Тест по ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Борщевская Елена Александровна

Школа Будлянский филиал МБОУ Воробейнская средняя школа Жирятинского района Брянской области

Тест по ФГОС


  1. В чем заключается инновационность ФГОС основного общего образования? Каковы его ключевые особенности?

Ответ:

Инновационность ФГОС основного общего образования заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Ключевая особенность проекта - переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей образования.

Это обусловило и формулировку стратегических целей образования:

1. Обеспечение социальной и духовной консолидации общества.

2. Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.

3. Обеспечение безопасности личности, общества и государства.

В качестве объекта модернизации рассматривается не сфера образования (отрасль социальной сферы государства), не образовательная среда (как совокупность образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства (семья, СМИ, культура, конфессии и др.).

Инновационность подхода состоит в том, что деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.


  1. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, призван обеспечить (выберите варианты):

а) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

б) активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

в) проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

г) построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей

обучающихся).

Ответ:

а) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

б) активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

в) проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

г) построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей

обучающихся).


  1. Перечислите требования, предусмотренные Стандартом в отношении основной образовательной программы основного общего образования.


Ответ:

Требования к структуре основной общеобразовательной программы - система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. Это такие документы, как планируемые результаты общего образования, базисный учебный план, фундаментальное ядро содержания образования, примерные программы учебных предметов, программы универсальных учебных действий, система итоговой аттестации, примерные программы воспитания и социализации, внеурочной деятельности и пр.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ - система нормативов и регламентов, обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ, направленных на достижение планируемых результатов общего образования. Сюда включены требования к педагогическим кадрам, финансово-экономические условия функционирования системы образования, СанПиНы, федеральный перечень учебников и пр.

Реальный уровень образования каждого отдельного школьника будет складываться из базового уровня и уровня образования, достигнутого при освоении вариативной части содержания образования, выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей. При таком построении содержания школьного образования стандарт, оптимизируя объем инвариантной его части, открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ.

  1. Достижение каких результатов, согласно ФГОС, предполагает освоение обучающимися основной образовательной программы основного общего образования?

Ответ: В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

 личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме),

 метапредметным, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться),

 предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Требования к результатам в стандарте не только описаны, но и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).


  1. Какие разделы должна содержать образовательная программа основного общего образования?

Ответ: Образовательная программа основного общего образования должна содержать следующие разделы:

1.Целевой раздел. Раздел включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения.

2.Содержательный раздел. В данном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни

3.Организационный раздел. Организационный раздел содержит учебный план и совершенно новый материал - систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.


  1. Содержательный раздел образовательной программы основного общего образования должен включать:

Ответ:

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапред-метных результатов, в том числе:

- программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- программы отдельных учебных предметов, курсов;

- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

- программу коррекционной работы1.



  1. Сформулируйте определение понятия «универсальные учебные действия» и назовите их виды.


Ответ: В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.


  1. Организационный раздел образовательной программы основного общего образования должен включать:


Ответ: Организационный раздел включает:

- учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

  1. В каких формах и при каком условии образовательное учреждение реализует основную образовательную программу основного общего образования?

Ответ:

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации образовательной программы среднего общего образования образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу среднего общего образования, условия должны:

  • соответствовать требованиям Стандарта;

  • обеспечивать достижение планируемых результатов освоения средней (полной) образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

  • учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в среднем (полном) общем образовании;

  • предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия), использования ресурсов социума.

В соответствии с требованиями Стандарта раздел средней (полной) образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, должен содержать:

  • описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;

  • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательного учреждения;

  • механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

  • сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

  • систему оценки условий.

Система условий реализации средней образовательной программы образовательного учреждения базируется на результатах проведенного в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:

  • анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;

  • установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам средней (полной) образовательной программы образовательного учреждения, сформированным с учетом потребностей всех участников образовательного процесса;

  • выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения в соответствие с требованиями Стандарта;

  • разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

  • разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;

разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты)


  1. Перечислите направления развития личности, охватываемые в рамках внеурочной деятельности.


Ответ: Внеурочная деятельность - это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности:


  1. духовно-нравственное

  2. социальное

  3. общеинтеллектуальное

  4. общекультурное

  5. спортивно-оздоровительное


  1. Каково процентное соотношение обязательной части основной образовательной программы основного общего образования к части, формируемой участниками образовательного процесса?

Ответ:

Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС

- начального общего образования 80% к 20%,

-для основного общего образования - 70% к 30%.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается проектом нового закона «Об образовании в Российской Федерации».


  1. Насколько, по-вашему, современно и актуально сегодня высказывание Аристотеля: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед»? Каким образом эта мысль реализуется в рамках ФГОС основного общего образования?


С высказыванием Аристотеля: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» нельзя не согласиться. Фраза древнегреческого философа особенно актуальна и современна в наше время, время « жестоких нравов». Когда утрачиваются ценностные ориентиры, когда за деньги можно предать семью, друзей, Родину, и сделать это можно, используя современные информационные технологии, полагаясь на новые открытия. Нравственные ценности забываются, а значит и приобретённые знания можно использовать не во благо.

Главной целью новых ФГОС является раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, воспитание духовно-нравственной личности, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время.

Бесспорно, каждый выпускник, оканчивая школу, должен иметь определённый набор образовательных знаний, но он должен также понимать, что все знания им могут быть использованы согласно нормам морали и нравственности. Духовность и нравственность - вот основа любого знания. Только тогда оно в полной мере будет служить человечеству. А без высоких моральных качеств человек, бесспорно, «более идет назад, чем вперед».

И в нашей, и в мировой истории, к сожалению, много примеров, когда знания были использованы во вред человечеству. Первая Мировая война- использование химического оружия. 20 век - ядерное оружие. Смертью и ужасом объяты японские города Хиросима и Нагасаки. Это пример того, как знания нанесли вред, а всё потому, что кто-то не подумал о сотнях людей, этот кто-то был жестоким и бессердечным, иначе не произошло бы подобной трагедии. Те, кто руководил подобным варварством, должны шагнуть далеко назад в глазах всей мировой общественности. В связи с этим актуально высказывание Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».

Наша современная жизнь убеждает нас в том, что мы становимся черствее, легко проходим мимо чужого горя. А ведь это неправильно! Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения - первостепенная задача современного образования. Именно на это нацелены новые образовательные стандарты. Возможно, что те, кто разрабатывал Стандарт основного общего образования, учли слова Аристотеля. Они созвучны также словам Стародума, героя комедии Д.Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время».




1

© 2010-2022