Рефлексивный отчет проведенной коучинг-сессии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИдиловаРевиземМаксумовна Портфолио учителя Отчет 1.3

Группа 24 2 - го уровня

город Алматы 23.05.2014

Рефлексивный отчет коуча в рамках реализуемой практики коучинга

Обучаясь на первом этапе курсов второго уровня, и ознакомившись с темой «Коучинг и менторинг», как уже было отмечено в отчете А, работая заместитель директора по методической работе, я поняла, что в современной сфере образования, где происходят изменения каждый день, «учителя должны уметь сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету, но и по другим учебным предметам: с представителями одной организации и ряда других организаций; в рамках сетевых профессиональных сообществ и различных партнерских соглашений, предполагающих активное использование процессов коучинга и менторинга». (Руководство для учителя, стр. 145). Проведения по учебно-воспитательному плану разнообразных семинаров для учителей входит в мои прямые обязанности. Изучив тему «Коучинг», я сопоставила его с семинаром, при этом, обратилась к глоссарию, и для себя уяснила, что проведение коучинга наиболее эффективно, так как «коучинг - конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны куоча к рефлексивному диалогу, подопечный совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения всей компетентности в отдельных аспектах практики, переходя на качественно иной, более глубокий уровень их понимания и принятия решений о практической их реализации» (Настольная книга учителя - коуча, стр. 7).

Процесс коучинга является решением проблемы оказания помощи, как молодым, так и опытным преподавателям. В ходе данного процесса каждый из них может переосмыслить свою позицию в современном преподавании и обучении, структурировать свои знания, найти решения возникающих перед ними проблем.«Действия коуча направлены на формирование конкретных навыков подопечных. Коучи принимают на себя роль куратора для оказания помощи опытным учителям стать хорошими наставниками посредством размышлений и творческих процессов. В результате подопечный будет обеспечен идеями и подходами для повышения своего профессионального потенциала. Коучи будут содействовать учителям в улучшении их практической деятельности». (Руководство, стр 231), решения конкретных вопросов, совместное нахождение ответов на поставленные вопросы, приведет к тому, что и в практике коуча, и в практике подопечных произойдут положительные изменения.

Ключевые идеи семи модулей Программы второго уровня натолкнули меня на новые мысли о преобразовании своей практической деятельности, вооружили новыми методами и подходами в обучении и преподавании, а также дали соответствующий инструментарий для реализации новых подходов.

На практику в родную школу я прибыла ознакомленная с идеями семи модулей, и мне поскорее хотелось поделиться с коллегами нововведениями в образовательной сфере. До меня трехмесячные курсы с нашей школы не проходил ни один учитель, поэтому мои коллеги, возможно, знали о Программе, только на районных семинарах по предметам, которые проводили учителя района, прошедшие данные курсы.

Обучаясь на курсах по Программе второго уровня, я впервые столкнулась с понятием коучинг - как процессом активного взаимодействия коллег, в ходе которого через обмен мнениями, рефлексивный диалог, учителя совершенствуют свои профессиональные знания и принимают решения о реализации этих знаний на практике.

В процессе практики я провела два коучинг - сессии. Вводный коучинг я посвятила модулю «Оценивание обучения и оценивание для обучения», определила тему: «Новый взгляд на учебные достижения учащихся». Второй коучинг провела по модулю «Обучение талантливых и одаренных детей», темой которого является «Выявление и помощь одаренным и талантливым детям школы». Эти коучинги отличаются и тематикой, и содержанием, соответственно и целями. Но они объединены контекстом идей семи модулей Программы. Структура проведенных мной коучингов, одинаковы. Они состоят из трех этапов: вызова, осмысления и рефлексии. На этапе вызова шла актуализация знаний по темам занятий, делался акцент на недостаток каждого по данному вопросу. На этапе осмысление через диалог и групповую работу, используя стратегии критического мышления, совершали открытие по темам занятий. Я не объясняла при этом, а выступала в роли консультанта и направляла процесс познания, обогащала коллег ресурсами. В конце коучинга каждый учитель через рефлексию определил суть и значимость полученных знаний и навыков, а также заинтересованность в применении на практике. Отличительной чертой моих занятий можно назвать то, что они проходили в дружеской и комфортной обстановке, их участниками являлись учителя разных предметов, с разным опытом работы. В процессе коллаборативного сотрудничества получали знания через поиск, анализ и синтез информации. Я приложила всяческие усилия, чтобы для коллег каждый коучинг стал источником новых знаний, был плодотворным творческим процессом, вдохновлял и побуждал моих коллег к профессиональному совершенствованию.

Во время подготовки к коучингам, у меня были сомнения, в том, что смогу ли я создать такую обстановку на занятии, что учителям захочется быть активными участниками, а не просто слушателями, смогут ли они продуктивно взаимодействовать друг с другом, решая профессиональные проблемы. Хотя я не один год работала завучем - методистом школы, и выступать перед коллективом, проводить семинары для меня одна из функциональных обязанностей по должностной инструкции.

После коучингов для себя уяснила, что информация, которую представляет коуч, должна быть актуальной для коллег, коуч должен быть компетентностным по теме заниятия, а также должен быть тонким психологом, умеющим слышать и слушать других, уметь заинтересовать.

Из рефлексии коллег, я узнала, что мои занятия оказались для них полезными, интересными. Я смогла передать коллегам приемы критического мышления, которые помогут им изменить методику преподавания, а также повысить профессиональные компетенции в области ИКТ. В завершении коучингов администрация, коллеги благодарили меня, выразили просьбу о дальнейшей совместной работе через коучинги.

Я, как учитель ХХІ века, должна совершенствоваться, идти в ногу со временем. В будущем планирую внедрять в свою практику идеи семи модулей Программы не только на своих уроках, но и на коучинг-занятиях, осуществляя комплексное использование новых подходов в образовательном процессе, став тем самым транслятором новых идей и подход к обучению и преподаванию для своих коллег. Проведение серии последовательных уроков на практике убедили меня в том, что применяя критическое мышление я научу детей мыслить. Поэтому большое внимание уделю внедрению модуля критического мышления, буду использовать критериальное оценивание учитывая возрастные особенности учащихся, разработаю программу развития для одаренных и талантливых детей, умело применять ИКТ.

Как коуч, я буду совершенствовать профессиональные навыки для активизации обучения коллег, оказывать им помощь в использовании эффективных подходов в преподавании и обучении, содействующих индивидуализации обучения, и в предоставлении всем учащимся возможности для реализации своего потенциала, сотрудничать с коллегами-практиками для оказания помощи другим, участвовать в профессиональных размышлениях с группами учителей по вопросам преподавания и привлечения их к внедрению в школе подхода Lesson Study.

В перспективе вместе с учителями планируем углубить творческую работу нашего педагогического коллектива. Продолжу коучинговую деятельность в соответствии с методическим планом работы школы по внедрению нововведений в обучении коллег.

Список литературы:

Руководство для учителя, 2014 год

Жартынова Ж.А. и др. «Настольная книга учителя - коуча» учебное пособие для системы повышения квалификации учителей. Алматы - 2014

Программа для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье, 2014

Раздаточный материал во время первого этапа «Лицом к лицу».


4


© 2010-2022