• Преподавателю
  • Другое
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ МНОГОМЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ МНОГОМЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Многомерная дидактическая технология как средство повышения эффективности урока математики (сл 1).

Дорохина Н.Н., учитель математики и физики МКОУ СОШ №13 с.Ореховка

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими.

Многомерная дидактическая технология - новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной информации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти (сл 2).

Актуальность: именно МДТ позволяет представить знания в свернутой и развернутой форме и управлять деятельностью учащихся по их усвоению, переработке и использованию (сл 3).

Новизна: многомерная дидактическая технология повышает качество образовательного процесса и доступность учебного материала, позволяет уплотнить неструктурированное пространство знаний. Она может быть использована для решения различных дидактических задач на уроках (сл 4).

Цель технологии: создать благоприятные условия для формирования универсальных учебных умений обучающихся, позволяющих осознанно воспринимать, систематизировать, запоминать и воспроизводить информацию (сл 5).

Основная идея МДТ- идея многомерности окружающего мира, человека, учебного заведения, образовательного процесса, познавательной деятельности. Именно многомерная дидактическая технология позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала ( текст, речь, схемы и т. д.) и включить учащихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности (сл 6).

Исходными идеями МДТ являются:

1. Развитие субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе.

2. Целостная включённость школьника в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосознаваемой эмоционально-личностной сферой.

3. Опыт учащегося служит важнейшим источником учебного познания.

4. Педагог с комплексом используемых им дидактических средств выполняет роль дирижёра и помощника в работе ученика.

5.Безоценочный характер реакции педагога на высказывания школьников в ходе обучения.

6.Творческий, системный характер процесса познавательной деятельности.

7.Интерактивный характер общения и обучения (сл 7 ).

В основу МДТ положен ряд принципов:

1. Принцип многомерности (многоаспектности), целостности и системности структурной организации окружающего мира.

2. Принцип расщепления - объединения элементов в систему, в том числе:

· расщепление образовательного пространства на внешний и внутренний планы учебной деятельности и их объединение в систему;

· расщепление многомерного пространства знаний на смысловые группы и их объединение в систему;

· расщепление информации на понятийные и образные компоненты и их объединение в системных образах - моделях.

3.Принцип биканальности деятельности, на основе которого

преодолевается одноканальность мышления, благодаря тому, что

- канал подачи - восприятия информации разделяется на вербальный и визуальный каналы;

- канал взаимодействия « учитель - ученик» - на информационный и коммуникативный каналы;

- канал проектирования- на прямой канал конструирования учебных моделей и обратный канал сравнительно - оценочной деятельности с использованием технологических моделей.

4. Принцип координации и полидиалога внешнего и внутреннего планов:

· координация содержания и формы взаимодействия внешнего и внутреннего планов деятельности;

5. Принцип триадности представления ( функциональной полноты) смысловых групп:

· триада « объекты мира» : природа, общество, человек;

· триада «сферы освоения мира»: наука, искусство, мораль;

· триада « базовые виды деятельности»: познание, переживание, оценка;

· триада « описание»: строение, функционирование, развитие.

6. Принцип универсальности, т. е. всепредметность инструментов, пригодность к использованию в различных звеньях средней школы, на уроках разных типов, по разным предметам, в профессионально- творческой и управленческой деятельности (сл 8).

7. Принцип программируемости и повторяемости основных операций, выполняемых при многомерном представлении и анализе знаний: формирование смысловых групп и « грануляция» знаний, координация и ранжирование, смысловое связывание, переформулирование.

8. Принцип аутодиалогичности, реализующий в диалогах различного вида: внутренний межполушарный диалог взаимного переотражения информации из образной в вербальную форму, внешний диалог между мыслеобразом и его отражением во внешнем плане.

9. Принцип опорности мышления- опоры на модели эталонного или обобщенного характера по отношению к проектируемому объекту, опоры на модели при выполнении различных видов деятельности (подготовительная, обучающая, познавательная, поисковая) и т. д.

10. Принцип совместности свойств образа и модели инструментов, в соответствии с которым реализуется целостный, образно- символический характер определенного знания, что позволяет совмещать многомерное представление знаний и ориентацию деятельности.

11. Принцип совместности образного и понятийного отражения, в соответствии с которым в процессе познавательной деятельности объединяются языки обоих полушарий головного мозга, благодаря чему повышается степень эффективности оперирования информацией и ее усвоения.

12. Принцип квазифрактальности развертывания многомерных моделей представления значений на повторении ограниченного числа операций (сл 9).

Освоение и использование МДТ учителем осуществляется в несколько этапов: 1.Изучение теоретических основ технологии, её преимуществ и возможностей.

2.Составление учителем учебных ЛСМ определённых тем для конкретных уроков, для достижения чётко сформулированных дидактических целей. Некоторые педагоги начинают с составления мотивационных или технологических логико-смысловых моделей методического или организационного характера.

3.Проектирование, проведение и анализ уроков разных типов с использованием ЛСМ. 4.Корректировка ЛСМ.

5.Включение учащихся в составление ЛСМ. Если такой навык у детей сформирован, оно даётся как домашнее или творческое задание.

6.Систематическое использование ЛСМ на уроках разных типов.

7.Составление и использование ЛСМ межпредметного характера, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Методическая структура урока с использованием ЛСМ состоит из нескольких этапов: организационного, актуализации знаний и работы с понятиями (изучение новой темы), этапы рефлексии, информирования по домашнему заданию (сл 10).

Наиболее эффективным и перспективным для использования в образовательном процессе инструментом многомерной дидактической технологии являются логико- смысловые модели (ЛСМ) знания (темы, явления, события и т. д.) в виде координатно - матричных каркасов опорно - узлового типа для наглядного, логичного и последовательного представления и усвоения учебной информации.

Логико - смысловая модель- это инструмент представления знаний на естественном языке в виде образа - модели.

Смысловой компонент знаний представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему. При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта. В целом каждый элемент содержательно связанной системы ключевых слов получает точную адресацию в виде индекса « координата - узел» (сл 11).

Разработка и построение ЛСМ облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяют алгоритмизировать учебно- познавательную деятельность учащихся, делают оперативной обратную связь.

Возможность представить большие массивы учебного материала в виде наглядной и компактной логико - смысловой модели, где логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов, дает двойной результат: во - первых, освобождается время для отработки умений и навыков учащихся, а во - вторых, постоянное использование ЛСМ в процессе обучения формирует у учеников логическое представление об изученной теме, разделе или курсе в целом (сл 12). Например: Логико-смысловая модель по теме «Квадратные уравнения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ МНОГОМЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ








Составление и использование логико - смысловых моделей создают условия для развития критического мышления учащихся, для формирования опыта и инструментария учебно - исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, для творческого освоения опыта, поиска и определения учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений (сл 13).

Педагогическая функция многомерных дидактических инструментов и других наглядных средств не только в том, чтобы раскрыть сущность изучаемого явления, установить связи между частями целого, но и в том, чтобы сформировать адекватный алгоритм действий, мышления, чтобы подвести учеников к надлежащим научным обобщениям и открытию новых знаний. Происходит инструментализация содержания деятельности и мышления, реализуется идея целостности восприятия и деятельности и разноуровневый принцип группировки свойств объекта с общей концепцией становления и развития педагогической деятельности (сл 14).

Ценность использования данной методики для школьника заключается не только в новизне, но оно является эффективным средством развития исторического мышления. С помощью МДТ может осуществляться дифференцированный подход в обучении. В создании логико-смысловых моделей участвуют сами учащиеся, что позволяет активизировать их деятельность на уроке. Правильно организованная деятельность с ЛСМ позволяет вовлекать учащихся в дискуссии, высказывать свою точку зрения, анализировать и делать выводы (сл 15).


© 2010-2022