- Преподавателю
- Другое
- Урок по ОЗОЖ Богиня Мнемозина
Урок по ОЗОЖ Богиня Мнемозина
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Кухта Н.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Поповка Саратовского района Саратовской области»
Учебное занятие по основам здорового образа жизни
в 7-м классе по теме:
«Богиня Мнемозина: что хранит ваша память?»
учитель биологии, экологии, ОЗОЖ
МОУ «СОШ села Поповка Саратовского района Саратовской области»
Кухта Наталия Александровна
2010 г.
Учебное занятие: «Богиня Мнемозина: что хранит ваша память?»
Цель: Осознание учащимися сложности процесса памяти и его взаимосвязи с
другими компонентами психики человека.
Тип урока: Формирование знаний и умений
Вид урока: Урок - презентация
Основные понятия: память, виды памяти: кратковременная,
долговременная, зрительная, слуховая, смысловая ,
механическая, эмоциональная.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Этапы урока:
-
Сообщение темы, цели и плана урока (слово учителя)
-
Изучение нового материала (производится в виде лекции, беседы, тестовых заданий)
-
Закрепление материала
Ход занятия:
Что вы делали вчера? Какой мультфильм вам нравится? Кто его герои? Как они себя ведут? А кто ваши друзья? Где вы отдыхали прошлым летом?
Всё это и многое другое содержится в вашем внутреннем мире, помогает ориентироваться в своих поступках, формулировать свои мысли. Хранит всю эту информацию наша память.
Память - способность мозга сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт (информацию и эмоции).
Что значит запомнить? Учёные полагают, что при поступлении сигнала от органов чувств в клетках мозга происходят какие-то биохимические изменения (перестройка молекул).
Известны случаи исключительной памяти: знаменитый шахматист А.Алёхин мог играть вслепую на 40 досках; Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего 30-тысячного войска.
У каждого органа чувств своя образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая), она есть и у животных. Но у человека, в отличие от животных есть речь и язык, а поэтому и словесная память. Словесная память многократно увеличивает возможности запоминания. В зависимости от нашего желания мозг может запоминать очень ненадолго (кратковременная память) или надолго (долговременная память). Запоминание может быть механическим (без придания смысла) и логическим, когда в информации выделяются связи, определяется смысл, логика.
Тестирование различных видов памяти.
Объём кратковременной памяти. Зрительная знаковая память. Предъявляется ряд цифр на три секунды. Необходимо запомнить их и записать в этом же порядке.
9, 3, 7, 2, 6, 8, 0, 5, 4, 7, 3… Норма 7 ± 2 знака.
Зрительная образная память. Предлагается в течение двух минут посмотреть на 20 предметов, изображённых на слайде. Затем по памяти в течение одной минуты записать названия предметов, которые запомнились. Если вы запомнили меньше 10 предметов - ваша память недостаточна; 10 - 15 - средняя; 16 - 18 -хорошая; 19 - 20 - исключительная.
Слуховая память. Читается три раза равномерно с перерывом в одну секунду ряд чисел:642, 893, 578, 752, 463, 739, 327, 146, 423, 951. После этого требуется записать их по памяти в любом порядке. Каждое правильное число - 10 % .
Логическая (смысловая) память. Читается один раз, с интервалом в 2 секунды 10 пар слов, связанных между собой по смыслу: луч - солнце; медь - свинец; сучок - ёлка; год - месяц; нуль - число; свет - заря; шум - водопад; дом - обед, нож - вилка; лист - дерево.
Через 10 секунд перерыва читаются только первые слова, второе слово пары нужно вспомнить и записать. Норма - не менее 60 %.
Механическая память (гораздо слабее логической). Попробуйте запомнить пары логически несвязанных слов: кнопка - книга, лампа - стул, небо - ручка, дрова - отметка, краска - дорога, балкон - самолёт, телевизор - пальто, снег - блокнот, число - стекло, верёвка - час).
Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания, которые испытываются при тех или иных обстоятельствах.
Укажите незабываемые моменты для каждого случая, указанного ниже:
-
Незабываемый праздник: _____________
-
Незабываемая поездка: ______________
-
Незабываемый гость: _____________
-
Незабываемый успех: _____________
Оцените себя по каждому виду памяти по пятибалльной системе
Я =
память
Виды памяти
-
Кратковременная .Зрительная знаковая
-
Зрительная образная
-
Слуховая (словесная)
-
Логическая (смысловая)
-
Механическая
-
Эмоциональная
Забывание: Свойство мозга запоминать дополняется свойством забывать. Это защитный механизм человека от перегрузки информацией и эмоциями. С другой стороны, забывчивость мешает в учёбе. Необходимо учитывать, что из того, что мы слышали - забывается 90 %, из того, что видели - 50 %, а что делали - только 10%.
Документированная память. Образ самого себя на различных этапах жизненного пути формируется и сохраняется в памяти с помощью фотографий, киносъёмки, дневниковых записей. Как образно сказал писатель И.Ефремов: книги, записи, документы - это «продолжение нашего мозга». Если хотите гарантировать запоминание - записывайте информацию.
Десять заповедей Мнемозины
( в греческой мифологии - богиня памяти, мать девяти муз)
-
Внимание - резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы.
-
Цель - запомнить, обеспечит длительное сохранение информации.
-
Используйте смысловое запоминание - разбейте материал на части, найдите в каждой части смысл.
-
Знайте об эффекте прерывания - если решение задачи прервано, оно запомнится лучше по сравнению с благополучно решённой.
-
Лучше 2 раза прочесть и 2 раза воспроизвести, чем 5 раз читать без воспроизведения.
-
Повторяйте материал по «горячим следам», лучше перед сном и утром.
-
Учитывайте «правило края»: лучше запоминается начало и конец информации, а середина выпадает.
-
Настоящая мать учения - применение.
-
Где возможно, используйте мнемотехнику - искусственные приёмы запоминания:
а) связь с тем, что хорошо запоминается («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - названия цветов спектра);
б) рифмование («Фенолфталеиновый в щелочной среде малиновый»);
в) пропевание
10. Если результаты проверки памяти плохие, не теряйте надежды - память поддаётся
тренировке.