Исследование технического вида спорта Картинг

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследование технического вида спорта Картинг:

Среди проблем организации научных исследований в технических видах спорта особое место занимает работа со спортсменами-картингистами. Картингом начинают заниматься с 8-9 лет, соответственно возрасту подбирается техника (прежде всего учитывается мощность двигателя карта), устанавливаются соответствующие режимы тренировочной работы. По имеющимся литературным сведениям, собранным в 80-90 годы, на территории СНГ в пяти тысячах секций при школах, дворцах творчества, станциях юных техников, вузах, техникумах, заводах, научно-исследовательских институтах, спортивно-технических клубах картингом занималось около 130 тысяч детей, юношей, девушек и взрослых под руководством более трех тысяч тренеров-преподавателей. В учебно-тренировочной и соревновательной работе картингистов использовалось около 180 постоянных и временных трасс.

В материалах, имеющихся в информационных ресурсах Всемирной компьютерной сети убедительно представлены масштабы распространения и развития картинга во многих государствах. В большинстве стран Западной Европы, США, Австралии, Японии, Корее, Китае, Канаде, Англии, Ирландии технический уровень картинга очень высок. Существует множество ассоциаций, картинг-клубов, элитных команд, (работающих на коммерческой основе) и других организационных структур, объединяющих картингистов. Очень много внимания уделяется проблемам "детского" и "юношеского" картинга. Ежегодно проводятся тысячи состязаний различного ранга - от городских гонок до чемпионатов мира.

На сегодняшний день, несмотря на то, что отечественный картинг является широко распространенным, привлекающим всеобщее внимание видом автоспорта, несмотря на его признание и популярность, в нем практически отсутствует научно обоснованная методика спортивно-технической подготовки юных картингистов, как процесс формирования у спортсменов сложно-координационных навыков управления гоночным автомобилем в сочетании с определением четких зрительно-моторных ориентиров движения карта по трассе. В опубликованных программах предусмотрен двухгодичный цикл подготовки , на протяжении которого закладываются базовые теоретические знания по устройству и эксплуатации карта. Этими программами не ставится цель формирования устойчивых навыков и умений по спортивно-технической подготовке. Управлению картом отводится не более 30 часов в год, что, безусловно, не может способствовать формированию устойчивых спортивно-технических навыков. В конечном счете основная часть тренировочной работы с юными спортсменами отводится к скоростному управлению картом, а не последовательному, поэтапному обучению в соответствии с основными педагогическими принципами . Необходимо добавить так же, что в правилах проведения соревнований по картингу отсутствуют определенные методические рекомендации по формированию геометрических параметров трасс.

Объектом исследования стала спортивно-техническая подготовка юных картингистов.

Предметом исследования явилось совершенствование методики спортивно-технической подготовки юных картингистов.

Целью работы было совершенствование спортивно-технической подготовки юных картингистов 2-3 годов обучения.

В работе решались следующие задачи:

  1. Определить влияние традиционного варианта подготовки юных картингистов на показатели их физической подготовленности

  2. Разработать методику спортивно-технической подготовки юных картингистов.

  3. В процессе педагогического эксперимента и педагогического наблюдения оценить эффективность разработанной методики

Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогический эксперимент, хронометрирование, текущее и этапное тестирование, беседы, педагогическое наблюдение, метод математической статистики. Перед началом педагогического эксперимента проводилось "входное" тестирование, позволившее оценить уровень спортивно-технической подготовленности картингистов. В ходе эксперимента проводились текущие и этапные тестирования. По окончанию эксперимента было проведено "выходное" тестирование. На основании результатов тестирования была оценена динамика спортивно-технической подготовленности юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп.

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые в истории отечественного картинга разработана модель универсальной учебно-тренировочной трассы и подготовительных учебных элементов.

Разработана и испытана новая, научно обоснованная методика спортивно-технической подготовки юных картингистов.

Впервые исследована динамика структуры физической и специально-технической подготовленности юных картингистов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория организации учебно-тренировочного процесса картингистов дополнена новым подходом к организации этого процесса и новой эффективной методикой спортивно-технической подготовки.

Практическая значимость работы заключается в том, что использование разработанной методики позволило четко регламентировать спортивно-техническую подготовку картингистов, повысить эффективность использования моточасов, отведенных на спортивно-техническую подготовку, снизить затраты на горюче-смазочные материалы.

В литературе, отражающей различные стороны подготовки автоспортсменов, твердо укоренилось мнение, что при движении карта по трассе создается сложная система взаимодействий: гонщик-автомобиль-трасса .

Очевидно, что успех в соревнованиях по картингу зависит от многих факторов. По мнению ряда авторов в картинге, прежде всего, необходима надежная , подготовленная техника, обеспечивающая стабильный финиш каждого заезда.

Как считают О. Богданов и Э. Цыганков, автоспортсмен должен отвечать ряду требований, диктуемых высокими скоростями движения и динамично меняющейся ситуацией на трассе. Юному спортсмену необходимо быстро реагировать на критические ситуации в ходе гонки, оперативно оценивать обстановку и принимать правильные тактические решения.

Э.Г. Сингуринди утверждает, что физическая подготовленность гонщика - картингиста должна обеспечить высокий уровень работоспособности на протяжении всего соревнования.

Можно согласиться с мнением многих авторов, что картингисту необходимо в совершенстве владеть навыками скоростной езды на карте. Эти приемы отрабатываются до автоматизма. Спортсмен, как правило, управляет автомобилем рефлекторно, сосредоточив все внимание на оценке сложившейся ситуации и принятии тактических решений ведения спортивной борьбы с соперниками.

В современной литературе отсутствуют четкие рекомендации по планированию объема и интенсивности нагрузок на занятиях по спортивно-технической подготовке. Авторы ограничиваются описанием общих принципов построения программы тренировок. По мнению С. Глазунова и А. Ипатенко первоначальное обучение езде на карте необходимо проводить с вывешенными задними колесами, как на тренажере. Тем самым юные спортсмены формируют умение работать с педалями и рычагами управления картом.

Важно с первых дней выработать у спортсмена навыки правильного управления картом: своевременное переключение передач, увеличение оборотов двигателя, торможение и т.д. Все эти действия С. Глазунов рекомендует выполнять двигаясь по прямой. Он считает, что упражнения по троганию с места и разгону нужно повторить несколько раз с обязательным последующим разбором действий.

После овладения навыками управления картом необходимо перенести занятая на учебную трассу, чтобы юный спортсмен мог освоить работу с педалями и рулем одновременно .

Скорость на первых тренировках должна быть невысокой. Во избежание, аварийных ситуаций не рекомендуется движение по трассе более одного карта.

По мере роста мастерства скорость движения необходимо постепенно увеличивать. Как считает С. Глазунов, все последующие тренировки необходимо проводить с одновременным стартом для нескольких гонщиков. Это позволит юному картингисту получить правильное представление о спортивной борьбе.

Исходя из конструкции отечественной техники (рис.1) и реальных условий сложных картанговых трасс были разработаны основные спортивно-технические приемы езды.

По мнению ряда авторов успех в заезде, возможность максимальной реализации спортивно-технических умений прежде всего зависит от правильной посадки гонщика-картингиста. Т. Рихтер рекомендует отрегулировать сиденье так, чтобы гонщик сидел свободно. Руки слегка согнуты в локтях, туловище отклонено назад, нош слегка согнуты в коленях, пятки оперты, чтобы ноги не напрягались и лежали свободно. По утверждению С. Глазунова, голова гонщика должна располагаться вертикально. Только такое положение обеспечит оптимальную работу вестибулярного аппарата.

Для достижения высокого результата в управлении картом гонщик должен владеть навыками взятия старта, прохождения поворотов с максимально допустимой скоростью и эффективно тормозить

Исследование технического вида спорта Картинг.

О. Богданов и Э. Цыганков различают два вида стартового реагирования: сенсорное и моторное. При сенсорном старте гонщик пристально смотрит на судью-стартера. В момент взмаха флага ему требуется некоторое время, чтобы переключить свое внимание со зрительного восприятия стартового флага на точнейшую работу педалями. В этом случае вступает в силу так называемый закон последействия, в основе которого лежит инертность мышления. Действие уже совершилось, а сознание еще заблокировано. Время запаздывания взятия старта будет тем больше, чем напряженней было его ожидание.

При моторном старте спортсмен смотрит прямо, контролируя действия судьи лишь периферическим зрением. Все внимание он уделяет манипуляциям педалями сцепления и "газа ". Гонщик слегка раскачивает автомобиль приотпуская и выжимая педаль сцепления. Это позволяет быстрее и более точно выполнить необходимые действия и взять старт более эффективно.

Большинство тренеров, подготавливающих спортсменов - картингистов, убеждены, что подготовку спортсменов нужно начинать с обучения приемам эффективного торможения. Этого же мнения придерживается ряд авторов методических пособий по автоспорту. С. Глазунов и А. Ипатенко утверждают, что именно в торможении заложен тот резерв, который следует научиться использовать.

По мнению О. Богданова и Э. Цыганкова приемы торможения многообразны и зависят от конкретной дорожной ситуации. Гонщик должен уметь чередовать различные по усилию и продолжительности нажатия на педаль тормоза. Поэтому контакт стопы с педалью должен находиться в наиболее чувствительной верхней ее части. Максимально эффективное замедление движения карта происходит тогда, когда колеса вращаются на грани блокировки. Перед гонщиком стоит задача, как можно ближе подойти к этому пределу.

Спортивное торможение всегда выполняется при остром дефиците времени и предельно малом тормозном пути. Важно научиться приложив к педали начальное усилие, плавно и быстро увеличить его до того момента, когда колеса подходят к грани блокировки, затем слегка уменьшить и снова увеличить давление на педаль. При этом очень важно не допустить блокировки колес - это незамедлительно приведет к потере управляемости картом и увеличению тормозного пути.

Один из самых важных спортивно - технических навыков - это умение эффективно преодолевать повороты различной конфигурации и сложности.

В современной литературе способы прохождения виражей описаны достаточно подробно. Определены четыре основных правила прохождения поворотов с большой скоростью:

торможение начинать как можно позже, ближе к повороту траектория движения в повороте должна быть возможно плавне - динамичное ускорение карта начинать на выходе с поворота как можно раньше избегать юза (блокировки колес при торможении и пробуксовки при разгоне). С. Глазунов и А. Ипатенко по сложности прохождения повороты делят на виды

Простой поворот - угол поворота от 60° до 90 °

  1. Сложный (обратный) поворот - угол более 90°

  2. Разворот - поворот на 180 °

При движении по трассе гонщики - картингисты стремятся подойти к повороту на максимально возможной скорости и занять крайнее положение на внешней стороне дороги. Затем снижают скорость при помощи тормозов и двигателя . Торможение должно выполняться при прямолинейном движении карта. Как считают Т. Рихтер, С. Глазунов, X. Уриханян тормозить в повороте крайне опасно, это может привести к потере управления картом и аварии. Первую половину поворота проходят при установившейся тяге с постоянной, максимально возможной скоростью движения. После середины поворота, а если позволяют конкретные условия движения, то и раньше, начинают интенсивное ускорение карта, сопровождаемое управляемым боковым скольжением. Траектория движения гоночного автомобиля должна проходить через вершину угла поворота по внутренней стороне дорога с выходом на кромку внешней стороны. Этим маневром увеличивается радиус прохождения виража.

По утверждению X. Уриханяна приведенный выше способ наиболее оптимален. По такой траектории с определенной динамикой движения спортсмен может ехать когда рядом нет других гонщиков. При движении в плотной группе спортсменов траектория прохождения поворотов может быть изменена из - за препятствий, создаваемых картами других гонщиков. В этом случае перед картингистом встает задача выполнения обгонов и создания препятствий ( в пределах Правил ) соперникам. Гонщик старается тормозить короче и эффективнее, поддерживать при входе в поворот наибольшую скорость движения и начинать интенсивное ускорение раньше других спортсменов.


© 2010-2022