• Преподавателю
  • Другое
  • Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №4







Айседора Дункан

как яркая сторонница феминизма.


Роль свободного танца

в современном искусстве.












Выполнила:

ученица 11 Б класса
Пулиш Александра

руководитель:

Дмитриева И.В.











г. Чехов


Содержание


Введение……………………………………………………………………………………….…3

История возникновения и развития феминизма……………………………………………….3

Свободный танец………………………………………………………………………………...6

Актуальность свободного танца………………………………………………………………...6

Идеи свободного танца………………………………………………………………………….7

Айседора Дункан………………………………………………………………………………...9

Источники вдохновения………………………………………………………………………..10

Общество начала XX века……………………………………………………………………...10

Рождение и детские годы………………………………………………………………………11

Творческий путь босоножки…………………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………………………...19

Список используемой литературы…………………………………………………………….20






































Введение


Цель проекта: определить роль свободного танца в мировом искусстве и развитии феминизма как общественно-политического движения.

Задачи проекта:

- изучить специальную литературу, определить идею свободного танца

- определить влияние свободного танца на современные виды искусства

- на примере Айседоры Дункан показать источники свободного танца, а также его связь с феминизмом.


Свободный танец - о чем это? С момента его рождения прошло более века, и мы уже смутно представляем, что стояло за этими словами для наших предшественников. А ведь именно этот вид танца повлиял на развитие феминизма и культуру многих стран начала XX века. И, несомненно, полезно будет каждому из нас узнать об искусстве танца и о великих танцовщицах прошлого столетия.


Данная проектная работа может быть использована на уроках истории, литературы и МХК, при изучении общественно-политических течений и развитии искусства 18-20 вв., а также на классных тематических часах, для расширения кругозора учащихся.

История возникновения и развития феминизма

Фемини́зм ( от латинского «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав.

Движение возникло в XVIII веке. В его основе лежат работы Локка, Руссо, Миля, Зигмунда Фрейда, Вильгельма Райха, Маргаред Мид, а также многих других деятелей 18 века. Также на развитие этого течения повлияли: идеология молодёжного протеста новых левых, борьба негров за новые гражданские права, утопия контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, Великобритании, Франции.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Жан-Жан Руссо Зигмунд Фрейд Вильгельм Райх

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Маргаред Мид Герберт Маркузе Теодор Адорно

Одним из первых текстов содержащих утверждения о равенстве женщин и мужчин в контексте религиозных достижений является Тхеригатха, часть буддийского канона. Начало европейского феминизма принято датировать концом XVIII-го - началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина, стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века. Среди активисток этого времени - София де Кондорсе.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

София де Кондорсе-

выдающаяся хозяйка светских салонов

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США. Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс. Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе:

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» [1]

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Абигейл Смит Адамс -

первая американская феминистка

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе.

Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин - революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова:

«Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент».

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве


Олимпия де Гуж -

французская писательница и журналистка, политический деятель, феминистка, автор «Декларации прав женщины и гражданки». Была казнена по приговору революционного трибунала.

В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

В Англии требование равных прав для женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) в книге «Защита прав женщины» (1792). Эта работа - одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к феминистским произведениям.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве


Мери Уолстонкрафт -

британская писательница, философ и феминистка XVIII века

Основа феминистской идеологии - права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью.

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он принёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике [3]

Свободный танец.

"Движение за свободный танец и ритмику сделало социально приемлемым то, чем до этого женщины могли наслаждаться только у себя дома, при закрытых дверях" (Маргарет Моррис)


Феминизм повлиял на многие аспекты жизни, в том числе и на искусство. Одним из косвенных проявлений феминизма является свободный танец.

Свободный танец - возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века. [2]

Актуальность свободного танца

Дух свободного танца присутствует в актуальном сейчас движении в сторону импровизационности, спонтанности и свободы творчества. Так, танец Буто возник в послевоенной Японии на волне освобождения от жестких конвенций традиционного театра. Контактная импровизация продолжает не только тенденцию свободного танца к импровизации, но и его демократичный характер. Отечественное направление, называемое музыкальным движением, ищет способы научить танцу и импровизации любого человека. Эти черты свободного танца делают его мощным средством пробуждения в человеке способностей к творчеству, развития личности и позволяют успешно использовать в танцевально-двигательной терапии.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Свободный танец повлиял на многие современные танцы

Ставший в наши дни одним из самых влиятельных направлений в пластическом искусстве, современный танец тесно связан с движением за женскую независимость. Скажем больше: он вряд ли бы мог без этого движения реализоваться. Его создателями были выдающиеся женщины- великая Айседора Дункан, Мэри Вигман, Марта Грэхем, Мерс Каннингем. И они же были признанными борцами за освобождение женщины, то есть феминистками. Они добивались независимости в собственной жизни, совершенствовали свое искусство [5]

Идеи свободного танца

Создателей свободного танца объединяло не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение. Все они в той или иной степени восприняли идею Ницше о танце как метафоре свободы и танцоре как воплощении раскрепощенного и творческого духа. Для основателей свободного танца танец стал особой философией, от которой они ожидали трансформации жизни.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Фридрих Вильгельм Ницше -

немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения

Айседора Дункан мечтала о новом человеке, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела, о женщине будущего - обладательнице «самого возвышенного разума в самом свободном теле».

ОПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстведним из идейных источников свободного танца стало

движение за физическое совершенствование, раскрепощение тела. Его сторонники искали источник возрождения в природе, призывали к естественности, освобождению человека от требований, налагаемых на него современной цивилизацией. На рубеже XIX и ХХ веков появились разнообразные системы физических упражнений - гимнастики Рудольфа Боде и Фребеля; возник интерес к спорту: именно тогда де Кубертэн возобновил Олимпийские игры.

Француз Франсуа Дельсарт (1811-1870) - театральный актер, певец, преподаватель музыки и создатель новой гимнастики - провозгласил, что у тела есть собственный язык; после него стало ходовым выражение «поэзия тела».

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве


Франсуа Дельсарт -

французский певец, вокальный педагог и теоретик сценического искусства


Основатели свободного танца считали, что танцевать может и должен каждый, и что танец поможет каждому развиваться и менять свою жизнь. Одна из создательниц свободного танца в нашей стране, С. Д. Руднева (1890-1989), видела в своем деле «главным образом его человеческую ценность, значение его для формирования человеческой личности, обогащения, просветления ее, необходимых для создания новой жизни».

Новое поколение танцующих - Мэри Вигман, Марта Грэхем, Мерс Каннингем и другие - также были бесстрашными экспериментаторами в искусстве: Вигман стала танцевать без музыки (ее любимым инструментом был гонг), подчиняясь только ритмам своего тела; критики писали, что она сама своими движениями создает музыку. Грэхем анализировала в танце законы движения женского тела; в результате ее работы танцовщица перестала считаться воплощением слабости. Каннингем работал вместе с творцами авангарда - композитором Джоном Кейджем, художником Робертом Раушенбергом, испытал влияние философии дзен. Но их работа сосредоточилась в пределах индивидуального тела. В отличие от пионеров свободного танца, их больше интересовало не выращивание нового человека или развитие личности, а физические характеристики - такие, как энергия, движение, взаимодействие тела со средой. Именно гуманистический пафос свободного танца, а не особая хореография или техника, выгодно отличают его от последующих направлений современного танца. [4]


Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Айседора Дункан

"Я начала танцевать в утробе матери"


Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве


Дора Энджела Дункан

(26 мая 1877- 14 сентября 1927)


Она первой решилась на то, на что до нее женщины шли только в «измененном состоянии сознания», под гипнозом. Она вышла на сцену и танцевала то, к чему стремилась ее душа, возвращая телу духовность. Одетая в греческую тунику, она своим танцем восстанавливала прекрасную, со времен античности преданную забвению гармонию души и тела. И современники поверили Айседоре, поверили в то, что она - провозвестница будушего, назвав ее "гениальной женщиной» и сравнив с "родоначальниками новых эпох и стилей". Совершённый ею переворот - не только в танце, но и в жизни - считали историческим.


Источники вдохновения

Критики того времени определяли танец Дункан как «изобразительный», заимствовавший формы из подражания естественным, обычным позам и движениям, мимическую передачу эмоциональных переживаний. Многое Дункан почерпнула, наблюдая явления природы, изучая искусство прошлого: греческую вазовую живопись, танаграские статуэтки, картины мастеров итальянского Возрождения.

Один из ее наиболее знаменитых танцев был создан под впечатлением полотна

«Весна» Ботичелли. В нем она стремилась рассказать о весне, любви, о рождении жизни. Каждое ее движение излучало здоровую радость. Hекоторое физическое сходство танцовщицы с созданным художником образом Весны и точно подмеченная ею и воспроизведенная в танце мягкая пластичность позы богини создавали, по отзывам современников, иллюзию полного перевоплощения Дункан в этот образ. Создавая танцы, Дункан вдохновлялась музыкой композиторов разных эпох и разных стилей: Бетховена, Глюка, Шопена, Шумана, Грига, Чайковского. Решение танцевать под классическую музыку для того времени было необычайно смело, с точки зрения некоторых, в том числе и музыкантов, непозволительно дерзко. Иные же отнеслись к этой новации восторженно. В своих «Письмах из Парижа», напечатанных в мае 1904 года в журнале «Весы», поэт Максимилиан Волошин восторженно отзывался о петербургском концерте Дункан, о ее Бетховенском вечере, на котором она исполнила «Лунную сонату» и Седьмую симфонию в сопровождении оркестра Э.Колонна. Особое значение имела деятельность Дункан для поднятия престижа танцевального искусства на концертных подмостках. Пожалуй, впервые к внетеатральному танцу стали относиться как к серьезному искусству. Плодотворным оказалось влияние творчества Дункан и ее идеи приобщения широких масс к искусству танца. Вскоре после гастролей Дункан в России стали возникать студии пластического танца.

Танец был для Дункан не самоцелью, а путем к новой жизни. Но для этого его нужно было освободить от балетных условностей и театральной красивости. Нужно было найти «прекрасно естественные» движения человеческого тела - и она нашла их в античной пляске, в простых движениях ходьбы и бега. Ее танец не был внешним копированием античности - пантомимой, «живыми картинами» на темы греческих мифов, которыми в то время развлекалось светское общество. Античным был сам идеал - красота свободно движущегося, не стесненного одеждами тела. Отсюда выбор туники - минимальной одежды, не мешающей движениям и открывающей тело. [7] [2]

Общество начала 20 века

В то время, когда начинала танцевать Айседора, для подавляющего большинства это было абсолютно неприемлемым. Женщины тогда не могли выйти из дома без корсета. В английском пуританском обществе слово «ноги» считалось неприличным, и вместо этого говорили: «нижние конечности». В особенно строгих домах на ножки рояля надевали чехлы, дабы не вызывать непристойных ассоциаций… Девочкам из хороших семей запрещали выступать на публике -играть на концерте в музыкальной школе - не говоря уже о танцевальном номере. Чтобы танцевать на публике, пусть закутанной с гловы до ног, женщине из приличного общества надо было быть безумной. Но и те, кто боялся призывов к освобождению тела, не могли оставаться безучастными, видя танец Айседоры. Ее выступления стали откровением, оставили по себе глубочайший след. Так было в Европе, так было и в России. [5]


Рождение и детские годы

Жизнь Айседоры Дункан обещала быть необычной с самого начала. В автобиографии она так говорит о своем рождении:

"Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского"

Айседора Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско, в городе у моря. С морем были связаны первые понятия о движении, о танце. По утрам она выходила на берег. Море кипело, пело, танцевало.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве


В детстве Айседора была несчастлива - отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Родители Айседоры Дункан -

Джозеф Чарлз Дункан и Мэри Дора Грэй Дункан


Мать все свободное время уделяла детям. Она была музыкантшей, по вечерам наигрывала Бетховена, Моцарта, читала стихи Бернса, Шекспира. Именно благодаря матери детство было пронизано музыкой и поэзией. Но больше всего Айседоре нравилось танцевать. Танец давал свободу, рождал ощущение легкости. Она стала сочинять танцы.

Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. В школу идти не хотелось, в ней царили жестокие нравы, а душа рвалась к свободному и безбрежному морю. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Айседора Дункан. 1880 г.

В двенадцать лет не по годам развитая Айседора, заметившая чудовищный диссонанс между сюжетами дамских романов и реальным, просто рабским положением женщин, раз и навсегда решила посвятить свою жизнь борьбе за эмансипацию, за право женщин воспитывать детей без мужа. В столь юном возрасте она дала себе клятву, что никогда не унизит себя до брака.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Айседора Дункан. 1889 г.

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. У девочки была богатая фантазия, она часто импровизировала, соседи искренне восхищались талантливым ребенком. [3] [2]

Творческий путь босоножки

Айседора устроилась танцовщицей в малоизвестную труппу и вместе с семьей уехала на гастроли в Сан-Франциско, затем отправилась с матерью на заработки в Чикаго. В 18 лет юная Дункан случайно попала в клуб «Богема», где собирались артисты и литераторы. Ее первым возлюбленным стал рыжий курчавый поляк Иван Мироцкий. Любовь была непорочной - нежные объятия, сладкие поцелуи… Ему было 45 лет, у него были голубые глаза, целыми днями он просиживал в «Богеме», задумчиво курил трубку и с ироничной улыбкой взирал на мир. Собственно говоря, миру был не нужен поэт Мироцкий. Они часто встречались, гуляли по лесу, он признался ей в любви и предложил выйти за него замуж. Юная, наивная Айседора верила, что Иван окажется великой любовью в ее жизни. И ошиблась, как ошибаются в ее возрасте.

С трудом она пробилась в гастролировавшую в то время в Чикаго известную труппу Огастина Дейли. Айсдора произнесла пламенный монолог об искусстве танца, и ее одержимость сломила жестокого режиссера. Он предложил ей ангажемент в Нью-Йорке.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Дейли Джон Огастин

- американский режиссер и драматург


Мироцкий пребывал в отчаянии, он не мог перенести мысли о разлуке. Айседора утешала его, как ребенка, они поклялись друг другу в вечной любви и расстались… навсегда. Несколько сезонов танцевала Айседора в балете Дейли, но вскоре покинула труппу. Она открыла собственную студию, давала уроки танцев, выступала в Карнеги-холл и произвела настоящий фурор.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Карнеги-холл

Но в ее кармане по-прежнему не было ни гроша. Иногда, обезумев от голода, она отправлялась к знакомым светским дамам, в чьих салонах она неоднократно выступала, с просьбой дать в долг. Те сочувственно кивали, угощали ее печеньем и отказывали.

Поиски славы и денег гнали ее в Лондон, затем в Париж. Она прожила в Лондоне всю зиму, а затем уехала покорять Париж. В Париже сняла студию на авеню де Виллье. Дни и ночи она не выходила из студии, пытаясь создать такой танец, который бы передавал движениями тела различные человеческие эмоции. В течение многих часов она простаивала перед зеркалом, скрестив руки на груди, в полном безмолвии, стараясь найти источник движущей силы, из которого рождаются все разновидности движений, создающие танец...И она нашла его. Так родилась школа танца Айседоры Дункан.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

В 1900 году она решила покорить Париж. Французская богема приняла ее с восторгом. В кругу ее поклонников были знаменитые актеры, режиссеры, поэты, писатели, журналисты, в том числе великий Станиславский.

Вслед за женатым Мироски, в жизни Дункан появился мужчина, оставшийся в ее памяти и автобиографии как Ромео. Весна, Будапешт и он, Оскар Бережи, талантливый актер и страстный возлюбленный, помолвка и знакомство с его семьей - все это казалось сказкой. А сказки, как известно, имеют свойство заканчиваться - Бережи предпочел Айседоре карьеру. Помолвку разорвали.

Следующим промежуточным персонажем стал Хенрик Тоде, педагог и писатель. Их отношения носили чисто платонический характер, этому роману и не суждено было стать чем-то большим. Потому что появился Крэг.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Оскар Бережи Хенрик Тоде Гордон Крэг

Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, Тедди, как называла его Айседора, занял огромное место в ее жизни. И, как всегда, счастье не было безоговорочным. С самого начала они называли свою любовь «ненастоящей», подчеркивая ее временность, - Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

А. Дункан и Г. Крэг в день первой встречи. Берлин. 1904 г.

Вскоре появилась Дидра, девочка, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет. За этим последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Айседора безумно ревновала и стыдилась своей ревности. Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Дидра, дочь Айседоры Дункан

Айседора по-прежнему оставалась одинока. Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина с вьющимися светлыми волосами и бородой, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», - представился он. «Вот он, мой миллионер», - пронеслось в мозгу у Айседоры. Расточительную и эксцентричную танцовщицу неоплаченные счета всегда выводили из состояния равновесия. Айседора привязалась к Лоэнгрину (как называла его Дункан), они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой. Но и эти отношения начали давать трещину.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Парис Юджин Зингер

В 1913 году детей после встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и… Тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Смерть и похороны детей Айседоры Дункан

Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда. Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек.

«Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», - прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором - бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, - Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему - 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20.

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Перед поездкой в Россию гадалка предсказала Дункан, что та в скором времени выйдет замуж. Айседора рассмеялась: она любила многих мужчин, но никому не позволяла на себе жениться. Пока не встретила Ангела… Они поженились перед поездкой по Европе и США. После свадьбы былая противница брака подписывалась исключительно Есенина, а не Дункан.

От любви Сергея Есенина и Айседоры Дункан страдали оба: молодого поэта мучила зависть от славы Дункан, стареющую танцовщицу - безудержная ревность.

Поэтому они расстались. В ночь на 28 декабря 1925 года не стало самого поэта. Дункан послала из Парижа телеграмму с соболезнованиями. Ее потрясло известие о смерти русского Ангела - так или иначе, Есенин был ее последней, наверное, самой большой любовью. Он любил ее танец с красным шарфом, сравнивал тот шарф с хулиганом, с самим собой.

Айседора тяжело переживала старость. Слава ее тускнела, знаменитую танцовщицу стали забывать на всех континентах. Айседоре все труднее и труднее жилось в этом мире. Единственное, что могло спасти великую балерину, это воссоздание ее школы. Она мечтала о России, она надеялась вернуть былую славу.

14 сентября 1927 года в Ницце Айседора Дункан исполняла несколько раз танец с шарфом на бис. Она собиралась на концерт пианиста, которого хотела пригласить к себе аккомпаниатором. Подъехал ее новый молодой друг, синьор Буггати. Она вышла из студии, обернула шарфом плечо.

«Прощайте друзья, я еду к славе!», - с этими словами она села в автомобиль. Айседора изящно расположилась на сиденье автомобиля. Ветер развевал накинутый вокруг ее шеи кроваво-красный шелковый шарф. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Конец шарфа намотался на ось колеса, ее голова безвольно повисла у борта автомобиля. Она пережила своего последнего возлюбленного на два года…

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Айседору Дункан похоронили в Париже, на кладбище Пер-Лашез. На ленте одного из многочисленных венков было написано:

«От сердца России, оплакивающей Айседору».

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве


В ответ на философию Ницше, Дункан написала книгу «Танец будущего». Дункан писала, что новая женщина выйдет на новый интеллектуально-физический уровень: «Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Дункан подчеркивала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души.

Ни Дункан, ни другие создатели свободного танца никогда не считали себя просто танцорами или исполнителями. Их стремления были гораздо более амбициозными. Они хотели воспитать нового человека, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела. Они ощущали себя пророками будущего, которое воображали таким же легким и радостным, как античная пляска. Они реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов - музыки, пластики, костюма. [4] [6] [1]

«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва.»

(Айседора Дункан)



Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве

Проектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусствеПроектная работа: Айседора Дункан, как яркая сторонница феменизма. роль свободного танца в современном искусстве


Заключение


Таким образом, можно сказать, что борьба женщин за свои права берет начало из глубин истории, и только в 18 веке эта борьба получила свое официальное название - феминизм. В развитии этого общественно-политического течения приняло участие большое количество деятелей различных политических, философских и культурных взглядов. Со временем феминизм расширил свои границы и стал символом свободы женщин не только на политической арене, но и в других сферах жизни. Именно феминизм вдохновил великих танцовщиков своего времени на создание особого направления в хореографии - свободного танца. Свободный танец, возникший в 20 веке, помог не только женщинам, но и мужчинам. Танец освобождал от условностей в поведении, во внешности, в движениях собственного тела.

Свободный танец, несомненно, оказал влияние не только на развитие феминизма в мире, расширив границы самосовершенствования для женщин, но и повлиял на многие сферы человеческого существования. Идеи и приёмы свободного танца вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства. Пластика свободного танца используется в театральном искусстве, позволяя сделать любое драматическое действие более глубоким. Приемы свободного танца используются в психологии, реабилитационной медицине, физической культуре.

Можно сказать, что свободный танец стал не просто частью общественно-политического течения феминизма, а стал отдельной самостоятельной единицей в культуре человечества.




Список литературы:


1) Энциклопедия для детей Аванта Исскуство том 7 часть 1 издательство ЗАО Аванта 1999 год

2) « Салфиты Айседоры Дункан Эксмо Город печати М 2011

3) Айседора Дункан «Моя жизнь» издательство АРДИС 2006 Москва

4) «Айседора Дункан. Роман одной жизни» Морис Левер 2006 Москва издательство АРИС

5)ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F3%ED%EA%E0%ED,_%C0%E9%F1%E5%E4%EE%F0%E0

6) peoples.ru/art/theatre/dance/duncan/

7) isadoraduncan.org/



© 2010-2022