Статья Агитационный плакат, как средство патриотического воспитания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Агитационный плакат, как средство патриотического воспитания.

Проблема воспитания патриотизма в современном обществе, в период напряженной геополитической ситуации становится наиболее актуальной. В Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания на 2016 - 2020 годы подчеркивается следующее: «…особенно остро стоит проблема корректировки целей, задач, содержания, форм, методов и технологий, учитывающих современные социальные реалии и адекватных геополитической ситуации в мире. Преодоление такого положения лежит в плоскости конкретизации деятельности государства и общества по решению проблем формирования российской гражданской идентичности на основе ценностей российского патриотизма, что даст возможность повышения сознания каждого российского гражданина как творца будущего своей страны и защитника её национальных интересов»1.

В поисках конкретных видов деятельности, методов и технологий не всегда следует изобретать что-то новое, иногда полезно обратиться к опыту прошлого. Сравнительно недавно, в советский период истории России, патриотическое воспитание молодежи и идеологическая пропаганда среди населения являлись важнейшими вопросами, решавшимися на самом высоком уровне. Государство постоянно стремилось поддерживать патриотический настрой граждан, используя для этого разнообразные средства. Одним из них, и, пожалуй, самым массовым, был социальный плакат.

Термин плака́т происходит от немецкого Plakat , или от французского placard - объявление, афиша, - это крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом2; крупноформатное листовое изобразительное или текстовое издание пропагандистского, агитационного или рекламно-информационного назначения. Плакат, как способ оповещения населения о культурных событиях или коммерческих предприятиях, использовался еще в Древней Греции и Риме. Однако только в 1482году книготорговец Бартольд впервые использовал плакат как рекламу нового издания «Геометрии Эвклида». В этом качестве он существует и до сих пор в виде афиш или рекламных щитов.

И все же по-настоящему популярным средством информации и рекламы, плакат стал позже - в XIX веке. В этот период в России искусство социально-политического плаката получило наибольшее развитие. Уже в годы Первой мировой войны, а потом и гражданской, широкую известность получили плакаты, призывающие вступать в ряды Красной армии. Наиболее известен плакат Д.С.Моора «Ты записался добровольцем?» Плакат стал своеобразным средством информационной борьбы между большевиками и белогвардейцами. «…Развитие агитмассовых форм искусства было частью программы «культурной революции в отсталой стране». В. И. Ленин видел огромные возможности художественной пропаганды в ликвидации безграмотности населения»3. Незамысловатый сюжет плаката, короткий, но содержательный и хорошо запоминающийся лозунг, - все это воздействовало на широкие массы населения значительно сильнее витиеватых и не всегда понятных речей партийного начальства. Не удивительно, что именно на первую треть ХХ века приходится период расцвета советского агитационного плаката, связанный с именами В.Маяковского, художника В.Н.Денисова, Д.С.Моора. Однако особой вехой в истории развития советского плакатного искусства является период Великой Отечественной войны, когда плакат становится не просто агитационным листком, а поистине художественным произведением, содержащим призыв к миллионам граждан страны о единстве в борьбе с врагом. Уже в 1941году появляется самый известный плакат военной эпохи «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе. В нем отразилось и единство народа, и его патриотический дух, стойкость и вера в победу. Таковыми же стали не менее известные плакаты «Воин красной армии, спаси!», «За Родину, За Честь, За Свободу!» и многие другие произведения, ставшие памятниками истории и культуры России и СССР. В мирное послевоенное время в Советском Союзе плакат не потерял своей актуальности. Именно с его помощью шло восстановление разрушенного хозяйства страны, велась политическая пропаганда против Запада, призыв к борьбе с внутренним врагом-шпионом. Плакат продолжал оставаться средством для прославления дел не только колхозников и рабочих, но и личности вождей. Их портреты в виде плакатов и транспарантов несли советские люди на праздничных демонстрациях.

С распадом Советского Союза практика агитационного плаката становится менее востребованной. На смену агитации и пропаганде приходит социальная и коммерческая реклама. Баннеры и постеры, как один из видов рекламно-информационного плаката наводнили страну, решая самые актуальные задачи популяризации товара. Подобный опыт применения плаката стал очень успешным. Очевидно, что чем более массовой будет реклама, тем успешней продается и потребляется продукт. Коммерческие деятели не придумали ничего нового в этом отношении. Они просто использовали классические принципы создания агитационного плаката.

Основной идеей социального плаката, являются какие-либо общественные ценности. Цель - не только привлечение внимания аудитории к ним, но и изменение отношения граждан, создание новой модели поведения. Главная особенность плаката состоит в том, что он способен донести до зрителя емкую, глубокую идею, не используя избитых фраз и многочисленных аргументов. Выразительный язык плаката имеет свои особенности. Колоритные образы, яркие краски, односложные сюжеты и короткие, порой в одно слово, фразы, - все это, сочетаясь, остается в памяти человека надолго. Плакат имеет возможность одновременного влияния на зрительное и эмоциональное восприятия, давая поразительный эффект в человеческом сознании. Именно эти особенности плаката определяют его, как важнейшее средство воспитания патриотизма, подъема патриотического духа граждан. Следовательно, возвращение к практике размещения плаката на улицах городов, в учреждениях и средствах массовой информации непременно даст положительный эффект.

Одной из важных тем является, также, сюжетная линия патриотического плаката, зависимость которой от политической конъюнктуры очень велика. Однако, существуют вечные темы любви к своей стране, малой родине, память о подвигах предков, выдающихся исторических событиях, личностях и т.д. В нашей стране и сегодня немало тех, кто получил высокое звание героя России. Об этих людях, их жизни и поступках необходимо рассказывать подросткам, открыто демонстрировать свое уважение и гордость современными героями, размещая их портреты на плакатах. Самоотверженное служение родине, примеры героических поступков, признанных на государственном уровне - все это формирует образ положительного героя, своеобразный ориентир для подрастающего поколения. Таким образом, агитационный плакат, как вид социальной рекламы, является мощным средством патриотического воспитания граждан. Возвращение к практике широкого применения патриотического плаката может стать одним из тех методов популяризации патриотизма, как общественной ценности, поиск которых является главной проблемой Программы патриотического воспитания на 2016 - 2020 годы.

Литература:

  1. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: 1999г.

  2. Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Проект Концептуальной части..gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/proekt/kontseptsiya-chetvertoy-gosprogrammy.php

  3. Лежень Е.Е. Плакат, как средство политической агитации в 1917 - 1930-е годы. Журнал Вестник Саратовского Государственного социально-экономического университета. Выпуск № 3 / 2013г.

1 Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Проект Концептуальной части.

2Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: 1999г

3Е.Е. Лежень. Плакат, как средство политической агитации в 1917 - 1930-е годы. Журнал ВЕСТНИК САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Выпуск № 3 / 2013, с 124.

© 2010-2022