- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Основы электротехники и электроники
Рабочая программа Основы электротехники и электроники
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Махиня А.Г. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Краснодарский колледж электронного приборостроения»
Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы электротехники и электроники»
для специальности 230111
«Компьютерные сети»
Краснодар
2015
Рассмотрена цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин протокол № ____ от _______ 20___г.
Председатель цикловой комиссии Гринь И.В. ______
Утверждена решением педсовета Протокол № 1 от 31 августа 2013 Председатель ______ Касаткин С.В.
Организация-разработчик ГБОУ СПО «Краснодарский колледж электронного приборостроения» Краснодарского края.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника», специальности 230111 «Компьютерные сети», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 685 от 23 июня 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 г. № 18035.
Авторы: Махиня А.Г. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.
Квалификация по диплому инженер-электрик.
Рецензенты:
Кривовяз М.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК. Квалификация по диплому инженер-электрик.
Мезинов В.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.
Квалификация по диплому радиоинженер.
Содержание
-
Паспорт примерной программы учебной дисциплины
-
Структура и примерное содержание учебной дисциплины
-
Условия реализации примерной программы учебной дисциплины
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Стр.
4
4
8
9
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы электротехники и электроники»
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 Компьютерные сети.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать простые электрические цепи;
- измерять основные параметры электрических цепей и электрорадиоэлементов;
- пользоваться технической и справочной литературой.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные определения, законы, и методы расчета электрических цепей;
- основные методы измерений Параметров электрических цепей и сигналов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 43 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
128
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
85
в том числе:
лабораторные занятия
24
практические занятия
6
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
43
в том числе:
домашняя работа
43
Итоговая аттестация в форме экзамена
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники и электроники»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Значение электротехники и электроники в современном мире. Исторический аспект развития. Перспективные направления развития
2
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока
25
Тема 1.1. Начальные сведения об электрическом токе и электрической цепи постоянного тока
Содержание учебного материала
4
1
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики, полупроводники. Электрическая емкость, конденсаторы. Энергия электрического поля. Параметры элементов цепи
2
2
Самостоятельная работа
2
Методы расчета цепей и их элементов
2
2
Тема 1.2. Простые и сложные цепи постоянного тока
Содержание учебного материала
8
1
Электрическая цепь, ее элементы. Сопротивление и проводимость. Зависимость сопротивления от физических условий ЭДС источника питания. Закон Ома.
Способы соединения элементов в электрической цепи постоянного тока. Закономерности при последовательном и параллельном соединении элементов. Смешанное соединение элементов
2
2
2
Сложные электрические цепи и их элементы - ветвь цепи, узел, контур. Метод свертывания схем. Законы Кирхгофа
2
2
Раздел 2. Электрические цепи переменного тока | 40 |
| ||
Тема 2.1. Основные сведенья о переменном синусоидальном электрическом токе. Понятие о векторных диаграммах | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Получение переменного синусоидального тока. Уравнения зависимости электрических величин (тока, напряжения, ЭДС) от времени. Параметры переменного электрического тока - мгновенные, амплитудные, действующие и средние значения электрических величин. Частотные и временные характеристики переменного тока. Понятие о векторной диаграмме электрической величины | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 |
| ||
Построение временных диаграмм - графиков зависимости переменных значений напряжения и тока от времени и фазы. Построение векторных диаграмм. | 2 | 2 | ||
Тема 2.2 Элементы и параметры электрических цепей переменного тока. Расчет неразветвленной цепи переменного тока
| Содержание учебного материала | 11 |
| |
1 | Цепь с активным сопротивлением. Средняя мощность. Понятие об активном и реактивном элементе. Закон Ома для участка цепи. Правило треугольников сопротивлений, напряжений, мощностей. Понятие об активной, реактивной и полной мощности | 2 | 2 | |
2 | Цепь с индуктивностью. Цепь с емкостью. Цепь с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью. Полное сопротивление цепи переменного тока. Неразветвленные цепи переменного тока. Расчет цепей с применением векторных диаграмм | 2 | 2 | |
3 | Контрольная работа. Расчет неразветвленной цепи переменного тока | 2 |
| |
Лабораторная работа №3 | 2 |
| ||
4 | Неразветвленная цепь переменного тока | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 3 |
| ||
Расчет неразветвленной цепи и ее элементов | 3 | 2 |
Тема 2.3. Расчет разветвленных цепей переменного тока | Содержание учебного материала | 4 |
| |||||
1 | Расчет разветвленной цепи с параллельным и смешанным соединением элементов. Полная проводимость цепи | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа | 2 |
| ||||||
Расчет неразветвленной цепи и ее элементов | 2 | 2 | ||||||
Тема 2.4. Резонанс в электрических цепях | Содержание учебного материала | 6 |
| |||||
1 | Резонанс токов и напряжений. Резонансные кривые. Добротность контура | 2 | 2 | |||||
| Лабораторная работа №4 | 2 |
| |||||
2 | Резонанс напряжений | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа | 2 |
| ||||||
Добротность контура. Применение и учет резонансных явлений | 2 | 2 | ||||||
Тема 2.5. Трехфазные цепи | Содержание учебного материала | 6 |
| |||||
1 | Трехфазные электрические цепи. Фазные и линейные напряжения. Назначение нулевого провода. Способы соединения приемников звездой и треугольником при симметричной нагрузке. Построение векторной диаграммы | 2 | 2 | |||||
Лабораторная работа №5 | 2 |
| ||||||
2 | Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей энергии звездой | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа | 2 |
| ||||||
Построение векторных диаграмм при симметричной и несимметричной нагрузке | 2 | 2 |
Тема 2.6. Трансформаторы | Содержание учебного материала | 3 |
| |
1 | Классификация трансформаторов, устройство и основные понятия. Принцип действия однофазного трансформатора. Трехфазные трансформаторы. Автотрансформаторы. Специальные виды трансформаторов | 2 |
| |
| Самостоятельная работа | 2 |
| |
Виды трансформаторов и их применение | 2 | 2 | ||
Тема 2.7. Четырехполюсники | Содержание учебного материала | 2 |
| |
1 | Понятие о четырехполюснике и его свойствах | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа | 1 |
| ||
Примеры четырехполюсников | 1 | 2 | ||
Тема 2.8. Переходные процессы в электрических цепях | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | RC-цепи. Переходные процессы в RC-цепях. Дифференцирующие цепи. Интегрирующие цепи | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 |
| ||
Явления, связанные с переходными процессами | 2 | 1 |
Раздел 3. Радиокомпоненты электронных схем | 28 |
| ||
Тема 3.1. Электрофизические свойства полупроводников | Содержание учебного материала | 2 |
| |
1 | Собственные и примесные полупроводники. Электронная и дырочная проводимость. Генерация и рекомбинация электронно-дырочных пар. Полупроводники p и n типа. Легирование полупроводников. Виды примесей. Зависимость электропроводности от температуры | 2 | 1 | |
| Самостоятельная работа | 1 |
| |
Полупроводники p и n типа | 1 | 1 | ||
Тема 3.2. Полупроводниковые резисторы | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Терморезисторы. Варисторы. Фоторезисторы. Назначение, принцип, действия, маркировка | 1 | 2 | |
Лабораторная работа №6 | 2 |
| ||
2 | Исследование работы фоторезистора | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 1 |
| ||
Виды и характеристики терморезисторов | 1 | 1 | ||
Тема 3.3. Диоды | Содержание учебного материала | 10 |
| |
1 | Механизм образования p-n перехода. Диффузия и дрейф носителей заряда. Внутреннее запирающее поле. Потенциальный барьер. Подача прямого напряжения. Результирующее поле. Инжекция носителей заряда. Подача обратного напряжения. Результирующее поле. Экстракция носителей заряда. Токи через p-n переход | 2 | 2 | |
2 | Диоды. Классификация диодов. Прямое и обратное включение диода. Рабочий режим диода. Свойство односторонней проводимости диодов. ВАХ диода | 2 | 2 |
| 3 | Виды пробоя. Выпрямительные диоды. Импульсные диоды. Стабилитроны, стабисторы. Варикапы. Туннельные диоды. Светодиоды. Фотодиоды | 2 | 2 |
Лабораторная работа №7 | 2 |
| ||
4 | Исследование выпрямительного диода | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 |
| ||
Работа со справочной литературой. Подбор диодов по параметрам | 2 | 2 | ||
Тема 3.4. Транзисторы | Содержание учебного материала | 12 |
| |
1 | Устройство и принцип действия биполярного транзистора. Основные параметры и характеристики транзисторов. Режимы работы транзисторов. Схемы включения транзистора с общей базой, с общим эмиттером, с общим коллектором. Система h-параметров | 2 | 2 | |
2 | Полевые транзисторы. Конструкция и принцип действия. Транзисторы с управляющим p-n переходом. МДП (МОП) транзисторы. Основные параметры и характеристики полевых транзисторов | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №8 | 2 |
| ||
3 | Исследование биполярного транзистора, включенного по схеме с общей базой | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №9 | 2 |
| ||
4 | Исследование биполярного транзистора, включенного по схеме с общим эмиттером | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №10 | 2 |
| ||
5 | Исследование полевого транзистора | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 |
| ||
Работа со справочной литературой. Подбор транзисторов по параметрам | 2 | 2 |
Раздел 4. Индикаторные приборы | 4 |
| ||
Тема 4.1. Разновидности индикаторных приборов | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Электронно-лучевые трубки. Устройство вакуумно-люминесцентные индикаторные приборы | 1 | 2 | |
2 | Газоразрядные индикаторные приборы. Полупроводниковые и жидкокристаллические приборы | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 |
| ||
Работа со справочной литературой. Разновидности индикаторных приборов | 2 | 2 | ||
Раздел 5. Основы микроэлектроники | 4 |
| ||
Тема 5.1. Интегральные микросхемы | Содержание учебного материала | 4 |
| |
1 | Классификация интегральных микросхем по степени интеграции. Понятие о технологии изготовления пленочных и полупроводниковых ИМС. Маркировка | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 |
| ||
Работа со справочной литературой. Подбор интегральных микросхем по параметрам | 2 | 2 | ||
Раздел 6. Базовые логические элементы | 10 |
| ||
Тема 6.1. Логические элементы | Содержание учебного материала | 10 |
| |
1 | Основные логические операции параметры и характеристики логических элементов | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №11 | 2 |
| ||
2 | Изучение основных логических операций | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №12 | 2 |
| ||
3 | Исследование логических элементов на КМОП структурах | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 4 |
| ||
Логические элементы и операции | 4 | 2 | ||
Раздел 7. Усилительные устройства | 10 |
| ||
Тема 7.1. Классификация усилителей | Содержание учебного материала | 10 |
| |
1 | Общие сведения об электронных усилителях. Основные определения. Классификация усилителей. Принцип усиления. Коэффициент усиления. Качественные показатели усилителей | 2 | 2 | |
2 | Каскады предварительного усиления. Резисторный усилитель напряжения: особенности работы и методика анализа работы, схема, принцип действия, назначение элементов, характеристики | 2 | 2 | |
3 | Усилители мощности. Классификация выходных каскадов. Параметры и характеристики усилителей мощности. Дифференциальные усилители | 2 | 2 | |
4 | Операционные усилители. Структурная схема ОУ. Применение ОУ | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 |
| ||
Разновидности усилителей. Работа с технической литературой. ОУ и УМ | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы; - подготовка к практическим занятиям и их оформление; - подготовка рефератов, докладов, презентаций. |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехники» и лаборатории «Электроники»
Оборудование лаборатории:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
посадочные места для проведения лабораторных работ;
-
рабочее место преподавателя;
-
учебно-методический комплекс дисциплины;
-
комплект учебно-наглядных пособий «электротехника»;
-
электроизмерительные приборы и стенды для проведения лабораторных работ;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литераторы
Основная литератора:
-
И.А. Данилов, П.М. Иванов «Общая электротехника с основами электроники: М. Высшая школа», 2000.-752с.: ил.
-
Ф.Е. Евдокимов, Теоретические основы электротехники : Учеб.для студ. сред. проф. образования/Ф.Е. Евдокимов.-9-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 560с.
-
Ф.Т. Березкина, Задачник по общей электротехнике с основами электроники./ Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников.-М.: Высшая школа, 2001.-388с.: ил.
-
М.В. Гальперин, Электротехника и электроника.: Учеб./М.В. Гальперин.-М.: ФОРУМ - ИНФРА - М, 2007. - 480с.- («Профессиональное образование»)
-
Н.Ю. Морозова, Электротехники и электроника.: Учеб.для сред. проф. Образования/Н.Ю. Морозова.- М.: Академия, 2007. -256с.
-
М.В.Немцов, Электротехника и электроника : Учеб. для сред. проф. Образования/М.В. Немцов, М.Л. Немцова.- М.:Академия, 2007.-432с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
рассчитывать простые электрические цепи
Практические занятия. Контроль - экспертная оценка
измерять основные параметры электрических цепей и электрорадиоэлементов
Лабораторные работы. Контроль - экспертная оценка и наблюдения
пользоваться технической и справочной литературой
Практические занятия. Контроль - экспертная оценка
Знания
основные определения, законы, и методы расчета электрических цепей
Практические занятия. Контроль - экспертная оценка
основные методы измерений параметров электрических цепей и сигналов
Практические занятия. Контроль - экспертная оценка
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине
«Основы электротехники и электроники»
для студентов специальности 230111 «Компьютерные сети»
Краснодарского колледжа электронного приборостроения.
Составитель рабочей программы - преподаватель Махиня Альбина Георгиевна. Целью рабочей программы является реализация государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230111 «Компьютерные сети».
В основу рабочей программы положена примерная программы дисциплины «Основы электротехники и электроники» для специальностей среднего профессионального образования (базовый уровень), утвержденная Управлением учебных заведений СПО Минобразования России в 2002 г.
Рабочая программа рассчитана на 123 часа. Из них на лабораторно-практические работы запланировано 30 часов, на самостоятельную внеаудиторную работу - 41 час. На теоретическое обучение - 82 часа.
Программа содержит 7 разделов, каждый представлен в виде нескольких тем. Каждая последующая тема связана с предыдущей логической последовательностью. К каждому разделу дается пояснение, какие основные понятия изучает данный раздел и что будет знать студент после изучения данного раздела.
Первый раздел посвящен изучению электрических цепей постоянного тока.
Во втором разделе рассматривают электрические цепи переменного тока.
В третьем разделе дается понятие радиокомпонентов электронных схем.
В четвертом разделе дается понятие индикаторных приборов.
В пятом рассматриваются темы по микроэлектронике.
В шестом - логические элементы и логические операции
В седьмом - усилительные устройства.
Тематика лабораторно-практических работ соответствует содержанию изученного материала.
В рабочей программе также приводится список учебной литературы необходимой для изучения данной дисциплины.
Преподаватель дисциплины:
___________ Махиня А.Г.
Внутренний рецензент преподаватель ККЭП
_________ Кривовяз М.А.