Условия формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста

Главной целью экологической работы МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр является – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, воспитывающих детей.  Проанализировав состояние работы по экологическому воспитанию, нами были выявлены следующие проблемы:  • достаточно низкий уровень эмоционально-положительного, осознанного  отношения к объектам природы у дошкольников;  • у детей не сформировано бережное, ценностное отношен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Условия формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста в МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр

Воспитание бережного, внимательного отношения к природе, расширение знаний необходимых для ее охраны и улучшения, становится неотъемлемой частью общей системы образования. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Т.к в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к определенной деятельности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Главной целью экологической работы МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр является - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, воспитывающих детей.

Проанализировав состояние работы по экологическому воспитанию, нами были выявлены следующие проблемы:

• достаточно низкий уровень эмоционально-положительного, осознанного отношения к объектам природы у дошкольников;

• у детей не сформировано бережное, ценностное отношение к природе (на прогулке дети могли сломать ветки деревьев, ловить птиц);

• у родителей наших воспитанников недостаточно знаний для осуществления экологического воспитания своих детей.

*Невысокий уровень профессиональной подготовки воспитателей

Вся система эколого-педагогической работы в нашем учреждении представляет собой взаимосвязь четырех важнейших компонентов: организационно - методическое руководство педагогическим коллективом, воспитательно- образовательная работа с детьми, работа с родителями и работа в социуме.

В нашем ДОУ активное самообразование воспитателей началось с начала 2000 годов, была проведена большая работа по повышению квалификации воспитателей:

1.Повышение квалификации на курсах, проводимых автором программы («Северное сияние» Н.Н.Лебедева)

2. Участие в работе методического объединения района, знакомство с опытом работы других ДОУ.

3. Участие в конференциях, совещаниях разного уровня, посвященных проблемам экологического образования.

4. Участие в конкурсах разного уровня по экологической тематике.

5. Сотрудничество с Усть_-_Ленским заповедником

6. Распространение опыта работы ДОУ

7.Как положительный момент можно оценить внедрение в работу ДОУ разнообразных форм повышения квалификации: составление авторской программы «Использование фотографии родного края , непрерывно действующие семинары для воспитателей, взаимопосещение и просмотр открытых мероприятий, индивидуальная работа с воспитателями, проектная деятельность.

8.Овладение теоретической методикой экологического образования путем самообразования ресурсами интернет.

9.участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи и привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Во первых было проведено родительское собрание «Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология».На этой встрече мы ознакомили родителей с целями и задачами экологического образования в нашем ДОУ и наметили совместный план работы. Направления этой работы:

1.Экологическая информация. Наш опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

- данные об экологической ситуации в нашем селе

- информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

- экология жилища;

- выращивание экологически безопасного урожая;

- комнатные растения;

- выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

- домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

- развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

- информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе воспитательно-образовательного процесса( открытые мероприятия), консультациях специалистов (педиатра, учителей начальной школы).

2. Совместная деятельность с детьми:

- Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;

- участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

- совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье (Детскому саду необходимо показать роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать родителям приобрести, по возможности, живое существо.

Еще одно направление - привлечение взрослых в уголок природы групповой комнаты:.

- сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для уголков природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

- выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на природе», «Я и природа», «Природа родного края»)

- природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек).

Сегодня родители наши первые помощники, ни одно мероприятие не проходит без их участия.

Воспитанники нашего ДОУ - дети потомственных оленеводов, рыбаков, охотников.

Отсюда у нас наметилось основное направление -экологическое воспитание детей средствами этнопедагогики народов Арктики.

В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения. Экологическое воспитание средствами народной педагогики , проводимое в ДОУ, дает положительные результаты. В детском саду проводятся различные мероприятия, связанные с трудом родителей, традициями и обычаями северных народов. Стало традиционным проведение тематических недель, таких как «Сказки народов Севера», «Профессия - оленевод», национальные праздник «Малый слет оленеводов « для дошкольников, эвенский праздник «Эвинек», якутский «Ысыах» и другие. Мы считаем, что подобные мероприятия принесут положительные результаты не только в детстве, но и во взрослой жизни.

Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием - это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большое внимание в экологическом воспитании мы отводим беседам. Используются красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы., в этом большую помощь нам оказывают сотрудники Усть-Ленского заповедника. Когда проводятся беседы о природе и ее богатствах, задача не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свой край, в котором создан Усть-Ленский заповедник, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние. Наши воспитанники активные участники акций, проводимых Усть-Ленским заповедником.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут владеть хотя бы элементами знаниями о природе, освоят несложные способы выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Вот уже несколько лет мы занимаемся в нашей небольшой теплице при детском саде. Дети учатся выращивать укроп, петрушку, лук, декоративные цветы.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. Мы стараемся создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения и экологические знания дети получали наглядным методом. В каждой возрастной группе созданы уголки природы, где дети проводят простейшие опыты, помещены иллюстрации животных и растений, занесенных в Красную книгу, экологическая азбука поведения в лесу.

Наш детский сад расположен в центре села и мы считаем, что находимся в неблагоприятной экологической обстановке. Рядом с детским садом находится центральная котельная, которая отапливается сырой нефтью, Вместе с родителями мы обращались с открытым письмом в различные инстанции, но по настоящее время никаких положительных результатов нет. Все прогулки мы стараемся проводить в лесном массиве. Создана наша любимая экологическая тропа в районе р.Еремейка. Все свои мероприятия мы проводим в этой природной зоне. Здесь наши дети ,играя, познают мир природы, учатся общаться с растениями, проводить наблюдения, ежегодно проводятся уборка территории нашей тропы , совершаем игровые путешествия . Мы уверены, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к окружающему. В экскурсиях и наблюдениях на экологической тропе, дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. учить сострадать живым существам, не нарушать без нужды спокойствия окружающих нас растений и животных, а также прививаем основы культурного поведения: учим не ломать, не сорить, не обижать живого, помогать живому.

В своей работе с детьми мы используем такую форму работы как проект: проект»животный мир Булунского района», проект «Птицы Севера», проект «лес-богатство»

Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. Наши воспитанники принимают участие в различных природоохранных акциях: всемирный проект по образованию для устойчивого развития 2010 год, Национальном конкурсе социального проектирования «Новое пространство России» тема: СОЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК для ДОШКОЛЬНИКОВ, конкурс «Марш парков - 2013», конкурс детских рисунков «Мир заповедной природы», «Красная книга глазами детей». Большой популярностью среди воспитанников и их родителей пользуется акция «Дадим вещи вторую жизнь». В детском саду набрался большой материал поделок из бросового материала, который мы дарим гостям, родителям. Дети продолжают предлагать из каких еще материалов можно сделать нужную вещь.

В рамках дополнительного образования педагогами нашего коллектива организованы кружки«Почемучка» - тема: «исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста», «Чудесный карандаш» , «Мукосолька», «Бусинка», «Теремок»

Немного хотелось бы остановиться на проблемах материально-технической базы детского сада:

- Для приобретения демонстрационного материала по ознакомлению с природой необходимы большие материальные затраты.

- Отсутствие помещения, для хранения большого количества иллюстративного материала.

- Отсутствие многих необходимых иллюстраций.

- Неудобство в использовании большого количества иллюстраций на одном познавательном занятии.

- Быстрый износ бумажных иллюстраций.

Решение проблемы: использовать в воспитательно-образовательной работе с детьми информационные компьютерные технологии, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования. А применение информационных технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности.

За 10 с лишним лет накоплен большой опыт, педагоги детского сада поняли важность этой проблемы и взяли, тот опыт на вооружение, расширим его, внесли что - то новое и интересное.

Впереди - много планов, задумок. Недостаточность материальных средств немного тормозит процесс. Но энтузиазм педагогического коллектива помогает создать в детском саду систему экологического воспитания, которая стала бы интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. В заключении своего выступления я хочу привести слова народной китайской мудрости, которая гласит «покажи мне - я забуду, расскажи мне - я запомню, дай потрогать - я пойму». Свою работу мы стараемся выстраивать в соответствии с этой мудростью.



© 2010-2022