Образование и социализация личности в современном мире

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование и социализация личности в современном мире

Education and socialization in the modern world

Старикова Лариса Алексеевна

StarikovLarisa

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Ровесник»

Педагог дополнительного образования

г.Белгорода

Municipal budget

institution of additional education

"Rovesnik"

Teacher of additional education

Belgorod

Аннотация : статья посвящена личностному развитию человека, социализации в обществе, рассматриваются проблемы личности, процесс социализированности, модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: формирование личности, социализация, социализированность, потенциал, социальное воспитание, модернизация образовательного процесса.

Личностное развитие каждого человека происходит на протяжении всей его жизни. Каждодневный труд и реальные политические события, статьи в газете, фраза, брошенная в городском транспорте, общение с друзьями, критика со стороны руководства, задушевная беседа с отцом, интересная книга - все это влияет на человека, формирует его внутренний мир, координирует поведение. При этом, одно и то же обстоятельство или событие может оказать глубокое влияние на одного человека, на другого же - вообще не окажет никакого влияния, он даже не обратит на него внимания. Пройдя через ряд жизненных испытаний, люди отличаются своими взглядами на мир и убеждениями

. Формирование личности - процесс очень сложный, в нем участвует такое большое количество факторов, что создание какой-либо единой модели социализации, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне трудно (8).

Социализация -это процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности в целом (8).

Наука стремится лишь наметить основные направления, по которым можно вести анализ социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится активным участником социальных взаимоотношений, институтов и общностей. Социализация - достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения (8).

Анализируя проблемы личности, мы фактически уже приступили к рассмотрению процесса обретения личностью социальных свойств и качеств. Исследователями выделены две составляющие процесса развития личности, ее духовного мира.

С одной стороны, социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты поведения, предлагающие (предписывающие) личности определенный тип поведения (6).

С другой стороны, самостоятельная личность, со своей собственной позицией, неповторимостью, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Современные теоретические исследования социализации нашли отражение в работах Г.М. Андреевой, Н.Ф. Головановой, Л.В. Мардахаева, И.С. Кона, А.В.Мудрика, А.В. Петровского, М.А. Галагузовой. Раскрыта сущность социализации, цели, определены механизмы, факторы, институты социализации (4).

Голованова Н.Ф. пишет, что социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, приспособление к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана:

1) широкие социальные влияния, недостаточно организованные: воздействие средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи;

2) самопроизвольные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении: меняющиеся отношения, изменения оценок, взглядов, суждений, выявление их отличия от направленности воспитания (1).

Учеными социализация рассматривается как процесс, проявление и результат социального формирования становления личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия каждого человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального становления как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе общества. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной частицей общества в соответствии с его возрастом (3).

При этом особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социуму и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение личности в социальную среду и деятельность не обходится без внешних влияний, и именно они стимулируют внутренний процесс. Эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как объект, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность (7).

Эффективная социализация нового поколения, которая подразумевает достижение необходимого уровня социализированности, является общественно важной, отвечающей требованиям социального заказа государства, учреждениям образования. Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Социальный заказ можно определить как формирование личности, готовой к жизни в современном обществе, к участию в общественном производстве. Анализ социальной структуры позволяет определить определенные требования к личности, ее нравственности (7).

С позиции социального заказа определяются основные составляющие образовательного процесса: его содержание, организация и методы. При этом, видимо, анализ содержания должен проводиться не только с точки зрения обучающего, но и с точки зрения его воспитывающего потенциала и потенциала социализации, поскольку в педагогике содержание предметов часто недооценивается, и воспитывающий эффект и эффект социализации связывается лишь с отдельными дисциплинами, а не с их системой (7).

В самом общем виде социальный заказ выражается в идеальной системе требований к уровню и качеству социализации человека. В более конкретном виде он выражается в определенном содержании образования и принципах организации обучения и воспитания, определяющих функционирование дидактической системы (2).

Для человека важно создание благоприятных условий, формирование межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые нормы социального опыта без ущерба для психического здоровья (2).

Только ориентированный образовательный процесс, целью которого является удовлетворение потребностей личности с учётом её индивидуальности, может реализовать целый спектр гуманистических, валеологических, нравственных, эстетических и организационно-педагогических условий социализации личности. Формирование личностной культуры учащихся, основанной на постепенном погружении в окружающую природную и социальную среду, подводит их к более глубокому эмоциональному восприятию, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии его законами. При этом должны соблюдаться принципы гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с человеком, человека с природой (9).

От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и падения, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя "чужаком", "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности (10).

Социализация личности зависит от деятельности обучающегося, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. (6).

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно влиять на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия - путем содержания учебных предметов, технологий и методик. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей личности обучающегося может нанести травму индивиду. Итак, процесс социализации начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей его жизни, при переходе из одного образовательного учреждения в другое (9).

Для управления внутренним ресурсом образовательного учреждения руководителям необходимо:

1. Научиться исследовать и проектировать реальный процесс управления, обеспечивающий сохранение и развитие образовательного учреждения в современных условиях;

2. Создать условия для успешной социализации личности обучающегося с учётом социального заказа общества и родителей (6).

Образовательный процесс формирует потенциал успешного включения личности в разносторонние общественные отношения, в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня мобильности человека в течение всей жизни. Назначение образовательного процесса как социальной культурной среды - решение проблем социализации личности в контексте овладения общечеловеческой культурой, необходимой для самоопределения, самоутверждения, саморазвития личности в условиях современного общества (5).

Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности человека, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребенком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания (10).

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая человека социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста (10).

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание - это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на личность в процессе формирования влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, детском саду, школе, институте, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство, литература;

- образ жизни человека, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Успешными могут быть отношения педагога и обучающегося, если помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому педагогу следует начинать: с организации разных видов деятельности, общения со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками (9).

К базовым условиям успешности социализации личности исследователи относят следующее:

- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в коллективе (классе, группе);

- обеспечение тесного взаимодействия педагогов, детей и родителей;

- организация психолого-педагогических показателей;

- разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с учётом контингента и заказа родителей;

- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе (9).

Можно сказать, что функционирование образовательных систем в современных условиях проходит на фоне следующих факторов: это социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств; неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования (7).

Итак, в настоящее время модернизация выступает важным резервом обновления образовательного процесса и приведения его в соответствие с современными требованиями социализации личности нового типа. Так, цель модернизации видится, прежде всего, в создании устойчивого развития системы образования, приведение ее в состояние соответствия с социально-политическими потребностями страны. Если понимать модернизацию как процесс поиска новых форм организации образовательного процесса, сложившимся социальным условиям, необходимо определить основные параметры развития. В качестве таких основных параметров концепцией модернизации образования определены качество, доступность и эффективность образования.

Литература:

1. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. - М.: Речь, 2005. - 320с.

2. Кобжицкая, Н.З. Социализация как функция института образования в формирующемся российском обществе [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук / Н.З. Кобжицкая. - Иркутск, 2006. -24с.

3. Лихачев, Б.Т.Педагогика: Курс лекций /[Текст]: Учеб.пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп./ Б.Т. Лихачев. - М.:Юрайт-М,2001.-607с.

4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

5. Пак, Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания [Текст]: монография / Л. Г. Пак. - М. : Спутник, 2010. - 178 с.

6. Процесс социализации личности moy-bereg.ru/sotsializatsiya/protsess-sotsializatsii-lichnosti-18.html

7. Современные условия функционирования образовательных систем xreferat.ru/71/548-1-sovremennye-usloviya-funkcionirovaniya-obrazovatel-nyh-sistem.html

8.Социализация личности politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC/g-053.

9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Социализация личности в современных социокультурных условиях Презентации к уроку festival.1september.ru/articles/214545/

10. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: уч. пос./ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова - М.: Академия, 2002. - 384 с.



© 2010-2022