Доклад Изучение основных положений ФГОС ОО: характер, функции, особенности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Изучение основных положений ФГОС ОО: характер, функции, особенности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 17

с углубленным изучением отдельных предметов













Изучение основных положений ФГОС ОО: характер, функции, особенности.







Учитель физической культуры:

Барсуков Александр Николаевич










г. Одинцово


Изучение основных положений ФГОС ОО: характер, функции, особенности.



Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы, ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, выравниванию социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями.

Иначе говоря, сегодня образовательный стандарт должен служить средством не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах его деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты. Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования.

В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина.

С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения, взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

В чем выражается инновационный характер стандарта второго поколения?

Впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования.

Стандарт второго поколения впервые рассматривается как целостная система, призванная обеспечить системные изменения всей деятельности образовательного учреждения (своеобразная конституция школьной жизни).

Впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования, призванная обеспечить эффективность этой системы.

ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.

Стандарт второго поколения является:

(инновационные функции стандарта):

- инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании;

- инструментом формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;

- инструментом реализации государственной политики в сфере образования;

К числу основных функций стандарта следует отнести:

функцию

- обеспечения равных возможностей получения качественного образования;

- обеспечения преемственности всех основных образовательных программ;

- содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;

- обеспечения единства образовательного пространства страны;

- формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.

В концепции разработки государственных образовательных стандартов второго поколения определены основные функции образовательного стандарта.

К числу основных функций стандарта следует отнести:

- функцию обеспечения права на полноценное образование

Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

- функцию обеспечения единства образовательного пространства страны

Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования.

Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом;

- функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- критериально-оценочную функцию

Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта включают требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

- функцию повышения объективности оценивания

Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Структура стандартов включает три группы требований:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также

- к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Основные характеристики нового стандарта:

- новый формат (рамочный документ);

- новое содержание стандарта (совокупность требований);

- расширение функций стандарта, расширение числа пользователей стандарта (в первую очередь, включение в их число родителей);

- новое методологическое основание (системно-деятельностный подход).

В основе ФГОС второго поколения лежат несколько фундаментальных принципов:

-Единство преемственности и инновационности.

-Переход от «догоняющей» модели развития образования и копирования западных моделей - к «опережающей» модели.

-Гибкость и адаптивность системы образования по отношению к внешним запросам и мотивам личностного роста граждан России.

ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к нормированию и проектированию образования.

Впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования.

Впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни.

Впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель.



© 2010-2022