Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Цели урока: ·         изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике; ·         показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. Образовательные задачи: ·         раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, луковица и её виды, корневище; ·         рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений. Развив...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

Тема: "Вегетативное размножение цветковых растений"

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;

  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, луковица и её виды, корневище;

  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;

  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;

  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • ПК,

  • мультимедийный проектор,

  • презентация к разным этапам урока,

  • листы с заготовкой таблицы и схемы для ответов учащихся,

  • различные комнатные растения,

  • горшочки с землёй, пластилин, бумага, ножницы

  • сосуд с водой, луковицы чеснока и лука, скальпели, уголь,

  • шпатели (для выполнения практических заданий).

Ход урока

На разных этапах урока учителю помогают либо учащиеся данного класса, либо ученики старших классов. Они демонстрируют способы размножения, читают стихи (стихи автора разработки).

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Актуализация знаний:

Ребята, вы с Надеждой Николаевной на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника моего знакомого садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого "Вегетативное размножение растений.

Но сейчас вернёмся к материалу прошлого урока, к вашему домашнему заданию.

  1. Беседа по вопросам (фронтальный опрос). Что такое размножение? Для чего необходимо размножение?

  2. Заполнить схему "Способы размножения" (выдаются на листочках заготовленные схемы, нужно указать способы размножения и по 2 примера к каждому).

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

  1. Определить способ размножения по бумажной модели (или рисунку)
    А) Прямоугольник или квадрат разрезаем пополам (бесполое размножение).
    Б) Два полукруга разного цвета соединяем друг с другом (половое размножение).
    В) От квадрата отрезаем фрагмент (вегетативное размножение).

Каждый ответ обязательно комментируется учениками.

III. Изучение нового материала.

  1. Помощник

Мы расскажем и покажем,
Как размножать растения наши.
Способов поверьте много,
Но у всех одна дорога-
Прибавлять собратьев ряд.
Лучший будем выбирать

Итак записываем тему урока "Вегетативное размножение цветковых растений". Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.
Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?
На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?

2. Способы вегетативного размножения цветковых растений.
Вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.
Итак, начнём наш разговор о способе размножения черенком. (Помощник отрезает часть побега традесканции и ставит в стакан с водой)

Посмотри сюда дружок
Пред тобою черенок.
Стебель, почки и листочки,
Так и просятся в горшочек. (или в воду)

Совет: на черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45 градусов.

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растенийРазработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Размножение стеблевыми черенками. Смородина. Ива, тополь, крыжовник

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ - размножение отводками.

Ветер ветку наклонил
И про ветку позабыл.
И на ветке от тоски
Появились корешки.

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Размножение отводками. Смородина, крыжовник, роза, традесканция, плющ.

Можешь трогать коль не трус,
У клубники длинный ус.
Ты розетки отрезай.
И клубнику размножай.

Этот способ пригодится не только для размножения клубники, а правильнее сказать земляники садовой, но и для некоторых комнатных растений (камнеломка, хлорофитум). Помощник отрезает розетку с частью уса и ставит в воду или прикапывает в горшочек.

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Помощник раздаёт ребятам пластилин и просит повторить за ним. Делает длинный жгут, а затем разрезает или разрывает его на небольшие кусочки.

Это не урок технологии. Вы сейчас разделили корневище! Всё так просто!

Что там в земле за усище?
Да это ж хрена корневище.

С помощью деления корневища размножаются многие дикорастущие растения, например крапива, мята, ирис, ландыш, пырей.

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Угадайте о чём идёт речь?
Много глаз на клубеньках.
И они пока закрыты.
А откроются глазки,
Когда землёй будут прикрыты.

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Конечно же, это размножение с помощью клубней. Так размножается картофель, топинамбур. Нужно помнить правило: чем больше глазков, тем лучше. Не делите клубень на множество частей.

Разберётся новичок,
Целый куст даёт листок.
Срежь листок и посади.
Новый кустик впереди!

Листовыми черенками (листьями) размножается много растений, но лучше всего этот способ подходит для бегонии, сенполии, сансевьеры.

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Помощник срезает лист сенполии под углом 45 градусов. Поясняет, что срез необходимо подсушить на воздухе в течение 15-20 минут, а потом ставить в воду или помещать в грунт.

Они из долек состоят
Какие дружные семейки!
И друг за друга постоят,
Попробуй-ка, разбей-ка!

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Луковицу дольчатую необходимо делить на дольки, для посадки отбираются наружные дольки. Делить нужно осторожно, не повреждая чешуек. Луковицу пластинчатую лучше не делить, но если в этом есть необходимость, то срез припорошить активированным углём для дезинфекции. Ученикам предлагается провести деление луковиц.

Куст огромный, куст могучий
Много места занимал.
Разделили на три части
Пока кустик наш дремал.

Куст необходимо освободить от верхнего слоя почвы и разделить, выбрав для этого путь минимального повреждения.

Сидели словно в клетке
На маме эти детки.
Вот это детки-экстрималы!
Прыжки, полёты всё им мало!

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Такие детки называются выводковыми почками. Их имеют не так много растений. Самое известное - каланхоэ.

Прививка растений

Все болеют гриппом, а тебе всё не почём. В чём же дело? Просто ты вовремя сделал прививку. Нашим деревьям и кустарникам тоже нужна прививка. Вы спросите: «Какая?» Давайте узнаем у профессионалов. (видеофрагмент прививка растений)

Культура тканей - способ вегетативного размножения, получивший название «размножение в пробирке». Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки из любого его органа. В стерильных условиях их помещают в пробирки и создают благоприятные условия. Через некоторое время в пробирке появляются маленькие зачатки новых растений.

Разработка урока на тему: Вегетативное размножение растений

Можно разделить класс на группы по четыре пять человек. В каждой группе дети будут повторять действия помощника на практике. При этом заполнять таблицу.

№п/п

Растение

Дата черенкования (посадки)

Дата появления первого корня (или молодого побега)

Дата развития корней длиной 1,5-2 см

Дата посадки в почву (если растение находилось в воде)


III. Закрепление.

Мы познакомились с основными способами вегетативного размножения растений. Так каким же образом моему знакомому садоводу-любителю, получить такую же смородину как у соседа.

Системные вопросы.

Поговорим о значение вегетативного размножения в природе.

  1. В чем преимущество вегетативного размножения?

  2. У какой группы растений вегетативное размножение наиболее распространено?

  3. Какая группа растений наиболее многочисленна?

  4. Сделайте вывод. (Развитое вегетативное размножение способствует господству покрытосемянных растений на Земле)

-Как человек использует вегетативное размножение покрытосеменных растений?

-Имеет ли вегетативное размножение для человека отрицательную роль?

Ребята, вам выданы таблицы. Я предлагаю вам заполнить 1 колонку. 2 колонку заполним вместе, а третью колонку заполнить дома (заполнение и обсуждение),

Название способа

Названия растений

рисунок

IV. Рефлексия.

А теперь немного отвлечемся. Дело в том, что к нам приехал корреспондент и он хочет задать несколько вопросов присутствующим, по поводу сегодняшней нашей работы.

1) Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?

2) Что Вам больше всего понравилось?

3) Что Вы сегодня поняли?

4) О чем Вы задумались?

6) Что бы Вы хотели бы узнать более подробно.

Домашнее задание. Стр 91-96 Заполнить третью колонку таблицы. Повторить вопросы: способы размножения, строение растений, вегетативное размножение.



© 2010-2022