Проект программы по декоративно-прикладному искусству

  В учебно-воспитательной работе с детьми ОВЗ, наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект программы по декоративно-прикладному искусству

Автор: Бойко Галина Ивановна

Воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида»

Пояснительная записка

В учебно-воспитательной работе с детьми ОВЗ, наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений по декоративно-прикладному искусству, с которыми знакомятся учащиеся в процессе занятий, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях кружка включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности. В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны - к области моторики (опциальная область руки).

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных художников.

Цель программы:

Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.

Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.

Познакомить с различными видами декоративной росписи.

Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.

Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены на педсовете и утверждены директором школы.

Список литературы:

Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. - М.: Просвещение, 1984.

Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? - М.: Галарт, 1998.

Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - 22-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1998.

Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:- М.: Издательский центр «Академия»,2003.

Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. - М: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. - Минск: 1980.

Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. - М.: 1987.

Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО Издательство «Кристал», М.: ЗАО «Издательский Дом Оникс», 2000.

И. А. Дворкина, Батик. - М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.



© 2010-2022