- Преподавателю
- Другое
- Планирование консультаций по биологии в рамках подготовки учащихся 9 классе в рамках ОГЭ
Планирование консультаций по биологии в рамках подготовки учащихся 9 классе в рамках ОГЭ
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ершова Л.Д. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАОУ СОШ №58
Планирование консультаций по биологии
Ершовой Ларисы Дмитриевны, учителя первой категории
(9 класс)
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для консультаций в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса составлена на основе следующих документов:
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии
(приложение к Приказу Министерства образования России от 19.05.1998г № 1236) -
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ
Минобразования России от 05.03.2004г № 1089)
Рабочая программа включает пять разделов:
-
пояснительную записку;
-
учебно-тематическое планирование;
-
требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;
-
перечень учебно-методического обеспечения:
-
список литературы.
Цель: подготовка выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации
Задачи:
-
отработка и закрепление знаний базового уровня
-
повышение качества знаний учащихся
-
обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ГИА
Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 5- 9 классов, и направлена на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственногоорганизма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.
На учебно-тематическое планирование рабочей программы для консультаций отведено 19 часов (1 час в неделю) на второе полугодиt.
Учебно-тематический план
№п/п
№ п/п
урока
Наименование раздела, темы урока
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Блок №1 Биологи как наука 1ч
1
1
Роль биологии в формировании современного мира и практической деятельности людей.
1
15.01
Блок № 2 Признаки живых систем 4ч
2
2
Клетка. Строение прокариотической и эукариотической клеток.
1
19.01
3
3
Гены и хромосомы. Наследственность и изменчивость.
1
26.01
4
4
Обмен веществ. Вирусы неклеточной формы жизни. Организмы одноклеточные и многоклеточные. Свойства организмов.
1
02.02
5
5
Организмы одноклеточные и многоклеточные. Свойства организмов. Формы размножения как бесполое и половое, самовоспроизведение.
1
09.02
Блок № 3 Система многообразия и эволюции живой природы 3ч
6
6
Систематика живой природы. Царства живых организмов.
1
16.02
7
7
Царство грибов. Царство растений
1
23.02
8
8
Царство животные. Эволюция органического мира.
1
01.03
Блок № 4 Человек и здоровье 10ч
9
9
Происхождение человека. Общая организация организма человека. Ткани, органы, системы органов.
1
09.03
10
10
Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Нейрогуморальная регуляция. Нервная система и ее строение. Внутренняя среда организма
1
15.03
11
11
Дыхание. Системы органов дыхания.
1
5.04
12
12
Питание и пищеварение. Строение и функции органов пищеварения.
1
12.04
13
13
Обмен веществ. Органы выделения. Размножение и развитие организма человека.
1
19.04
14
14
Опора и движение.
1
26.04
15
15
Сенсорные системы их роль в жизни человека. Взаимодействие органов чувств.
1
3.05
16
16
Правила здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний.
1
10.05
17
17
Приемы оказания первой доврачебной помощи.
1
17.05
18
18
Среды жизни. Факторы среды. Приспособление организмов к экологическим факторам.
1
24.05
Блок № 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды 1ч
19
19
Экосистемы. Биосфера. Роль
человека в биосфере, Экологические проблемы.
1
24.05
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Перечень учебно-методического обеспечения по данной программе
-
натуральные объекты, модели,
-
муляжи,
-
приборы,
-
лабораторное оборудование,
-
учебник,
-
таблицы,
-
биологический словарь,
-
словарь терминов.
-
Комплект гербария:
предназначен для использования при изучении тем: « Общее знакомство цветковыми растениями», «Корень», «Побег», «Цветок и плод»
-
Комплект микропрепаратов:
используется как раздаточный материал. Набор содержит ткани и органы изучаемых растений, мицелий гриба мукора
-
Комплект объемные разборные модели. Демонстрационные
содержат демонстрационные модели строения цветков различных семейств и используются в комплексе с натуральными объектами при изучении систематики растений.
-
Комплект печатных пособий:
таблицы на печатной основе используются для демонстрации при объяснении учителя, проверке знаний. Рабочая тетрадь предназначена для индивидуального пользования учащихся продержит задания различного типа.
-
Комплект коллекций:
коллекции используются как раздаточный материал при проведении лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами и экранными пособиями.
-
Комплект скелетов:
комплект включает демонстрационные и раздаточные пособия. Раздаточные материалы по скелетам позвоночных животных представляют собой отдельные части скелета, смонтированные на планшетах.
-
Комплект пособий печатных:
входят две серии таблиц, иллюстрирующих:
а) внешнее и внутреннее строение основных групп животных;
б) разнообразие животных.
-
Комплект микропрепаратов:
-
набор микропрепаратов содержит различные ткани органов млекопитающих. Микропрепараты используют как раздаточный материал для проведения лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами.
-
Комплект модели
крупногабаритные объемные и рельефные модели используют как демонстрационные, раздаточные - для проведения лабораторных работ.
-
Рельефные модели. Демонстрационные
-
рельефные таблицы представляют собой цветные изображения систем органов.
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ
1.Комплект приборов оптических
2.Комплект включает раздаточные приборы (школьный микроскоп, лупы),
демонстрационную насадку для микропроекции.