Рабочая программа Рукодельница

Рабочая программа "Рукодельница" имеет художественно-эстетическую направленность.Процесс овладения определенными практическими навыками в декоративно-прикладном творчестве раскрепощают художественное мышление,накладывают отпечаток на мировосприятие. Программа педагогически целесообразна, так как содержание программыспособствует формированию умственных способностей , расширению художественного кругозора. Особое вниманиеуделеноформированию духовности, культурных потребностей, позитивной ориентаци...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Рукодельница» имеет художественную направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально - волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определенными практическими навыками в декоративно-прикладном творчестве раскрепощают художественное мышление, накладывают отпечаток на мировосприятие.
Программа изменена с учетом порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, с учетом развития технологий.
Поделки из соленого теста - очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто - очень популярный материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Актуальность программы заключается в художественно - эстетическом развитии обучающихся. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества. Из пластичных материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в объединении дают уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Программа педагогически целесообразна, так как содержание программы способствует формированию умственных способностей , расширению художественного кругозора. Особое внимание уделено формированию духовности, культурных потребностей, позитивной ориентации. Создаются условия для обретения чувства комфортности в коллективе.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, формирования нравственно -личностных качеств через эстетическое воспитание, приобщение к ценностям декоративно прикладного творчества.
В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации данной программы:

образовательные:
- обучить специальным знаниям по предмету ( основы жанровой композиции, основные законы лепки, элементарные основы дизайна);
- способствовать приобретению технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческого процесса;
-познакомить со способами деятельности- лепка из пластилина (простейшие игрушки), лепка из теста составление композиций;
-обучить умениям работать с целым куском теста, с отдельными частями , создание образов;
- способствовать формированию способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;

воспитательные:
- расширить представление об окружающем мире;
- воспитать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, эстетически ее оценивать;
- приобщить к высокой коммуникативной культуре;
-воспитать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
-воспитать ответственность при выполнении работ;

развивающие:
-развить интерес к изучению народных промыслов;
-развить способность к самостоятельному поиску методов и приемов работы;
-расширить ассоциативные возможности мышления;
-развить умения анализировать готовые изделия, давать оценку своей работе.
Возраст детей.
Программа рассчитана на детей от 7- 14 лет.
Сроки реализации программы.
Курс обучения планируется на 3 учебных года. Всего на освоение программы отводится 576 часов. На первый год обучения отводится 144 часа. на второй и третий годы - по 216 часов.
Режим занятий.
На первом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по2 часа. Занятия второго и третьего года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного учебного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями - 15 минут.
Наполняемость учебных групп по годам обучения:
1- год 15 человек; 2 год- 12 человек; 3 год - 10 человек. Организация и проведение учебного и воспитательного процессов строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. В ходе усвоения детьми содержание программы учитывается темп умений и навыков, степень подготовленности детей, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для обработки тех или иных навыков и умений. Принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступеньки к другой. На первом году обучения задания направлены на развитие умения удивляться многообразию видимого мира, на активизацию наблюдательности и фантазии, на формирование образной активности восприятия, умение пользоваться доступными материалами ( пластилин, тесто, акварель, гуашь). Внимание уделяется организации рабочего места. Дети знакомятся с технологией изготовления поделок из соленого теста, с понятиями «симметрия», «силуэт», «теплые и холодные» тона. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Большое значение на этой ступени обучения имеет использование воспитывающих и развивающих возможностей сказки, дидактических игр.
На втором году обучения дети осваивают конструктивный способ лепки , используются сравнительные способы лепки. Закрепляются знания о различных видах декоративно - прикладного искусства. Изучаются основы перспективы линейной и воздушной пропорции листа и человека. Продолжается работа над понятиями «контраст», «форма», «объема», «фактура». Продолжается овладение выразительными возможностями различных материалов: акварели, гуаши. Используются инструменты: ситечко, чеснокодавка, стека, фигурное колесо.
Третий год обучения отличается усложнением аналитической работы кружковцев, повышением уровня выполнения заданий , уровня самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Вводятся такие понятия, как единство и равновесие в расположении частей, гармоничное сочетание цвета, колорит.
Ожидаемые результаты.
По окончании 1года обучения учащиеся должны:
- знать основные элементы формообразования в лепке;
- знать цветовой круг , основные цвета и их сочетания;
- уметь работать с различным материалом;
- уметь использовать подручный материал;
- уметь применять полученные знания на практике.
По окончании 2 года обучения учащиеся должны:
- знать основные понятия и термины;
- знать об основах построения композиции;
- уметь использовать в работе дополнительные приспособления;
- уметь сочетать различные формы, материалы с лепными деталями.
По окончании 3 года обучения учащиеся должны:
- знать свойства изученных материалов;
- знать о способах самоорганизации в групповой работе;
- знать о средствах выразительности;
- знать виды прикладной деятельности;
- уметь анализировать готовые изделия, давать оценку своей работе;
- уметь использовать полученные знания на практике.
Формы подведения итогов реализации программы.
По окончании каждого года обучения проводится итоговая аттестация в форме отчетной выставки детских работ.





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1год обучения

Наименование тем

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основные способы лепки

10

2

8

3

Лепка простых форм

34

4

30

4

медальоны

20

4

16

5

Елочные игрушки

20

2

18

6

цветы

32

2

30

7

панно

24

4

20

8

Итоговое занятие

2

-

2

Всего

144

20

124

2 год обучения

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Волшебная дымка

54

6

48

3

Цветное тесто

100

8

92

4

Знакомство с творчеством филимоновских мастеров

58

4

54

5

Итоговое занятие

2

-

2

6

Всего

216

20

196

3 год обучения

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

зоопарк

52

2

50

3

Сюрпризы из соленого теста

62

2

60

4

Праздники круглый год

50

2

48

5

Герои из страны сказок

48

2

46

6

Итоговое занятие

2

-

2

7

Всего

216

10

206

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1год обучения.

1. Вводное занятие.

Ознакомление с содержанием программы «Рукодельница».Режим работы. Необходимое оборудование, правила безопасности.

2. Основные способы лепки.

Теория:

Основные формы. Основные элементы формообразования в лепке. Лепка шара, цилиндра, конуса. Деление теста на части, соединение деталей. Изготовление поделок на основе базовых элементов. Приемы лепки- раскатывание , скатывание, сплющивание, защипывание.

Практика:

Освоение приемов лепки. Лепка шара , раскатывание с помощью скалки, защипывание полученной лепешки. Изготовление листьев различной конфигурации разными способами (вырезание из пласта , вылепливание).Использование способа лепки конструктивный, пластический.

3. Лепка простых форм.

Теория:

Рассматривание иллюстраций и рисунков с изображением овощей, фруктов, ягод. Обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов. Основные цвета красок. Смешивание красок.

Практика:

Лепка различных плодов. Оформление работ на бумажной тарелке. Лепка овощей. Овощной натюрморт.

4. Медальоны.

Теория:

Знакомство с понятием медальон. Демонстрация готовых медальонов. Знакомство с понятием «орнамент». Изготовление медальонов с орнаментальными деталями.

Практика:

Изготовление медальонов с орнаментальными деталями. Медальон с изображением животных. Подбор цветовой гаммы. Разукрашивание.

5. Елочные игрушки.

Теория:

Особенности лепки елочной игрушки и оформление сувениров. Новогодние традиции. Изучение рождественских традиций украшать елку.

Практика:

Лепка объемных елочных игрушек. Разукрашивание используя гуашь. Использование бисера, бусин, паеток для оформления игрушек.

6. Цветы.

Теория:

Знакомство с разновидностями цветов. Загадки на тему «Цветы».

Практика:

Лепка полевых и садовых цветов. Использование основных способов лепки. Разукрашивание акварельными красками.

7. Панно.

Теория:

Особенности плоскостной лепки . Основные правила и расположение элементов в композиции. Симметрия и асимметрия.

Практика:
Составление эскиза. Изготовление работ. Использование подсобных материалов для оформления готовых работ.

8. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Отчетная выставка- презентация творческих работ.

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

Правила техники безопасности. Режим работы. Ознакомление с основными темами программы второго года обучения. Особенности практической работы. Правила поведения во время кружковых занятий.

2. «Волшебная дымка».

Теория:

Знакомство с историей рождения промысла. Разнообразие видов данной игрушки. Расширять знания о многообразии народного творчества. Закрепление знаний о декоративных элементах дымковской росписи : точки, полоски ,прямые и волнистые линии. Яркая цветовая гамма.

Практика:

Разукрашивание шаблонов по промыслу. Выразительные особенности дымковской игрушки (форма головы, туловища, юбки ). Пропорциональное соотношение частей - положение рук. Дополнительные детали - кокошник с украшением, оборки на фартуке , рукавах.

3. «Цветное тесто».

Теория:

Технология изготовления цветного теста . Использование основных способов лепки. Учить планировать работу и воплощать свой замысел с опорой на наглядную схему. Последовательность лепки от простого к сложному. Научить красиво располагать предметы во время оформления.

Практика:

Лепка конструктивным способом .Использование различной цветовой гаммы. Лепка объемных изделий. Использование подручных материалов.

4. «Знакомство с творчеством филимоновских мастеров».

Теория:

Продолжать знакомить с творчеством народных мастеров. История развития промысла . Просмотр иллюстраций. Сходство и различие промыслов - дымковского и филимоновского.

Практика:

Роспись шаблонов .Особенности лепки - вытянутые шеи, куполообразные юбки. Грунтовка изделий. Особенности росписи - полоски, елочки, цветы. Использование основных цветов.

5. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Отчетная выставка- презентация творческих работ.

3 год обучения.

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой 3года обучения. Режим работы. Анализ работы выполненной в летний период. Правила техники безопасности.

2. «Зоопарк»

Теория:

Основные способы лепки. Использование фольги для объема. Применение природного материала. Соотношение частей тела. Цветовая гамма красок.

Практика:

3. «Сюрпризы из соленого теста»

Теория:

Равномерное распределение контура на основе. Соотношение частей тела.

Практика:

Лепка деталей отдельно. Скрепление деталей используя воду . Использование инструментов - чеснокодавки, рельефного «колеса», ситечка. Грунтовка изделий водоэмульсионной краской. Разукрашивание, используя цветовую палитру красок. Применение бусин, стекляруса, лент.

4. «Праздники круглый год»

Теория:

Лепка деталей из единого куска соленого теста. Способы крепления деталей применяя зубочистки.

Практика:

Сушка изделий на открытом воздухе. Использование цветного теста, фольги. Разукрашивание игрушек.

5. «Герои из страны сказок»

Теория:

Изготовление изделий по шаблону. Основные способы лепки.

Практика:

Глазуровка изделий. Применение инструментов - насадки для кулинарного шприца , расческа, формочки для выпечки, пуговицы.

6. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Отчетная выставка - презентация творческих работ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1год обучения

Раздел или тема программы

Форма организации или форма проведения

Методы и приемы организации учебно - воспитательного процесса

Дидактический материал , техническое оснащение занятий

Виды и формы контроля

1

Вводное занятие.экскурсия по ДДТ.Правила техники безопасности

Групповая, экскурсия

Словесный, беседа

Метод. Лит-ра.

Фронтальны опрос

2

Основные способы лепки

Комбинированное , групповое

Словесные, наглядные

Образцы изделий, иллюстрации

выставка

3

Лепка простых форм

Практическая коллективная.

Наглядный, практический, словесный

Метод.лит-ра иллюстрации

Выстака презентация

4

медальоны

Практическая, групповая

Словесный, наглядный, практический, объяснение

Образцы, иллюстрации

выставка

5

Елочные игрушки

Практическая, коллективно- групповая

Наглядный , словесный,объяснение

Образцы, иллюстрации

Выставка презентация

6

цветы

Практическая ,групповая

Наглядный , словесный, объяснение

Образцы, иллюстрации

выставка

7

панно

Практическая, групповая

Словесный, наглядный

Образцы изделий

выставка

8

Итоговое занятие

Выставка презентация

Практический

Образцы изделий

Отчетная выставка

2год обучения

Раздел или тема программы

Форма организации или форма проведения занятий

Методы и п риемы организации учебно -воспитательного процесса

Дидактический материал,техническое оснащение занятий

Виды и форма контроля , предъявления результата

1

Вводное занятие

теоретическая

Словесный рассказ

Метод лит-ра

Фронтальный опрос

2

Волшебная дымка

Практическая,

Наглядный,

Образцы изделий

выставка

3

Цветное тесто

Практическая и групповая

Наглядный, практический, словесный , объяснение

Образцы изделий,иллюстрации, использование лент ,кружев , страз

Выставка -презентация

4

Знакомство с творчеством филимоновских мастеров

Практическая коллективная

Наглядный, практический ,словесный, объяснение

Образцы изделий, иллюстрации

Выставка -презентация опрос

5

Итоговое занятие

Выставка -презентация

практический

Образцы изделий

Презентация работ. Выставка.







3 год обучения.

Раздел или тема программы

Форма организации форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое обеспечение

Виды и форма контроля, предъявления результата

1

Вводное занятие

Теоретическая беседа

словесный

Метод лит-ра

Фронтальный опрос

2

зоопарк

Практическая групповая

Наглядный практический объяснение

Образцы изделий, иллюстрации, использование фольги

Выставка презентация

3

Сюрпризы из соленого теста

Практическая коллективная

Наглядный , практический, словесный,

Образцы изделий, иллюстрации

Выставка презентация

4

Праздники круглый год

Практическая, групповая

Наглядный практический словесный

Образцы, эскизы будущих изделий

Выставка презентация

5

Герои из страны сказок

Практическая групповая

Наглядный практический словесный

Образцы иллюстраций декоративный материал

Выставка презентация

6

Итоговое занятие

Выставка презентация

Практический анализ работ

Образцы изделий

Выставка работ

Материально-техническое обеспечение.

Для проведения мероприятий требуется - кабинет, столы , стулья, демонстрационные доски.

Необходимы следующие материалы- природный материал, ткань , тесьма, бисер, стразы, мука, вода, соль, клей, краски гуашевые, акварельные , ленты различной ширины.

Дидактический материал- схемы работ, раздаточный материал, иллюстрации, методическая литература.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

1.Б.Казагранда « Поделки из соленого теста». 2. Н.В. Зимина «Шедевры из соленого теста».

3.И.Кискальт «Соленое тесто».

4.К.Силаева «Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки».

5. Т.О. Скребцова «Мини картины, панно, фоторамки».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Антипова М.А. «Волшебный мир соленого теста 200 лучших поделок». - 2008

  2. Рубцова Е. « Фантазии из соленого теста» -

  3. Скребцова Т.О. «Соленое тесто : лепим поделки и сувениры».- 2009.



Дата план

Дата именовафакт

На именование разделов

Общее кол-во часов

теория

практика

1

Водное занятие.

Организационное занятие .Инструктаж по Т.Б. и П.Д.Д. Введение.

1

0,5

0,5

От простого колобка до пингвина и кота

32

2

«колобок»

1

0,2

0,8

3

«Мышка - норушка»

1

0,2

0,8

4

«Задумчивый кот»

1

0,2

0,8

5

«Ежик»

1

0,2

0,8

6

«Морж»

1

0,2

0,8

7

«Снеговик»

1

0,2

0,8

8

«Цветы»

1

0.2

0,8

9

«Грибы»

1

0,2

0,8

10

«Мишка»

1

0,2

0,8

11

«Веселая гусеница»

1

0,2

0,8

12

«Красавица - лебедь»

1

0,2

0,8

13

«Антарктический пингвин»

1

0,2

0,8

14

«Динозаврик из Африки»

1

0,2

0,8

15

«Любопытный котенок»

1

0,2

0,8

16

«Божья коровка»

1

0,2

0,8

17

«Маленький жираф»

1

0,2

0,8

Веселые игрушки - машинки и зверушки.

30

18

«Лягушка- квакушка»

1

0,2

0,8

19

«Веселая собачка»

1

0,2

0,8

20

«Робот Робин»

1

0,2

0,8

21

«Мальчик Вася»

1

0,2

0,8

22

«Девочка Маша»

1

0,2

0,8

23

«Саночки»

1

0,2

0,8

24

«Сказочный мишка»

1

0,2

0,8

25

«Кукольная мебель»

1

0,2

0,8

26

«Кукольная посуда»

1

0,2

0,8

27

«Кукольные продукты»

1

0,2

0,8

28

«Паровозик из Ромашкова»

1

0,2

0,8

29

«Жирафчик»

1

0,2

0,8

30

«Ведьма»

1

0,2

0,8

31

«Кактус»

1

0,2

0,8

32

«Веселый бутерброд»

1

0,2

0,8

Необычная картина слеплена из пластилина

28

33

«Бабочки в небе»

1

0,2

0,8

34

«Букетик»

1

0,2

0,8

35

«Радужный домик»

1

0,2

0,8

36

«Цветущие деревья»

1

0,2

0,8

37

«Деревенский пейзаж»

1

0,2

0,8

38

«Табличка на дверь»

1

0,2

0,8

39

«Живые часы»

1

0,2

0,8

40

«Аппетитный завтрак»

1

0,2

0,8

41

«Знакомый портрет»

1

0,2

0,8

42

«Пиратский клад»

1

0,2

0,8

43

«Космическое путешествие»

1

0,2

0,8

44

«Жар- птица»

1

0,2

0,8

45

«Тигр в джунглях»

1

0,2

0,8

46

«В краю магнолий»

1

0,2

0,8

Спички, катушки, ракушки, получаются игрушки

12

47

«Рыба из косточки от персика»

1

0,2

0,8

48

«Шалтай- болтай из камешка»

1

0,2

0,8

49

«Пират Джо»

1

0,2

0,8

50

«Фототиранозавр»

1

0,2

0,8

51

«Пейзаж из спичек»

1

0,2

0,8

52

«Сотовый телефон»

1

0,2

0,8

Мои любимые загадки

28

53

Расширение представления детей о многообразии животного мира. Лиса . Лепка животного.

1

0,2

0,8

54

Разукрашивание животного используя цветовую гамму красок.

1

0,2

0,8

55

«Он в берлоге спит зимой»- медведь . Лепка медведя из соленого теста.

1

0,2

0,8

56

«Мышонок». Продолжать знакомить с фольклором . Разукрашивание бумажного шаблона.

1

0,2

0,8

57

Лепка животного из целого куска соленого теста, способ вытягивание.

1

0,2

0,8

58

Разукрашивание

1

0,2

0,8

59

«Овечка»Расширять представление детей о многообразии животного мира . Разукрашивание шаблона животного.

1

0,2

0,8

60

Лепка овечки, используя инструмент чеснокодавку.

1

0,2

0,8

61

Разукрашивание животного , используя цветовую гамму.

1

0,2

0,8

62

«Цыпленок»беседа по сказке «Цыпленок Цып».Разукрашивание шаблона.

1

0,2

0,8

63

Лепка цыпленка из соленого теста , используя инструмент - ситечко.

1

0,2

0,8

64

Разукрашивание изделия используя яркость красок.

1

0,2

0,8

65

«Поросенок» Расширять представление детей о многообразии животного мира . Беседа по сказкам о поросятах.

1

0,2

0,8

66

Лепка из целого куска соленого теста

1

0,2

0,8

67

Разукрашивание поросенка.

1

0,2

0,8

68

«Собачка». Продолжение знакомства с народным фольклором - беседа.

1

0,2

0,8

69

Лепка собачки из соленого теста , используя инструмент чеснокодавку.

1

0,2

0,8

70

Разукрашивание собачки.оформление выставки.

1

0,2

0,8

71

Ярмарка поделок. Оформление выставки.

1

0,2

0,8

72

Итоговое занятие.

1





© 2010-2022