- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа факультатива по экологии
Рабочая программа факультатива по экологии
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фаргер А.А. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением
Заместитель директора
Директор школы
учителей естественных наук
по УВР
__________Л.В. Требтау
Протокол №______________
О.И. Реймер (_________)
Приказ № ____________
от «____»____________2015г.
«____»_________2015г.
от «___» __________2015 г.
Руководитель МО
Л.И.Ермоленко (__________)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Экология»
6 класс
Составитель: Фаргер Анна Анатольевна,
учитель биологии,
второй квалификационной категории
р.п. Благовещенка - 2015
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Календарно - тематический план
3. Ожидаемый результат
4. Учебно-методическое обеспечение
5. Лист дополнений и изменений
Пояснительная записка
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-
овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Данная программа подкреплена учебником А.М.Быловой, Н.И.Шориной «Экология растений», 6 класс, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2006 год.
Количество часов - 35 (1 час в неделю).
Календарно - тематическое планирование экологии в 6 классе на 2015 - 2016 учебный год
№ п/п
Тема
Кол-во
часов.
Дата
Тип урока
Методы обучения
Оборудование
I
ВВЕДЕНИЕ (2часа)
1.
Что изучает экология растений?
1
Новых знаний
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация
2.
Особенности взаимодействий растений и животных со средой. Живой организм, его среда обитания и условия существования.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация
II
СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3часа)
3/1
Для чего нужен свет растениям? Разнообразие условий освещения на Земле.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
4/2
Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация
5/3
Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Как можно регулировать условия освещения растений.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
III
ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3часа)
6/1
Для чего нужно тепло растениям?
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
Видеофильм
7/2
Источники тепла и разнообразие температурных условий на земле. Температура тела растений.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
8/3
Приспособления растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных условий для растений.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация тестирование
IV
ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
9/1
Для чего нужна вода растениям? Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
10/2
Экологические группы растений по отношению к воде.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
11/3
Самостоятельная работа №1 по теме: «Свет, тепло и вода в жизни растений».
1
Комбинированный
Тестирование
V
ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
12/1
Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
13/2
Приспособления растений к опылению и к распространению ветром.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация,
Презентация.
таблицы, муляжи цветков
14/3
Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
VI
ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
15/1
Что представляет собой почва. Для чего растениям нужна почва?
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
16/2
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация
17/3
Улучшение почв человеком. Охрана почв.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
Таблицы
VII
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2часа)
18/1
Животные-опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация, таблицы
19/2
Растения и растительноядные животные. Растения-хищники.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация, таблицы
VIII
ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1час)
20/1
Прямые влияния растений друг на друга. Влияние растений друг на друга через изменения среды.
1
Урок изучения и закрепления знаний
Рассказ, беседа, демонстрация
IX
ГРИБЫ И БАКТЕРИИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2часа)
21/1
Круговорот веществ.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация
22/2
Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация, гербарии
X
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2часа)
23/1
Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений. Живой организм, его среда обитания и условия существования
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
24/2
Фенологические фазы. Фенология.
1
Комбинированный
XI
ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1час)
25/1
Как долго живут растения и как определяют их возраст. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Их значение.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
Раздаточный материал
XII
РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАСТЕНИЯ (2часа)
26/1
Где и как обитают растения.
1
Рассказ, беседа, демонстрация
Видеофильм
27/2
Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
Таблицы
XIII
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (1час)
28/1
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация
XIV
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3часа)
29/1
Растительное сообщество: определение, состав, разнообразие, строение, количественное соотношение видов.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
Презентация
30/2
Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе. Строение растительных сообществ.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа
31/3
Изменения растительных сообществ. Воздействие человека на растительность.
1
Комбинированный
Рассказ, беседа, демонстрация
Видеофильм
XV
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2часа)
32/1
Редкие и охраняемые растения своей местности. Красная книга.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, демонстрация
Книга Алтайского края, видеофильм
33/2
Редкие и охраняемые растения своей местности
1
Обобщающий урок
Рассказ, беседа, демонстрация
34-35
Резервное время
2
Ожидаемый результат
-
Называть основные экологические факторы в жизни растений
.
-
Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
-
Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
-
Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
-
Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
-
Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
-
Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
-
Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
-
Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
-
Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
-
Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1) Горышиа Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979.
2) Двораковкий М.С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983!
3) Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978.
4) Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М.: Наука, 1986.
5) Нагалевский В.Я., Николаевский В.Г. Экологическая анатомия растений. Краснодар,
1981.
6) Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.
7) Работнов ТА. Фитоценология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
8) Красная книга Алтайского края: Растения, грибы, лишайники. Животные. 1996.
9) Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы
покрытосеменных и хвойных. М.; Высшая школа, 1962.
10) Серебрякова Т.И. Жизненные формы растений // Жизнь растений: в 6-и т. М:
Просвещение, 1974. Т. 1.
11) ТимонинA.K., Homoв A.A. Большой практикум по экологической анатомии
покрытосеменных растений. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1993.
12) Уранов А.А. Растение и среда //Жизнь растений: в 6-и т. М.: Просвещение,
1974. Т. 1.
13) Ценопопуляции растений (основные понятия и структура). М.: Наука, 1976
14) Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1988.
15) Чернова Н.М., Вылова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1988.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений
Содержание
Подпись лица, внёсшего запись