Рабочая программа по экологии для второй младшей группы

Раздел Другое
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться

Леонардо да Винчи

Экологические состояние нашей планеты и тенденции его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Маленькие дети верят абсолютно всему и впитывают все как губка. Не обязательно быть доктором биологических наук, чтобы сообщить ребенку важную и интересную для него экологическую информацию. Любой из нас может научить ребенка отличать дуб от березы или вместе с ним понаблюдать, как пробиваются весной ростки - рассказать, почему вредно жечь траву и зачем нужно бережно относиться к воде. И «экологичность» в поведении быстро станет для ребенка привычкой.

Даная рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников разработана для детей 3 - 4 года на основе плана - программы педагогического процесса в детском саду «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.) в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами дошкольного образования. Программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Она включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Цель программы: формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры.

Задачи программы:

  • Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

  • Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

  • Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями.

  • Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

  • Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь, обучать составлению рассказов.

Для работы по формированию экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми. Использовались разные методы работы.

Наглядные методы: целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок.

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; экспериментирование.

При построении системы работы особое внимание обращено на следующие основные направления:

познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;

практическое направление изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.);

исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов: выставки, фотовыставки, создание видеороликов, диагностика.

Условия реализации программы

Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, огород;

  • Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

  • Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Программа рассчитана на четыре года обучения:

  • 1 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 3-4 года.

Продолжительность каждого занятия 15 минут, проводятся один раз в неделю.

Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.

Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий - со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими зонами:

«Маленький ученый»

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскоп;

  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена, шишки, ракушки, камни;

  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

  • Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, пищевые красители);

  • Свечи, фонарики;

  • Детские халаты, фартуки;

  • Картотека для проведения опытов;

«Уголок природы»

  • Календарь природы, модель календаря природы

  • Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии их особенностям)

  • Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые бутылки различных цветов)

  • Воронки

  • Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины, чага, гербарий)

  • Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

«Огород на подоконнике»

  • Мини - огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

  • Уголок - садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»

Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь, пастель, цветные карандаши, акварель, кисти)

  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

  • Для аппликации (цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы, трафареты)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада.

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Перспективный план работы в младшей группе

3-4 года

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Экспериментирование «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить»

Сбор и засушивание осенних листьев для гербария «Осенняя палитра

2 неделя

«Овощи с огорода»

Закрепить знания детей об овощах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина

Беседа «Что растет на грядке?»

Заучивание физминутки» Мы капусту рубим...»

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

3 неделя

«Деревья и кустарники»

Систематизация знаний детей о многообразии растений, формирование умения различать и называть различные виды растений

Беседа «Деревья нашего двора (сада, дачи)».

Строительная игра «Домик лесника»

Сюжетно-ролевая игра «Юные защитники природы»

4 неделя

«Грибы»

Расширение представлений о грибах, их признаках и отличительных особенностях

Беседа «Как мы грибы искали»

Загадки

Чтение художественной литературы

Сюжетно-ролевые игры: «Семья - прогулка в грибной лес», «Семья - семейный обед из грибных блюд», «Семья - грибные заготовки на зиму»

Октябрь

1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение»

Физкультминутка «цветы»

Дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»

Экспериментирование: «Что нужно растениям для роста»

2 неделя

«Дождик, дождик»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику

Беседа по картинке

Дидактическая игра-пазл «Собери зонтик»

Лепка

Загадки

3 неделя

«Хлеб»

Расширять и углублять знания детей о хлебобулочных изделиях. Формировать бережное отношение к пищи.

Беседа «Хлеб - всему голова»

Чтение художественной литературы и стихов

Сюжетно-ролевые игры «Мы - хлеборобы», «Что делают из муки»

Строительная игра «Комбайн»

4 неделя

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа

Дидактическая игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

Заучивание стихов

Подвижная игра «Помоги белочке найти все грибы»

Ноябрь

1 неделя

«В гостях у бабушки»

Продолжить знакомить с домашними животными, их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным

Беседа

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Пальчиковая гимнастика «Котик»

Речевая игра «Кто же это?»

2 неделя

«Синичкин праздник - 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица»

Наблюдение за птицами

Использование художественного слова

Подвижная игра «Лиса и птицы»

Пальчиковая гимнастика «Синичка»

3 неделя

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Беседа

Дидактическая игра «Найди маму»

4 неделя.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение

Беседа

Чтение познавательных рассказов

Экспериментирование «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь

1 неделя

«Зима»

Расширить представление детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Беседа «Зимние приметы»

Наблюдение за живой и неживой природой на прогулке

Сюжетно-ролевые игры «На улицах зимнего города», «Семья - собираемся на зимнюю прогулку»

Строительная игра «Собираем снегоуборочную машину»

Чтение художественной литературы и загадок

2 неделя

«Подкормим птиц зимой»

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах

Наблюдение

Беседа

игра «Найди по описанию»

Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка»

3 неделя

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности.

Беседа «Какие бывают облака»

Наблюдение

Использование художественного слова

Экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

4 неделя

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Чтение стихов А. Барто «Дело было в январе»,

Игра - имитация «Собери шишки

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Лепка «Елочка-красавица»

Прослушивание песенки «В лесу родилась елочка...»

Январь

1неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями

Беседа

Игра «Накорми птицу»

Дидактическая игра «Улетают - не улетают»

Прослушивание голосов птиц

2 неделя

«Мороз - удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок

Разучивание стихов о Дед Морозе

Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»

Наблюдение за узорами на окнах в зимнее время

3 неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать»

Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки»

Подвижная игра «Ручеек»

Февраль

1 неделя

«У меня живет котенок»

Продолжить знакомить с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться впечатлениями

Беседа

Дидактическая игра «Кошка и котята»

Чтение стихотворения «Кошкин дом»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Аппликация «Котик пушистый»

Пальчиковая гимнастика «Котята»

2 неделя

Детям об огне и пожаре

Рассказать детям о добрых и злых делах огня, познакомить с правилами пожарной безопасности.

Беседа «Огонь - наш друг или враг»

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Чтение стихов о пожарной безопасности

Конкурс плакатов (совместно с родителями) «Добрые и злые дела огня»

3 неделя

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе

Подвижная игра «Мы маленькие зайчики»

Дидактическая игра «Кто лишний?», «Кто где живет?»

4 неделя

«Наблюдение за сезонными изменениями»

Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы

Беседа

Использование художественного слова

Подвижные игры «Хитрая лиса», «Круглый год» - настольная игра

Аппликация «Сосульки на крыше»

Март

1 неделя

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения «Март», «Весна идёт»

Беседа

Дидактическая игра «Найди настроение, покажи настроение»

2 неделя

«Уход за комнатным растением»

Расширять представление о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки, ухаживать за ними. Учить протирать листья влажной тряпочкой

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Дидактическая игра «назови ласково»

Чтение стихотворения Е. Благиной «Огонек»

Пальчиковая игра «Бабочка»

3 неделя

«Вода»

Углубление и систематизация знаний детей о значении воды в жизни человека, знакомство с разными состояниями воды.

Беседа «Вода на Земле»

Опыты с водой, снегом, льдом

Сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели»

Чтение художественной литературы, стихов, загадок.

4 неделя

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике

Загадки, чтение стихов,

Дидактическая игра «Собери цветок из частей»

Апрель

1 неделя

«Перелетные птицы»

Обобщить знания детей о перелетных птицах

Беседа «Перелетные птицы»

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Чтение художественной литературы, стихов и загадок.

Аппликация «Птицы на кормушке»

2 неделя

«Ласковое солнышко»

Познакомить детей с объектом природы солнце. Формировать представления детей о необходимости солнца для жизни живого на земле. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, подбирать прилагательные и глаголы. Активизировать словарь детей

Беседа

Прослушивание песни «Я на солнышке лежу»

Дидактическая игра «Что на что похоже»

Рисование «Солнышко лучистое»

Экспериментирование «Холодно-тепло»

3 неделя

«Цветущая весна»

Развивать представления детей о характерных признаках цветущей весны. Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать представления о простейших связях в природе

Беседа «На нашей улице весна»

Сюжетно-ролевая игра «Поездки по весеннему городу»

Наблюдение на прогулке за живой и неживой природой

Реализация проекта «Цветы на нашей клумбе».

4 неделя

«Травы»

Познакомить детей с многообразием травяных растений и их полезными свойствами

Беседа «Семь цветов радуги»

Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Дочки-матери»

Чтение художественной литературы, загадок

Май

1 неделя

«Насекомые»

Расширить и систематизировать знания детей о насекомых

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях

Беседа «Такие разные насекомые» Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в весенний лес»

Наблюдение за насекомыми на прогулке

Лото «Насекомые»

Загадывание загадок

Аппликация «Божья коровка»

2 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы

Наблюдение

Рассматривание иллюстраций

Разучивание стихотворения Л. Громова «Не боюсь я грома»

Прослушивание песенки «Злую тучку наказали…»

3 неделя

«Экологическая тропа»

Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки

Экскурсия,

Рассматривание тропы

Чтение стиха «Берегите природу»

Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»

4 неделя

«Лето»

Расширить и углубить знания детей об изменениях в живой и неживой природе летом

Беседа «Лето красное пришло»

Наблюдение за живой и неживой природой на прогулке



© 2010-2022