• Преподавателю
  • Другое
  • Аппликация, как средство развития творческих способностей младших школьников с нарушением интелекта

Аппликация, как средство развития творческих способностей младших школьников с нарушением интелекта

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Аппликация, как средство развития творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта».

Над выбранной темой работаю второй год. Аппликация является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей школьного возраста. В процессе аппликации совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

За это время по теме самообразования мною была подобрана и изучена литература. Рассмотрены методики традиционной и нетрадиционной аппликации авторов З.А.Богатеевой « Занятия аппликацией», М.А. Гусаковой «Аппликация». Леонид Береславский, уверен, что развивать интеллект ребенка нужно не только систематически, но и своевременно, ведь то, что дается ребенку легко в 3 года, может вызвать трудности в более старшем возрасте. Поэтому знакомство детей с множеством видов аппликаций должно быть постепенное, от легкого до более сложного элемента выполнения, обязательно разъяснять и инструктировать. Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других.

Поставила перед собой цель: развития творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально- образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Но главная цель: передача приобретенных знаний детям.

Задачи:

Обучающие:

  1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями.

  2. Формирование умений следовать устным инструкциям.

  3. Обучение различным приёмам работы с бумагой.

  4. Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда. Рисования и других, для создания композиций, выполненными способом разных видов аппликации.

Развивающие:

  1. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к аппликации.

  2. Расширение коммуникативных способностей детей.

  3. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Коррекционные:

  1. Корректировать аналитические способности, память, внимание. Волю, глазомер. Пространственное воображение. Мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)

  2. наглядный ( показ иллюстраций, работа по образцу)

  3. практический( выполнение работ)

Ожидаемые результаты:

  1. научатся различным приемам работы с бумагой

  2. будут знать основные геометрические понятия

  3. научатся пользоваться трафаретами

  4. создавать композиции

  5. развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию

  6. познакомятся с разными видами аппликации

  7. овладеют навыками

  8. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Нами выполнялись работы: осенний лес (мозайка), аппликации к новому году, букеты цветов (открытка к 8 марта-мозайка), весна, звездочка (открытка к 23 февраля), голуби и т.д.

Детям очень понравилась аппликации выполненные способами мозайки и аппликации из нетрадиционного материала.

При выполнении аппликаций столкнулась с проблеми: в группе есть левша и ей очень сложно держать ножницы и не всегда получается аккуратно вырезать элементы для аппликации, многим сложно самостоятельно расположить композицию на листке картона.

Сделав из этого вывод, нужно развивать навыки пользования с ножницами

.Несформированность навыков и умений мешает ребенку выразить задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для школьников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу аппликации и ведет к детской неуверенности, решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы аппликации.

Аппликация с применением традиционных и нетрадиционных материалов способствует развитию у ребенка:

 Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

 Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

 Внимания и усидчивости;

 Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

 Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества.

1. Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в творческой деятельности;

- умение находить новые способы для изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

От создания образа - к выбору средств выразительности.

Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделится своим состоянием с окружающими.



Список используемой литературы:

1. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок "Умелые руки" в школе. - М., 2007. - с.158.

2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.

3. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 1999. - с.180.

4. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М., 2003. - с.95.

5. Гусакова, М.А. Аппликация. - М., 2007. - с.153.

6. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 "Дошкольное воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". - М.: Просвещение, 1999.

7. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитизд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия "Мир вашего ребенка"). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

9. Крылова, О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению.1 класс. Учебное пособие. - М.: изд. "Экзамен", 2006. - с.86.

10. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. - М., 1978. - с.147.6 Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 2006.

11. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 2001. - с.210.

12. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие, автор-сост.: Соловьянюк В.Г. - Бирск, 2007. - с.139.



Школа- интернат VIII вида № 9.





Отчёт по самообразованию

тема « Аппликация, как средство развития творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта».






Воспитатель:

Кудряшова

Наталия

Анатольевна


© 2010-2022