• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Организация практического обучения в соответствии с запросами работодателей

Статья Организация практического обучения в соответствии с запросами работодателей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.Я. Целикова

ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Организация практического обучения в соответствии

с запросами работодателей

В настоящее время выпускники школ, учреждений начального и среднего образования не подготовлены к практической деятельности. Прогноз ситуации на рынке труда России свидетельствует о том, что безработица обретает «молодёжное лицо», ведь современные работодатели при распределении рабочих мест всё больше делают акцент на привлечение образованных, конкурентноспособных специалистов.

Поэтому сегодня необходимо включить содержание профессионального образования молодёжи образовательные компетентности, необходимые для продвижения себя на рынке труда. Для этого необходимы знания законов рынка, коньюктуры регионального рынка труда.

Критериями качества подготовки современного специалиста является уровень знаний, умений, способность выделиться в обществе, брать на себя ответственность, способность видеть проблему и предлагать способы её решения. Одним из важных условий, способствующих профессиональному самоопределению студентов Сызранского политехнического техникума, повышению конкурентноспособности на рынке трудаявляется организация практического обучения. Основная функция среднего профессионального образования - подготовка интеллектуально развитых специалистов, готовых к выполнению профессиональных функций. Практическое обучение студентов Сызранского политехнического техникума является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования. В процессе прохождения практики продолжается учебно-воспитательный процесс, углубляются знания, и закрепляются теоретические знания , студенты получают в производственных условиях первичные и профессиональные умения , у них воспитывается профессиональная ответственность, студенты готовятся к самостоятельной творческой трудовой деятельности.

Политехнический техникум г.Сызрани готовит специалистов по следующим специальностям: «Автомобиле и -тракторостроение», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта », « Пожарная безопасность».

Кризисная ситуация на предприятиях города сильно воздействует на востребованность данных специалистов, не смотря на это студенты техникума востребованы и будут востребованы, при повышении качества подготовки техников за счет повышения качества организации практического обучения. Практическое обучение проводится не только в мастерских техникума, но также Политехнический техникум тесно сотрудничает с предприятиями города: ОАО «Тяжмаш», ОАО «Сельмаш», ОАО «Грузовые перевозки», ЗАО «Экопром», ГК «Криста», ЗАО «Кардан», а также ФГКУ «7 отряд ФПС» по Самарской области. С предприятиями города заключаются договоры. В договорах о проведении производственной практики оговариваются все организационные вопросы. Ежегодно техникум организует изучение спроса населения на образовательные услуги, проводится профессиональная работа, собираются сведения от предприятий города о вакантных местах и сведения из центра занятости. Собираются сведения о выпускных группах об умениях и навыках выпускников. Составляется план прохождения практического обучения на год, при составлении плана учитываются заявки с предприятий города. Конкурентноспособность техникума определяется количественным недостатком техников на данном этапе и востребованностью выпускников на рынке труда. Для изучения требований работодателя к знаниям, умениям и навыкам выпускников техникума преподавателями используются: анализ работы Государственной аттестационной комиссии по итогам выпускных экзаменов, отзывы (характеристики) предприятий о работе выпускников, изучение удовлетворённости потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг.

Важным фактором, способствующем обеспечению успешной социализации студентов техникума является осуществление неразрывной связи двух образовательных процессов: теоритического и практического обучений. Во время производственной практики на каждом курсе разработаны программы обучения студентов, а также перед студентами ставятся вопросы - проблемы, задания, которые по окончанию производственной практики обсуждаются на семинарских занятиях. То есть по окончанию практики проводятся семинарские занятия и сдача отчётной документации.

Соблюдение единства требований со стороны преподавателей, осуществляющих руководство практикой и специалистов предприятий - одна из проблем, над которой работают преподаватели техникума. Для её решения в политехническом техникуме разработана определённая программа:

- при прохождении производственной практики для приёма зачёта необходимо студенту предоставить дневник прохождения практики и характеристику с замечаниями и рекомендациями по дальнейшей работе;

- при проведении итоговой государственной аттестации в качестве председателя Государственной аттестационной комиссии приглашаются руководящие работники предприятий, где студенты техникума проходят производственное обучение.

По завершению выпускных экзаменов составляется план мероприятий по устранению недостатков в обучении и пути их решений. Эти мероприятия позволяют повысить уровень профессиональной компетентности будущих техников. Качество практического обучения во многом зависит от условий, созданных на предприятиях, где студенты техникума проходят производственную практику. Преподаватели техникума убеждены в том, что организация практического обучения студентов служит не только основой для закрепления теоретических знаний, но и одновременно исходной базой для дальнейшего изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Как положительный результат организации практики и взаимодействие техникума с работодателями можно отметить возможность предоставления рабочих мест студентам, получившим по итогам квалификационной практики высокую оценку профессиональных умений и навыков по выбранной профессии. Таким образом, практическое обучение студентов в Сызранском политехническом техникуме, являясь одной из составляющих образовательной программы среднего профессионального образования, в условиях рыночных отношений, способствует:

- овладению студентами знаний о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;

- формированию у студентов способности оперативно и эффективно решать актуальные и социально-профессиональные задачи, поддержанию профессиональной конкурентоспособности выпускников на всех этапах профессиональной карьеры;

- развитию профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда, способности к саморегуляции поведения, коммуникабельности, мобильности, направленности на саморазвитие самообразования.

Востребованность выпускников техникума ставит перед коллективом преподавателей задачи дальнейшего творческого развития и повышения качества выпускаемых специалистов.



© 2010-2022