Образовательная программа «Танцевальное искусство»

 Данная программа состоит в том, что она направлена на синтез классической, народной и современной хореографии. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.   Педагогическая целесообразность состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореограф...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «Танцевальное искусство» направлена на обучение учащихся основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития личности.

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Актуальность. Важнейшей функцией дополнительного образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание.

Основным средством воспитания этих качеств личности является искусство, которое укоренено в культурных традициях и эволюционирует наряду с развитием технократической цивилизации. При этом различные виды искусств в отдельности своими собственными средствами не могут дать достаточно полную картину мира. Такую картину может дать только синтез искусств. Объединяя художественные средства различных видов искусств в единое целое в образовательном процессе, создаётся благоприятная среда, способствующая активизации творческого потенциала и самореализации ребёнка.

Искусство хореографии основано на музыкально организованных условиях, образно-выразительных движениях человеческого тела. Хореография, как искусство синкретичное, способствует гармоничному развитию детей: учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, воспитывает их эмоциональную культуру и формирует духовные ценности.

Данная программа состоит в том, что она направлена на синтез классической, народной и современной хореографии. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.

Педагогическая целесообразность состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, народно-сценический, современный танец.

Цель программы состоит в создание реабилитационно-адаптивно развивающей среды в рамках психо-физиологического развития учащихся средствами танца и движения, формирование духовно-нравственных ценностей, эстетическое развитие, воспитание трудолюбия и укрепление здоровья.

Задачи:

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:

  • дать представление об основных направлениях хореографии: классический танец, народно-сценический танец, современный танец;

  • обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник.

2. Развивающие задачи:

- осваивая движения и упражнения, развивать силу, упругость и эластичность мышц, координацию движений, их образность и выразительность, хореографическую память, выносливость, навыки импровизации.

3. Воспитательные задачи направлены на то, чтобы:

  • воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду;

  • помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;

  • привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;

  • обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися;

  • способствовать формированию творческой личности.

Отличительные особенности данной программы

от уже существующих.

Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.

Обучение идет по единой «спиральной» структуре - занятия с увеличивающейся степенью сложности, с переходом от теории к практике, от занятий под руководством педагога до самостоятельного показа танцевальных движений и композиций.







Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Образовательная программа «Танцевальное искусство» ориентирована на детей от 5до 15 лет.

Сроки реализации программы

Для реализации программы дополнительного образования «Танцевальное искусство» образовательный процесс организован в рамках трех этапов:

1 этап - накопление базовых знаний и навыков.

Срок реализации - 1 год (1 годы обучения).

2 этап - применение накопленных знаний в рамках урока и концертно-сценических мероприятий.

Срок реализации - 2 года (2, 3 годы обучения).

3 этап - совершенствование исполнительского стиля.

Срок реализации - 2 года (4, 5 годы обучения).

Срок реализации всех трёх этапов - 5 лет.

Долгосрочность освоения программы определяется:

  • постепенным характером формирования физического аппарата ребенка и в связи с этим постепенным усложнением образовательной программы;

  • процессами психического развития ребенка;

  • групповым характером освоения образовательной программы и предъявления образовательного результата.



Формы и режим занятий.

Формы и режим занятий - теоретические и практические занятия, репетиции, выездные выступления и т.п.; групповые, индивидуально-групповые. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы:

Первый год обучения - 136 ч.

Продолжительность занятий:

для первого года обучения - 1 час = 40 мин.

Наполняемость учебной группы:

Первый год обучения от 12 до 15 чел.

Формы проведения занятий:

практическое, репетиция, творческое задание, ролевая игра.

Ожидаемые результаты и их способы проверки.

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Танцевальное искусство» в объединения «Кристалл» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.

К концу 1 года обучения воспитанник будет:

Знать:

  • терминологию, используемую на уроке;

  • структуру и основные части урока;

  • последовательность изучаемых элементов урока;

  • методику изучения танцевальных движений и упражнений;

  • основу элементов классического, народного и современного танца;

  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;

  • принципы составления учебных комбинаций;

  • организацию труда, рабочего места на уроке и сцене.

Уметь:

  • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;

  • владеть корпусом во время исполнения движений;

  • выполнять партерный экзерсис и экзерсис лицом к станку;

  • соотносить данные элементы с музыкальным сопровождением;

  • выполнять движения в технике танцевального направления.

Получит навыки:

  • простейшей координации движения;

  • элементов классического, народного и современного танца;

  • соединения отдельных движений в танцевальную композицию.

Иметь представление:

  • о классическом, народном и современном танце.

Расширит представления:

  • о танцевальном искусстве.

Будет стремиться:

  • к повышению уровня мастерства;

Будет сформирован:

  • художественно-эстетический вкус, интерес к танцевальному искусству разных направлений.

Формы и способы проверки результатов

  • педагогическое наблюдение;

  • отзывы родителей;

  • индивидуальные и групповые беседы с учащимися;

  • диагностика;

  • концерты, итоговые занятия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы

Объект управления - целостный процесс практико-ориентировочного обучения детей.

Цель обучения - эстетическое развитие обучающихся, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у детей субъективного опыта эмоционально - чувственного общения с окружающим миром.

Стиль руководства - личностно-ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функций.

Мотивационно - смысловые позиции:

Педагога - открытость, диалог, содействие, сотрудничество, обеспечение условий решения проблем ребенка.

Обучаемых - личностная мотивированность на образовательную деятельность.

Характер организации образовательной деятельности: превалирование продуктивных творческих заданий на основе осознания ребенком личностного смысла образовательной деятельности.

Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения: субъект - субъективные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели.

Контроль и оценка: ориентация на личностную мотивированность и эстетическую ценность результатов образовательного процесса, диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей, само- и взаимоконтроль.










Учебно-тематический план программы


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-7 ЛЕТ)

Режим занятий - 4 часа в неделю (по 40 мин.)

Название тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Партерный экзерсис

4

18

22

3.

Основы классического танца

6

14

20

4.

Упражнения на середине

5

15

20

5.

Виды рисунков и фигур танца

3

7

10

6.

Виды шагов и ходов

6

14

20

7.

Народно-сценический танец

5

13

18

8.

Современный танец

7

15

22

9.

Итоговые занятия

-

2

2

Итого:

39

97

136

Содержание программы

Тема 1. Введение

Введение в образовательную программу. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Подготовка класса для занятий и их режим.

Тема 2. Партерный экзерсис

Теория: Исправлять часто встречающиеся природные недостатки (сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя и т.д.), создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.

Практика: Данный раздел включает в себя:

  1. упражнения сидя на коврике включают в себя следующие упражнения: тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Часики», «Книжечка»;

  2. упражнения, лежа на спине: «Иголочка», «Перевернутый столик», «Летучие мышки», «Велосипед», «Ножницы», «Свечка», «Улиточка», «Мостик»;

  3. упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;

  4. упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик» и подготовка к шпагатам.

Тема 3. Основы классического танца

Теория: тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Специфика танцевального шага и бега.

Практика: Экзерсис у станка:

  • Положение тела. Постановка корпуса;

  • Позиции ног и рук в классическом танце;

  • Приседание (Plier);

  • Battement tendu;

  • Battement tendu jete;

  • Releve.

Экзерсис на середине зала:

  • Первое Port de bras;

  • Saute.

Тема 4. Упражнения на середине:

Теория: развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, подвижности суставов и музыкальности. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками координации движений.

Практика:

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

  • упражнения на развитие чувства ритма;

  • упражнение на координацию движения;

  • упражнения для рук;

  • прыжки;

  • этюд «Барыня»;

  • Танец с хлопками.

Тема 5. Виды рисунков и фигур танца

Теория: развитие ориентации в пространстве

Практика: знакомство со следующими видами рисунков:

  • круг;

  • сужение и расширение круга;

  • линия;

  • колонна;

  • диагональ;

  • «Воротца».

Тема 6. Виды шагов и ходов

Теория: формирование способности к устойчивому вниманию, собранности и выносливости. Развитие у учащихся ловкости, изящности, координации, свободы в движениях, красивого выполнения (как физически, так и эмоционально).

Практика подразумевает выполнение шагов и ходов (танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, марш, бег взахлест, высокий бег, тройной высокий бег, подскоки, тройной притоп, приставные шаги, галоп, гусиный шаг, мячики).

Тема 7. Народно-сценический танец

Теория: знакомство с элементами народного танца, выработка выносливости, устойчивости. Формирование представления о правильном выполнении элементов народного танца и соединение их в единые комбинации, этюд, танец.

Практика:

  • позиции ног и рук в народном танце;

  • положение корпуса и головы;

  • приставной шаг с ударом;

  • тройной притоп в повороте;

  • изучение элемента «ковырялочка»;

  • переменный ход вперед и назад;

  • разучивание элементов «Гармошка» и «Ёлочка»;

  • полька: основные движения танца;

  • разучивание Польки;

  • постановочная работа.

Тема 8. Современный танец

Теория: Знакомство с историей возникновения современного танца и основными направлениями и техниками.

Практика:

  • техника изоляции;

  • изолированные движения различных частей тела;

  • основные движения корпуса;

  • основы техники джазового танца - распределения напряжения и расслабления;

  • музыкальное и танцевальное понятие свинга;

  • креативная гимнастика «Творческая импровизация»;

  • постановочная работа.

Тема 9. Итоговое занятие

В роли итоговых занятий выступают открытый или итоговый урок, урок-концерт.


Учебно-тематический план программы


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (8-11 ЛЕТ)

Режим занятий - 4 часа в неделю (по 40 мин.)

Название тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Партерный экзерсис

5

15

20

3.

Основы классического танца

5

13

18

4.

Упражнения на середине

3

9

12

5.

Виды рисунков и фигур танца

2

6

8

6.

Виды шагов и ходов

8

18

26

7.

Народно-сценический танец

7

17

24

8.

Современный танец

7

17

24

9.

Итоговое занятие

-

2

2

Итого:

39

97

136

Содержание программы

Тема 1. Введение

Введение в образовательную программу. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Подготовка класса для занятий и их режим. Комплектование групп. Ознакомление воспитанников с учебно-тематическим планом на учебный год. Инструктаж по техники безопасности

Тема 2. Партерный экзерсис

Теория: Исправлять часто встречающиеся природные недостатки (сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя и т.д.), создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.

Практика: Данный раздел включает в себя:

  1. упражнения, сидя на коврике включают в себя следующие упражнения:

тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Разножка», «Книжечка»;

  1. упражнения, лежа на спине: упражнения на развитие мышц пресса и силы ног, махи, «Велосипед», «Ножницы», «Свечка», «Улиточка», «Мостик»;

упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;

  1. упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик», подготовка и выполнение шпагатов.

Тема 3. Основы классического танца

Теория: тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Специфика танцевального шага и бега.

Практика: Экзерсис у станка:

  • Положение тела. Постановка корпуса;

  • Позиции ног и рук в классическом танце;

  • Приседание (Plier);

  • Battement tendu;

  • Battement tendu jete;

  • Passe par terre;

  • Rond de jambe par terre;

  • Releve;

  • Первое Port de bras;

  • Третье Port de bras;

  • Saute;

  • Pa echappe.

Тема 4. Упражнения на середине:

Теория: развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, подвижности суставов и музыкальности. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками координации движений.

Практика:

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

  • упражнения на развитие чувства ритма;

  • упражнение на координацию движения;

  • упражнения для рук;

  • прыжки.

Тема 5. Виды рисунков и фигур танца

Теория: развитие ориентации в пространстве.

Практика: знакомство со следующими видами рисунков:

  • круг;

  • сужение и расширение круга;

  • линия;

  • колонна;

  • диагональ;

  • «Воротца».

Тема 6. Виды шагов и ходов

Теория: формирование способности к устойчивому вниманию, собранности и выносливости. Развитие у учащихся ловкости, изящности, координации, свободы в движениях, красивого выполнения (как физически, так и эмоционально).

Практика подразумевает выполнение шагов и ходов (танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, марш, подскоки, шаг польки, бег взахлест, бег взахлест с «молоточком», высокий бег, тройной высокий бег, Pa de basque, шаг с каблука, тройной притоп, приставные шаги, галоп, гусиный шаг, мячики).

Тема 7. Народно-сценический танец

Теория: знакомство с элементами народного танца, выработка выносливости, устойчивости. Формирование представления о правильном выполнении элементов народного танца и соединение их в единые комбинации, этюд, танец.

Практика:

  • позиции ног и рук в народном танце;

  • положение корпуса и головы;

  • приставной шаг с ударом;

  • тройной притоп в повороте;

  • изучение элемента «ковырялочка»;

  • переменный ход вперед и назад;

  • разучивание элементов «Гармошка» и «Ёлочка»;

  • мелкий дробный ход;

  • дробь с подскоком;

  • жанры народного танца. Хоровод;

  • жанры народного танца. Пляска;

  • основы украинского танца;

  • постановочная работа

Тема 8. Современный танец

Теория: Знакомство с историей возникновения современного танца и основными направлениями и техниками.

Практика:

  • техника изоляции;

  • изолированные движения различных частей тела;

  • поза коллапса;

  • Contraction и release;

  • основные движения корпуса;

  • основы техники джазового танца - распределения напряжения и расслабления;

  • музыкальное и танцевальное понятие свинга;

  • Levels;

  • креативная гимнастика «Творческая импровизация»;

  • постановочная работа.

Тема 9. Итоговое занятие

В роли итоговых занятий выступают открытый или итоговый урок, урок-концерт.







Учебно-тематический план программы

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (12-15 ЛЕТ)

Режим занятий - 4 часа в неделю (по 40 мин.)

Название тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Партерный экзерсис

4

12

16

3.

Основы классического танца

8

18

26

4.

Упражнения на середине

2

8

10

5.

Виды рисунков и фигур танца

2

6

8

6.

Виды шагов и ходов

7

17

24

7.

Народно-сценический танец

7

17

24

8.

Современный танец

7

17

24

9.

Итоговые занятия

-

2

2

Итого:

39

97

136

Содержание программы

Тема 1. Введение

Введение в образовательную программу. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Подготовка класса для занятий и их режим. Комплектование групп. Ознакомление воспитанников с учебно-тематическим планом на учебный год. Инструктаж по техники безопасности

Тема 2. Партерный экзерсис

Теория: Исправлять часто встречающиеся природные недостатки (сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя и т.д.), создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.

Практика: Данный раздел включает в себя:

  1. упражнения, сидя на коврике включают в себя следующие упражнения:

тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Разножка», «Книжечка»;

  1. упражнения, лежа на спине: упражнения на развитие мышц пресса и силы ног, махи, «Велосипед», «Ножницы», «Свечка», «Улиточка», «Мостик»;

упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;

  1. упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик», подготовка и выполнение шпагатов.

Тема 3. Основы классического танца

Теория: тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Специфика танцевального шага и бега.

Практика: Экзерсис у станка:

  • Положение тела. Постановка корпуса;

  • Позиции ног и рук в классическом танце;

  • Приседание (Plier);

  • Battement tendu;

  • Battement tendu jete;

  • Passe par terre;

  • Rond de jambe par terre;

  • Sur le cou-de-pied;

  • Battement fondu;

  • Первое Port de bras;

  • Третье Port de bras;

  • Saute;

  • Pa echappe;

  • Changement de pieds.

Тема 4. Упражнения на середине:

Теория: развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, подвижности суставов и музыкальности. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками координации движений.

Практика:

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

  • упражнения на развитие чувства ритма;

  • упражнение на координацию движения;

  • упражнения для рук;

  • прыжки.

Тема 5. Виды рисунков и фигур танца

Теория: развитие ориентации в пространстве.

Практика: знакомство со следующими видами рисунков:

  • круг;

  • сужение и расширение круга;

  • линия;

  • колонна;

  • диагональ;

  • «Воротца».

Тема 6. Виды шагов и ходов

Теория: формирование способности к устойчивому вниманию, собранности и выносливости. Развитие у учащихся ловкости, изящности, координации, свободы в движениях, красивого выполнения (как физически, так и эмоционально).

Практика подразумевает выполнение шагов и ходов (танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, шаг на полупальцах, марш, подскоки, шаг польки, бег взахлест, бег взахлест с «молоточком», высокий бег, тройной высокий бег, Pa de basque, шаг с каблука, тройной притоп, приставные шаги, галоп, прыжки с вытянутыми носками в продвижении, поджатые прыжки в продвижении).

Тема 7. Народно-сценический танец

Теория: знакомство с элементами народного танца, выработка выносливости, устойчивости. Формирование представления о правильном выполнении элементов народного танца и соединение их в единые комбинации, этюд, танец.

Практика:

  • позиции ног и рук в народном танце;

  • положение корпуса и головы;

  • приставной шаг с ударом;

  • тройной притоп в повороте;

  • изучение элемента «ковырялочка»;

  • переменный ход вперед и назад;

  • разучивание элементов «Гармошка» и «Ёлочка»;

  • Passe - подготовка к «Веревочке»;

  • «Веревочка»;

  • подготовка и разучивание «Моталочки»;

  • мелкий дробный ход;

  • дробь с подскоком;

  • основные движения цыганского танца;

  • основы украинского танца. Бегунец;

  • основы украинского танца. Вихилясник;

  • постановочная работа.

  • Тема 8. Современный танец

Теория: Знакомство с историей возникновения современного танца и основными направлениями и техниками.

Практика:

  • техника изоляции;

  • изолированные движения различных частей тела;

  • поза коллапса;

  • Contraction и release;

  • основные движения корпуса;

  • основы техники джазового танца - распределения напряжения и расслабления;

  • музыкальное и танцевальное понятие свинга;

  • Levels;

  • знакомство с направлениями джаз, модерн и Contemporary Dance;

  • креативная гимнастика «Творческая импровизация»;

  • постановочная работа.

Тема 9. Итоговое занятие

В роли итоговых занятий выступают открытый или итоговый урок, урок-концерт.









Учебно-тематический план программы


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 года)

Режим занятий - 2 часа в неделю (по 30 мин.)

Название тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1

-

1

2.

Партерный экзерсис

3

7

10

3.

Упражнения на середине

2

4

6

Танцевальные композиции

1

4

5

4

Виды рисунков и фигур танца

1

3

4

5.

Виды шагов и ходов

3

6

9

6.

Народно-сценический танец

2

4

6

7.

Современный танец

2

3

5

8.

Итоговые занятия

-

1

1

Итого:

15

32

47

Содержание программы

Тема 1. Введение

Введение в образовательную программу. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Подготовка класса для занятий и их режим.

Тема 2. Партерный экзерсис

Теория: Исправлять часто встречающиеся природные недостатки (сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя и т.д.), создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.

Практика: Данный раздел включает в себя:

  1. упражнения сидя на коврике включают в себя следующие упражнения: тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Часики», «Книжечка»;

  2. упражнения, лежа на спине: «Иголочка», «Перевернутый столик», «Летучие мышки», «Велосипед», «Свечка», «Улиточка»;

  3. упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;

  4. упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик».

Тема 3. Упражнения на середине:

Теория: развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, подвижности суставов и музыкальности. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками координации движений.

Практика:

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

  • упражнения на развитие чувства ритма;

  • упражнение на координацию движения.

Тема 4. «Танцевальные композиции»:

  • Танец с хлопками;

  • Танцевальная композиция «Барыня»;

  • Танцевальная композиция «Цыплята», «Собачки»;

  • Танец с хлопками в паре;

  • «Танец маленьких утят»

Тема 5. Виды рисунков и фигур танца

Теория: развитие ориентации в пространстве

Практика: знакомство со следующими видами рисунков:

  • круг;

  • сужение и расширение круга;

  • линия;

  • колонна;

  • диагональ;

  • «Воротца».

Тема 6. Виды шагов и ходов

Теория: формирование способности к устойчивому вниманию, собранности и выносливости. Развитие у учащихся ловкости, изящности, координации, свободы в движениях, красивого выполнения (как физически, так и эмоционально).

Практика подразумевает выполнение шагов и ходов (танцевальный шаг с носка, шаг с пятки, марш, бег взахлест, высокий бег, подскоки, тройной притоп, приставные шаги, галоп, гусиный шаг, мячики).

Тема 7. Народно-сценический танец

Теория: знакомство с элементами народного танца, выработка выносливости, устойчивости. Формирование представления о правильном выполнении элементов народного танца и соединение их в единые комбинации, этюд, танец.

Практика:

  • Постановка корпуса, ног, рук, головы.

  • Приставной шаг с ударом.

  • Тройной притоп в повороте.

  • Изучение элемента «ковырялочка».

  • Изучение элемента «гармошка».

  • Вращения по точкам класса на месте.

  • Тема 8. Современный танец

Теория: Знакомство с историей возникновения современного танца и основными направлениями и техниками.

Практика:

  • История возникновения современного танца

  • Знакомство с направлениями и техниками современного танца

  • Техника изоляции

  • Поза коллапса

  • Основные движения корпуса.

Тема 9. Итоговое занятиеВ роли итоговых занятий выступают открытый или итоговый урок, урок-концерт.




























Методическое обеспечение программы


С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят можно сразу переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Хочется дать несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающим педагогам избежать типичных ошибок:

- занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков.

- не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету мы считаем следующие:

Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим - определение посильных для него заданий.

У дошкольников весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.

Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.

Принцип систематичности - один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.

Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. К сожалению, бывает так: сегодня малыш занимается, а завтра не хочет, недельку-другую пропустит и вновь приходит на занятия. Такая позиция совершенно недопустима. И дело: даже не в том, что таким образом мы не добьемся больших результатов. Прежде всего, это вредно для самого дошкольника. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца. Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия, в том числе и хореографией, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и

предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

При разучивании новых движений наглядность - это безукоризненный практический показ движений педагогом.

Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и

наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово

будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Для того чтобы в работе сопутствовала удача, нужно, разобравшись в возрастных особенностях детей, с первых же дней наметить содержание занятий, найти соответствующие запросам и возможностям детей методические приемы. Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной, с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя. Для шести - семилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.

Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать, вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.

Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других - сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.

И еще очень важное для нас правило: Общение с детьми на занятии должно проходить в атмосфере радости и это самое главное, т.к. радость-могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость - всего лучше влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Ни в коем случае нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовать - только тогда обучение будет эффективно. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый интерес и аппетит.

Форма подведения итогов по каждой теме,

ожидаемые результаты и способы их проверки


Предполагаемыми результатами работы являются овладение навыками по современному танцу, гармоничное физическое развитие детей, активное участие в хореографических постановках объединения, участие в концертах, конкурсах.

Для контроля текущей успеваемости воспитанников используются:

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальное исполнение заданного материала;

  • устные контрольные опросы по теоретическому материалу;

  • использование танцевальных номеров на концертах.

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста воспитанников, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

Механизмом оценки роста и достижений является: «обратная связь» воспитанника и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой воспитанник и коллектив: а так же достижения не только творческого характера, но и личностного.

Одной из «экспертных оценок» является выступления на концертах, участие в городских районных мероприятиях, конкурсах. Участие коллектива в конкурсах, концертах вырабатывает у детей способность анализировать свое выступление и выступления других. Полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими замечаниями с педагогом и коллегами по объединению.

Подведение итогов реализации дополнительной программы проводится в форме диагностики результатов воспитанников (см. приложение1).

Техническое оснащение занятия


Материально-техническое обеспечение одно из важных условий для реализации программы, нельзя воспитать «ощущение сцены» не видя её, как равно занятие хореографией в «физкультурном зале» не даст должного результата. И потому, для занятия хореографией необходимо наличие материально-технической базы:

  • хореографический зал;

  • сцена;

  • зеркала;

  • хореографические станки;

  • костюмы;

  • мягкая обувь;

  • коврики;

  • аудиоаппаратура;

  • фортепиано;

  • фонотека.














Литература

Для педагога:

1. . Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца.- Ленинград: Искусство, 1983

2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания педагогом детских хореографических коллективов и школ. - СПб.:«ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 2004

3. Бекина С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 - 7 лет) : Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.

4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - М.:Искусство, Краснодар - 2003

5. Воеводина М.И. Современные направления танца. Учебно -методическое пособие. - Ставрополь: СГПИ, 2011. - 47 с.

6. Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003

7. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

8. Климов А.А. Основы русского народного танца: - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. - 320 с.

9. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе / Под ред. В.Н. Курыся: Учебное пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 204 с.

10. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2004.

11. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. - СПб.: «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; «Лань», 2011. - 544 с.

для детей:

1. Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца.- Ленинград: Искусство, 1983

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. - СПб.: Изда-тельство «Лань», 2003

3. Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003

4. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1985



© 2010-2022