Выступление на городской Школе педагогического мастерства

Представленный материал адресован учителям школ и педагогам дополнительного образования. Педагоги и учителя познакомятся с одной из педагогических технологий – технологией коллективного способа обучения (КСО). Эту технологию можно успешно  применить на ваших уроках и занятиях. Раскрыто понятие «технологии коллективного способа обучения»,  принципы коллективного способа обучения,основные формы КСО,  методические приёмы,  представлены основные преимущества технологии  коллективного способа  обучен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на городской

«Школе педагогического мастерства»

Тема

«Технология коллективного способа обучения»

(КСО)

План.

1. Понятие «технология коллективного способа обучения».

2. Принципы коллективного способа обучения

3. Основные преимущества технологии коллективного способа обучения (КСО)

4. Негативные стороны КСО.

5. Основные формы КСО

6. Методические приёмы, используемые на коллективных занятиях

7. Технологический процесс групповой работы

8. Анализ мониторинга учащихся, обучающихся по технологии КСО

9. Вывод

Ход выступления.

I. Понятие «технология коллективного способа обучения».

Слайд 2.

Основоположниками этой теории являются: Ривин А.Г. (1877-1944 г.) русский, советский педагог новатор, Дьяченко В.К. (1923-2008 г.)

Слайд 3

Технология коллективного способа обучения - это организация обучения путем общения в меняющихся парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом.

В этой ситуации учащиеся:

  • Отмечают успехи друг друга;

  • Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;

  • Обсуждают изучаемый материал совместно;

  • Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;

  • Стимулируются положительным опытом совместной работы;

  • Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

II. Принципы коллективного способа обучения

Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:

1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;

3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;

4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

III. Основные преимущества технологии коллективного способа обучения (КСО)

Слайд 5

Работая по технологии коллективного способа обучения, педагоги выделяют ряд приемуществ перед традиционным обучением:

1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышления и понимания;

2) в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

3) Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;

4) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

5) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

6) отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

7) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

8) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

IV. Негативные стороны КСО

Наряду с положительными сторонами коллективного способа обучения есть и негативные моменты.

Слайд 6

Негативные последствия коллективного способа обучения:

  • вызывают шумовые помехи в процессе организационного диалога. Эти опасения в современном варианте технологии снимаются специальными тренингами по выработке оптимального режима общения, позволяющего учащимся слышать друг друга и не мешать другим. Кроме того, по закону Вебера-Фелнера длительное раздражение перестает ощущаться по истечении непродолжительного времени.

  • Коллективный способ обучения может не всегда применяться на каждом занятии. Частое применение приводит к большой утомляемости учащихся и потере интереса.

V. Основные формы КСО

Технология коллективного способа обучения развивает идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей учащкгося, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму меняющихся пар, в которых ребенок выступает поочередно, то учеником, то учителем. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.

Слайд 7

Парная работа используется, как правило, в трех видах:

- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

- динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

- вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

VI. Для работы по технологии коллективного способа обучения используются методические приёмы: Слайд 8

  • Взаимные диктанты в парах сменного состава

  • методика работы по вопросникам. Устное письменное выполнение упражнений.

  • Решение задач и примеров.

  • взаимообмен заданиями (ВОЗ);

  • сотрудничество учащихся "по вертикали";

  • педагогика сотрудничества и "погружение".

VII. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: Слайд 9.

1. Подготовка к выполнению группового задания. Сюда входят:

  • Постановка познавательной задачи

  • Инструктаж о последовательности работы

  • Раздача дидактического материала по группам.

2. В групповой работе идёт


  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

  • Распределение заданий внутри группы

  • Индивидуальное выполнение задания.

  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

  • Подведение итогов группового задания.

3. В заключительной части.


  • Сообщается о результатах работы в группах.

  • Анализируются познавательные задачи.

  • Проводится рефлексия.

4. На четвёртом этапе выносится общий вывод о групповой работе.


  • О достижении поставленной задачи.

  • Доводится дополнительная информация педагога по каждой группе.

VIII. Анализ мониторинга учащихся по технологии коллективного способа обучения показал, что у учащихся эффективно формируется: Слайд 10

- учебные организационные умения (понять учебное задание, проверить свою работу и партнера, вести контроль над своими действиями)

- учебные интеллектуальные умения (дают грамотное сравнение, анализ и обобщение материала)

- учебные коммуникативные умения (четко излучают свои мысли, учебный материал, умеют внимательно слушать собеседника, отсюда развита культура общения, умение самостоятельно планировать свою деятельность),

- учебные информационные умения (могут самостоятельно работать с источником знаний, вести практическую работу).

VIII.

Вывод. Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения.

Такая "коллективно-распределительная мыследеятельность" даёт двойной результат:

  • помогает решить учебную задачу и существенно развивать умения учащихся формулировать вопросы и ответы;

  • искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком;

  • рефлектировать свои действия, а также способствует деловому общению.



Список литературы.

1.Дьяченко В.К. Новая дидактика - М.: Народное образование, 2001. - 496 с.

2. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Изд-во Красноярского ун-та, 1994. - 182 с.

3. nou-cro.ru/index.php/help-for/for-teachers/8-pedtehnologija.html.

4. content.schools.by/gymn3.molod/library/metod_KSO.doc.

5. edu.cap.ru/?t=speech&eduid=8922&speech=6891.

6. gigabaza.ru/doc/91032.html

7. pedlib.ru/Books/5/0307/5_0307-1.shtml


4


© 2010-2022