Урок по экономике Экономические системы. Блага

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2 Экономические системы. Смешанная экономика

Цель: сформировать знания о экономическом кругообороте и особенности его в рыночной экономике; сформировать понятие «потребности» и «потребительские блага»; ознакомить учащихся с классификацией потребностей и потребительских благ.

Оборудование: учебник

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

Типы экономических систем

Экономическая система - способ организации производства экономической жизни общества.

Другими словами - совокупность видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленная на производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Критерии:

  • Тип собственности на ресурсы

  • Основные группы субъектов общественного производства и отношения между ними

  • Принципы организации производства, распределения, обмена и потребления

  • Система экономических законов

Потребности и их классификация

Потребность - это проявление необходимости получения определенного блага, ощущение нехватки чего-то, желание это получить.

Нужда - индивидуальная потребность каждого.

Классификация:

  • Базовые (воздух, еда, вода)/ порожденные цивилизацией (развлечения)

  • Первоочередные (одежда, еда, жилье)/ второстепенные (украшения)

  • Материальные (одежда, обувь)/ нематериальные (религия, искусство)

  • Индивидуальные/ общественные/ групповые

  • Физиологические (питание, жилье)

  • Социальные (труд, общение)

Также выделяются:

  • Рациональные (всегда превышают затраты)

  • Нерациональные (потребность вредит или может навредить в будущем)

Американский психолог Абрахам Маслоу создал свою теорию в 40-е гг. ХХ века («Пирамида потребностей Маслоу»).

Безграничность потребностей

Потребности существуют у всех людей. Главная особенность потребностей состоит в их неограниченности. Содержание экономического закона роста потребностей заключается в том, что в экономическом понимании человек имеет неограниченные потребности в экономических благах и услугах.

Этот закон означает не только появление новых потребностей, но и изменение и усовершенствование их структуры.

Потребительские блага

Блага - все, что может удовлетворить потребности людей.

Полезность товаров и услуг

Потребитель оценивает товар или услугу по полезности.

Потребность блага (utility) - способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей людей.

Полезность можно определять как субъективную (индивидуальную) ценность.

Пример: для людей со 100% зрением полезность от очков нулевая.

В микроэкономике существует 2 подхода к определению полезности:

  1. Количественный (кардиналистическая теория)

  2. Сравнительный (ординалистическая теория)

В обоих подходах используются граничные величины - маржинализм (в переводе с английского ; line-height: 100%"> Количественный подход построен на предположении возможности непосредственного измерения полезности благ в условных единицах полезности - ютилях (utility - U).


Урок по экономике Экономические системы. БлагаУрок по экономике Экономические системы. Блага

Q - количество блага. Общая полезность определяется путем суммирования показателей полезности всех потребленных единиц блага.

TU = U1+U2+…U3

Граничная полезность определяется как прирост общей полезности

Урок по экономике Экономические системы. Блага

Задача №1

Дмитрий очень любит мороженое. Удовольствие от его потребления он оценивает так: первая порция - 10 ютилей, вторая - 8 ютилей, третья - 6 ютилей, четвертая - 4 ютиля, пятая - 3 ютиля, шестая - 1 ютиль, седьмая - Урок по экономике Экономические системы. Блага1 ютиль. Заполните таблицу и определите общую полезность и граничную полезность его потребления. Постройте графики общей и граничной полезности потребления мороженого.

Решение

Количество (Q)

Общая полезность (TU)

Граничная полезность (MU)

1

10

10

2

18

8

3

24

6

4

28

4

5

31

3

6

32

1

7

31

-1

Закон упадочной граничной полезности

I закон Госсена - в процессе увеличения количества потребляемого товара или услуги его полезность от потребления каждой дополнительной единицы уменьшается.

Его сформировал в 1854 году немецкий ученый Герман Госсен.

Пример: чем больше ешь конфеты, тем меньше они нравится и хочется.

Правило оптимального поведения потребителя

На поведение влияют вкусы и предпочтения, цена, качество, модность, уровень доходов и цен и другие.

Чаще всего - бюджет потребителя.

Правило оптимального поведения потребителя дает ответ на то, как потратить деньги, чтобы добиться максимальной полезности от покупки. Потребителю необходимо распорядиться своими деньгами так, чтобы каждая денежная единица, потраченная на 1 товар, обеспечила такую же дополнительную (граничную) полезность, как и денежная единица, потраченная на другой товар - II закон Госсена.

Урок по экономике Экономические системы. Блага

MU - граничная полезность

P - цена

λ - граничная полезность денег

Задача №2

Мать покупает фрукты для семьи, рассчитывая потратить 50 евро. Данные о полезности от потребления фруктов членами семьи представлены в таблице. Определите, при приобретении какого набора товаров полезность от покупки будем максимальной, если известно, что бананы стоят 10 евро/кг, а яблоки - 5 евро/кг.

Общая полезность фруктов для всей семьи

Количество, кг

Бананы

Яблоки

1

18

5

2

30

9

3

40

12

4

48

15

5

52

16

Решение

Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, нужно рассчитать граничную полезность (MU) и граничную полезность на 1 евро Урок по экономике Экономические системы. Блага.

Количество, кг

Бананы

Яблоки

TU

MU

Урок по экономике Экономические системы. Блага

TU

MU

Урок по экономике Экономические системы. Блага

1

18

18

1,8

5

5

1

2

30

12

1,2

9

4

0,8

3

40

10

1

12

3

0,6

4

48

8

0,8

15

3

0,6

5

52

4

0,4

16

1

0,2

Согласно с правилами максимизации пользы:

Урок по экономике Экономические системы. Блага

В столбиках Урок по экономике Экономические системы. Блага бананов и яблок находим одинаковые числа. Это 1 и 0,8.

Варианты купли бананов и яблок, согласно с запросами членов семьи, могут быть такими:

  1. 3 кг. бананов и 1 кг. яблок

  2. 4 кг. бананов и 2 кг. яблок

Для того, чтобы выбрать нужный вариант, сравним расходы на каждый из вариантов с бюджетом семьи на куплю фруктов:

  1. 3*10+1*5= 35 евро

  2. 4*10+2*5= 50 евро

Итак, в первом варианте набора фруктов бюджет используется не полностью - покупка не может считаться рациональной. Оптимальный вариант - второй.

Ответ: при условии заданного бюджета полезность от покупки будет максимальной при приобретении 4 кг. бананов и 2 кг. яблок.

Потенциал потребителя, в зависимости от его доходов, отображает бюджетная линия - геометрическое место точек, которые являют собой наборы товаров Х и У, доступных покупателю при определенных ценах.

Уравнение бюджетной линии:

Урок по экономике Экономические системы. Блага, где

I - доход потребителя

Px - цена товара Х

Qx - количество единиц товара Х

Py - цена товара У

Qy - количество единиц товара У

Рассмотрим график на примере предыдущей задачи.

Урок по экономике Экономические системы. Блага

Потребитель может купить либо 5 кг. бананов ли 10 кг. яблок на свои 50 евро. Эти 2 точки - границы бюджетной линии. Точка Б показывает желанный вариант купить 4 кг. бананов и 2 кг. яблок. Точка А показывает нежелательный вариант покупки.

Доходы потребителей могут изменяться, как и цены на товары.

Рассмотрим варианты смещения бюджетной линии при определенных условиях.

Рост дохода потребителя Снижение дохода потребителя

Урок по экономике Экономические системы. БлагаУрок по экономике Экономические системы. Блага

Итог урока

Домашнее задание



© 2010-2022