Урок по ОЗОЖ Богиня Мнемозина

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Поповка Саратовского района Саратовской области»

Учебное занятие по основам здорового образа жизни

в 7-м классе по теме:

«Богиня Мнемозина: что хранит ваша память?»








учитель биологии, экологии, ОЗОЖ

МОУ «СОШ села Поповка Саратовского района Саратовской области»

Кухта Наталия Александровна







2010 г.


Учебное занятие: «Богиня Мнемозина: что хранит ваша память?»

Цель: Осознание учащимися сложности процесса памяти и его взаимосвязи с

другими компонентами психики человека.

Тип урока: Формирование знаний и умений

Вид урока: Урок - презентация

Основные понятия: память, виды памяти: кратковременная,

долговременная, зрительная, слуховая, смысловая ,

механическая, эмоциональная.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Этапы урока:

  1. Сообщение темы, цели и плана урока (слово учителя)

  2. Изучение нового материала (производится в виде лекции, беседы, тестовых заданий)

  3. Закрепление материала

Ход занятия:

Что вы делали вчера? Какой мультфильм вам нравится? Кто его герои? Как они себя ведут? А кто ваши друзья? Где вы отдыхали прошлым летом?

Всё это и многое другое содержится в вашем внутреннем мире, помогает ориентироваться в своих поступках, формулировать свои мысли. Хранит всю эту информацию наша память.

Память - способность мозга сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт (информацию и эмоции).

Что значит запомнить? Учёные полагают, что при поступлении сигнала от органов чувств в клетках мозга происходят какие-то биохимические изменения (перестройка молекул).

Известны случаи исключительной памяти: знаменитый шахматист А.Алёхин мог играть вслепую на 40 досках; Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего 30-тысячного войска.

У каждого органа чувств своя образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая), она есть и у животных. Но у человека, в отличие от животных есть речь и язык, а поэтому и словесная память. Словесная память многократно увеличивает возможности запоминания. В зависимости от нашего желания мозг может запоминать очень ненадолго (кратковременная память) или надолго (долговременная память). Запоминание может быть механическим (без придания смысла) и логическим, когда в информации выделяются связи, определяется смысл, логика.

Тестирование различных видов памяти.


Объём кратковременной памяти. Зрительная знаковая память. Предъявляется ряд цифр на три секунды. Необходимо запомнить их и записать в этом же порядке.

9, 3, 7, 2, 6, 8, 0, 5, 4, 7, 3… Норма 7 ± 2 знака.

Зрительная образная память. Предлагается в течение двух минут посмотреть на 20 предметов, изображённых на слайде. Затем по памяти в течение одной минуты записать названия предметов, которые запомнились. Если вы запомнили меньше 10 предметов - ваша память недостаточна; 10 - 15 - средняя; 16 - 18 -хорошая; 19 - 20 - исключительная.

Слуховая память. Читается три раза равномерно с перерывом в одну секунду ряд чисел:642, 893, 578, 752, 463, 739, 327, 146, 423, 951. После этого требуется записать их по памяти в любом порядке. Каждое правильное число - 10 % .

Логическая (смысловая) память. Читается один раз, с интервалом в 2 секунды 10 пар слов, связанных между собой по смыслу: луч - солнце; медь - свинец; сучок - ёлка; год - месяц; нуль - число; свет - заря; шум - водопад; дом - обед, нож - вилка; лист - дерево.

Через 10 секунд перерыва читаются только первые слова, второе слово пары нужно вспомнить и записать. Норма - не менее 60 %.

Механическая память (гораздо слабее логической). Попробуйте запомнить пары логически несвязанных слов: кнопка - книга, лампа - стул, небо - ручка, дрова - отметка, краска - дорога, балкон - самолёт, телевизор - пальто, снег - блокнот, число - стекло, верёвка - час).

Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания, которые испытываются при тех или иных обстоятельствах.

Укажите незабываемые моменты для каждого случая, указанного ниже:

  1. Незабываемый праздник: _____________

  2. Незабываемая поездка: ______________

  3. Незабываемый гость: _____________

  4. Незабываемый успех: _____________

Оцените себя по каждому виду памяти по пятибалльной системе

Я =

память

Виды памяти


  1. Кратковременная .Зрительная знаковая


  1. Зрительная образная


  1. Слуховая (словесная)


  1. Логическая (смысловая)


  1. Механическая


  1. Эмоциональная

Забывание: Свойство мозга запоминать дополняется свойством забывать. Это защитный механизм человека от перегрузки информацией и эмоциями. С другой стороны, забывчивость мешает в учёбе. Необходимо учитывать, что из того, что мы слышали - забывается 90 %, из того, что видели - 50 %, а что делали - только 10%.

Документированная память. Образ самого себя на различных этапах жизненного пути формируется и сохраняется в памяти с помощью фотографий, киносъёмки, дневниковых записей. Как образно сказал писатель И.Ефремов: книги, записи, документы - это «продолжение нашего мозга». Если хотите гарантировать запоминание - записывайте информацию.

Десять заповедей Мнемозины

( в греческой мифологии - богиня памяти, мать девяти муз)

  1. Внимание - резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы.

  2. Цель - запомнить, обеспечит длительное сохранение информации.

  3. Используйте смысловое запоминание - разбейте материал на части, найдите в каждой части смысл.

  4. Знайте об эффекте прерывания - если решение задачи прервано, оно запомнится лучше по сравнению с благополучно решённой.

  5. Лучше 2 раза прочесть и 2 раза воспроизвести, чем 5 раз читать без воспроизведения.

  6. Повторяйте материал по «горячим следам», лучше перед сном и утром.

  7. Учитывайте «правило края»: лучше запоминается начало и конец информации, а середина выпадает.

  8. Настоящая мать учения - применение.

  9. Где возможно, используйте мнемотехнику - искусственные приёмы запоминания:

а) связь с тем, что хорошо запоминается («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - названия цветов спектра);

б) рифмование («Фенолфталеиновый в щелочной среде малиновый»);

в) пропевание

10. Если результаты проверки памяти плохие, не теряйте надежды - память поддаётся

тренировке.


© 2010-2022