплекс»,

г. Усть-Илимск

Современные исследователи рассматривают феномен творчества в контексте не только учебной, но и жизненной компетентности. В рамках данного подхода творчество выступает как естественный способ жизненной и будущей профессиональной самореализации человека, приносящей ему удовлетворение от ощущения собственной успешности, полезности и конкурентоспособности в современных социально-экономических условиях.

Включая творческую деятельность в учебный процесс, были проанализированы работы психологов Э. Ландау, Н. Лейтес и др., предупреждающих о возможных рисках в ходе творческого процесса, связанных с изменением эмоционального и психического состояния человека, проявляющиеся в стрессе- эустрессе, социальной депривации и т.д. С учетом обозначенных моментов был теоретически разработан алгоритм педагогического сопровождения подростка на всех этапах творческого процесса, действие которого нашло свое выражение в практике.

Таблица 1.

Алгоритм педагогического сопровождения

учащегося в творческом процессе

Этап

Характеристика этапа

Возможные действия учителя

1

Накопление знаний, постановка проблемы

наполнить знания ученика фактами и событиями, образно-эмоционально воздействовать на его чувства, обучить приемам воплощения идеи в творческий продукт. Важно научить ученика отойти от стереотипов мышления, подвергнуть сомнению привычные факты.

2

Сосредоточение усилий

необходимо предоставить ученику свободное время, творческую атмосферу, тишину в помещении. Необходимо помнить, что для одних важно быть в коллективе, обсуждать, для других - быть в одиночестве. Важно научиться слышать себя и других.

3

Инкубационный период

этап с точки зрения эвристики может вызвать разочарование. Компенсирующие меры: переключение на другой вид деятельности (например, оформление текста, подбор иллюстраций по теме, подготовка инструмента, оборудования и пр.).

4

Период «инсайта»

важно обеспечить положительные эмоции, нельзя отрицательно относиться к ученическому изобретению, критиковать. Если что-то вышло не так, как задумано, то вместе с учеником следует вернуться на этап номер один, т.е., добавить новый материал (расширить содержание) или рассмотреть другие варианты воплощения творческого продукта.

5

Воплощение замысла в конкретный продукт, проверка своей гипотезы и презентации своего творения

обучение защите и презентации своего творения, рефлексии, анализу и сравнению других продуктов творческой деятельности

В процессе теоретического анализа и осмысления собственного практического опыта работы в педагогической сфере мы пришли к выводу о том, что обучение творческой деятельности поддается не только алгоритмизации, но и дидактически оформляется в отдельное направление. Анализ различных авторов и технологий позволил выделить особенности творческой деятельности от развивающего, эвристического и продуктивного обучения. В теоретической части нашего исследования эта особенность зафиксирована не только в механизме саморазвития личности учащегося и способности в выстраивании собственной образовательной траектории, но и собственного образовательного пространства, а также установки на способности к обучению творческой деятельности.

Творческая деятельность отражает комбинаторные способности, что выражается в синтезе информации и выступает, прежде всего, как деятельность коммуникативная.


© 2010-2022