Программа УД Менеджмент для специальностей СПО технического профиля

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа УД Менеджмент для специальностей СПО технического профиля

Программа УД Менеджмент для специальностей СПО технического профиля

Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум

имени А. А. Лепехина»








Утверждаю

Директор БОУ СПО ВО «Череповецкий

строительный техникум

имени А.А. Лепехина»

________________/Суркова И.П.

«____»_______________2012 г.








ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Менеджмент


















2012г.

Программа учебной дисциплины Менеджмент разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А.Лепехина»

Разработчик: Суркова И.П., преподаватель высшей квалификационной категории БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А.Лепехина»







Рассмотрено на Внешняя экспертиза

заседании МК ООО «Горстройзаказчик»

по профилю и Заместитель директора

рекомендовано к ______________Уруев С.М.

внутреннему использованию «____»____________20____г.

«____»__________20____г. Протокол № Заверяю

Подпись ______________


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М Е Н Е Д Ж М Е Н Т


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в структуре управления;

составлять должностные обязанности и другие документы стандарта управления;

строить график безубыточности и определять более высокую зону прибыльности;

управлять личным саморазвитием и строить персональную карьеру;

анализировать, обосновывать варианты эффективных управленческих решений и выбирать наиболее оптимальные;

защищать свои практические решения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

теоретические основы управления организацией;

структуру и состав объекта управления по производственно-хозяйственной деятельности;

основы производственного менеджмента и организации производства в условиях рыночных отношений;

основы управления финансами;

основы управления личным и рабочим временем менеджера

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

10

практические занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


Написание докладов и рефератов

Решение ситуативных задач

Создание опорных конспектов и схем

Конспектирование тем

Написание тезисов статьи

Чтение научно-популярных работ

Написание отзывов по прочитанному материалу

Написание творческих работ

Домашние работы

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.).

2

3

2

1

3

3

2

2

2


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МЕНЕДЖМЕНТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ. Страницы истории менеджмента. Современный менеджмент: сущность и характерные черты.

7 часов




Тема 1. Сущность менеджмента как процесса и науки.

Содержание учебного материала:

4

1

Содержание понятий «управление», «менеджмент», «бизнес» и «предпринимательство». Роль менеджмента и его задачи.Базовое понятие менеджмента - организация: люди, цели, управление. Роль менеджера в организации.

2

1

2

Позиции управления: структура, внутриорганизационные процессы, планирование и проектирование работ, технологии, кадры, организационная культура.

1

3

Объекты управления: производство, персонал, финансы, маркетинг, инновации, эккаутинг (анализ финансовой информации), информационные технологии.

1

4

Основные функции и требования к современным менеджерам. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров.

1

Практические занятия: Сравнение понятий «предприниматель», «менеджер», «бизнесмен». Составление списка требований к профессиональной компетенции менеджера. Анализ высказываний П.Друкера о менеджменте и принципам делового человека, сформулированным в России в 1912 году. Анализ японской системы менеджмента.

2

2-3

Самостоятельная работа обучающихся: составление словаря по дисциплине, рефераты по основным системам мирового менеджмента, анализ трудностей работы современного российского менеджера, отзыв по основным принципам современного менеджмента.

2

Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента в истории.

Содержание учебного материала:

3


1

Основные этапы развития менеджмента: древний период (Сократ, Платон, Александр Македонский), индустриальный период (Смит, Оуэн, Беббидж), период систематизации (Тейлор, Файоль, Мэйо, Мак-Грегора, Маслоу, Герзберг).

2

1

2

Основные школы управления: классическая школа (административная), школа человеческих отношений, школа науки о поведении и школа научного управления. Традиционный, системный, процессный и ситуационные подходы современной школы менеджмента.

Контрольная работа

1

2-3

Самостоятельная работа обучающихся: Анализ концепций Ф. Тейлора и А.Файоля. Сравнение «школы человеческих отношений» и «школы поведенческих наук». Написание отзывов по данным направлениям. Рефераты по основным этапам развития менеджмента.

2

Раздел 2.

Человек в системе менеджмента.

24 часов


Тема 1.. Человек в системе организации.

Содержание учебного материала:

4

1

1 Организационное окружение: внутренняя и внешняя среда, стимулы, индивид, реакция на стимулы, поведение, результат работы.

2

1



1




1




1






2-3

2. Формальные и неформальные организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации: ясность роли и её приемлемость, неопределённость роли и ролевые конфликты, права, обязанности и статус.

3. Личностный аспект взаимодействия человека и организации: отбор и систематизация информационного потока, селекция и фактология органов чувств, интуиция, соотношение фигуры и фона в картине информации, стереотипизация и априорная оценка, обобщение и проекция при формировании первого впечатления.

4. Критерии поведения: расположение (удовлетворённость и увлечённость работы, приверженность организаций работы), ценности (наследственные и физиологические) и принципы (чувствительность к другим, стабильность поведения, самооценка, восприятие риска, догматизм, комплексность осознания явлений, контролируемость ситуации). Матрица типов: дисциплинированный, приспособленец, оригинал, бунтарь.


Практические занятия: Составление и анализ внутренней и внешней схем организации. Психологический практикум по определению темперамента и его особенностям. Анализ матрицы типов.

2

Самостоятельная работа обучающихся: дополнение словаря основных понятий, рефераты, самоанализ поведения на рабочем месте.

2

Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организаций. Модели организации как объектов управления.

Содержание учебного материала:

4

1


1


1


1

1 Степень управляемости фирмы. Внутренние переменные цели.

1

2 Факторы производства, персонала, маркетинга, финансов и учета. Значение и взаимосвязь факторов внешней среды.

3 Среда прямого воздействия. Сложность и подвижность среды косвенного воздействия.

3

4 Модель организации как механистической конструкции.

5 Модель организации как коллектива, построенного на разделении труда.

6 Модель организации как сложной иерархической системы.

7 Модель организации как общественной организации.

Самостоятельная работа обучающихся: сообщения по моделям организаций, анализ факторов внешней среды организации.

2

Тема 3. Мотивация деятельности в организации.

Содержание учебного материала:

3

1


1


1



1

1 Мотивационная структура: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

2

2. Характеристика системы стимулирования: усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность.

3. Мотивационный процесс: возникновение потребности, поиск путей устранения потребностей, определение направления действия, осуществление действия, получение вознаграждения за осуществленные действия, устранение потребности.

4. Теория иерархии потребностей Маслоу, теория приобретенных потребностей МакКлеланда, двухфакторная теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания и теория справедливости Портера-Лоурера.

Контрольные работы: письменная творческая работа «Использование мотивации в практике менеджмента».

1


Самостоятельная работа обучающихся: рефераты (теория Маслоу; теория МакКлеланда; теория Герцберга; теория Портера-Лоурера.

2

Тема 4. Цели в системе

управления организациями.

Содержание учебного материала:

2

1


1


1


1

1 Цель, средство, результат. Цели и уровни структуры корпорации. Миссия организации, сущность и содержание.

1

2. Цели и стратегии. Задачи и политика. Функции и типы организационных целей.

3. Дерево целей и их согласование в процессе управления: установление целей, участие подчиненного, выполнение работы, оценка работы и обратная связь.

Контрольные работы: зачет по теме «Цели в системе менеджмента».

1

Самостоятельная работа обучающихся: анализ проблемных ситуаций; реферат «Поведенческие аспекты контроля»; заполнение словаря терминов; отзыв «Что значит создать свою команду?».

2

Тема 5. Технологии менеджмента и функции управления.

Содержание учебного материала:

3

1

1

1



1


1

1 Информационное обеспечение менеджмента.

1

2. Организационное решение как выбор альтернатив. Прогнозирование и планирование как основная функция менеджмента. Принятие и реализация управленческих решений.

3. Структура управления и механизм стимулирования.

2

4. Оценка и контроль принятых решений. Корректировка целей и задач. Эталонные стратегии бизнеса.

Самостоятельная работа обучающихся: Разработка стратегии бизнеса. Рефераты.

2

Тема 6. Типы организаций и их структуры.

Содержание учебного материала:

3

1


1


1


1

1 Характеристики организационной системы по уровню взаимодействия и уровню решения проблем. Механистический и органический тип организации.

2

2. Традиционная, дивизиональная и матричная структура управления на основе департаментизации корпорации по ресурсам и результатам работ.

3. Корпоративная и индивидуалистская организация.

1

Самостоятельная работа обучающихся: рефераты по типам организаций и системам управления.

2

Тема 7 Управленческие решения в коммуникационном процессе.

Содержание учебного материала:

5

1


1



1



1




1

1. Деловое общение. Модель коммуникационного процесса. Виды коммуникации и богатство информации.

2

2. Коммуникационные стили в управлении: открытие, реализация, замыкание, защита и торговля за себя.

3. Два уровня принятия решения в организации. Модели принятия решения: индивидуальная максимизация, удовлетворенность индивида, организационная максимизация и удовлетворенность организации.

1

4. Типы проблем и организационные уровни их решения. Метод дерева решений: выбор альтернатив, использование прошлого опыта и эксперимент.

1

Контрольные работы: письменный анализ проблемных ситуаций с выбором управленческих решений.

1

Самостоятельная работа обучающихся: составление схем по проблеме: «Неформальные группы и управление ими».

1

Раздел 3.

Стиль руководства и управление конфликтами.

4 часа


Тема 1. Стили руководства.

Содержание учебного материала:

4

1 Власть и влияние (потенциал, взаимозависимость, свобода действий).

Должностная и личная власть (принуждение и вознаграждение, экспертная, эталонная и законная власть). Делегирование, ответственность и полномочия.

1

1

1

2 Причины и последствия конфликтов в организации. Способы разрешения конфликтных ситуаций (структурные и межличностные стили).

1

1

3 Управление организационными изменениями.

1

1

Практические занятия: способы разрешения конфликтных ситуаций (практикум по решению ситуативных задач)

1

2-3

Самостоятельная работа обучающихся: Домашняя контрольная работа по курсу на тему: «Эффективное поведение на рынке труда. Собеседование с работодателем».

1

Дифференцированный зачет

1

Всего:

36+18=54



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины не требует наличия отдельного учебного кабинета менеджмента, преподавание возможно в кабинете общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: переносной проектор, экран, доска, учебные столы, стулья, диски по темам, учебные фильмы, схемы и таблицы, дидактические материалы, рабочие папки обучающегося

Технические средства обучения: переносной проектор, телевизор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Казначеевская Г.Б. Менеджмент.- серия СПО, Ростов-на-Дону, Феникс, 2011 год.

2. В.Д.Сухов, С.В.Сухов, Ю.А.Москвичев. Менеджмент. Москва, Академия, 2003 год.

3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.

4. Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2006.

5. Зайналабидов М. С., Обухов Д. В., Гордиенко Ю. Ф., серия: Среднее профессиональное образование, Изд.: Феникс 2006 г.

Дополнительные источники:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.

2. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008.

3. Друкер П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильяме», 2006.

4. Ломакин А.Л. Управленческие решения. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2005.

5. Лукашевич В.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Мэддакс Р. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

7. Томпсон А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. с англ.: Вильямс, 2005.

8. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

9. Чудновская С.Н. Управленческие решения: Учебник. - М.: Эксмо, 2007.

10. «Менеджмент в России и за рубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс».

11. «Новый менеджмент». Научно-практический журнал. Издательство: «Новый издатель».

Интернет ресурсы:

1. mevriz.ru/

2. rjm.ru/

3. new-management.info/

4. top-manager.ru/

5.. aup.ru/ Административно-управленческий портал.

6. ecsocman.edu.ru/ Федеральный образовательный портал: Экономика, социология, менеджмент.

7. mc-ma.narod.ru/portal.htm Портал «Русский менеджмент».


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

ориентироваться в структуре управления;

составлять должностные обязанности и другие документы стандарта управления;

строить график безубыточности и определять более высокую зону прибыльности;

управлять личным саморазвитием и строить персональную карьеру;

анализировать, обосновывать варианты эффективных управленческих решений и выбирать наиболее оптимальные;

защищать свои практические решения;

знать:

теоретические основы управления организацией;

структуру и состав объекта управления по производственно-хозяйственной деятельности;

основы производственного менеджмента и организации производства в условиях рыночных отношений;

основы управления финансами;

основы управления личным и рабочим временем менеджера

- практикум, обсуждение проблемных ситуаций

- рефераты

- контрольные работы, зачеты, отзывы по проблеме, решение задач

- практическая работа с Интернет-ресурсами

- доклад, отзыв

- Практическое занятие с разбором ситуаций

- устные ответы

- отзыв о практике

- составление схемы принятия управленческого решения

- устный отчет об особенностях менеджмента в работе делопроизводителя

- рефераты

- устный опрос

- схема и ее объяснение

- доклад

- устный отчет об особенностях менеджмента в работе делопроизводителя

- письменный отчет

- домашняя контрольная работа

- объяснение схемы

- реферат, доклады

- устный опрос

Промежуточная аттестация в форме дифференцируемого зачета

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальная

90-:-100

5

отлично

80-:-89

4

хорошо

70-:-79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Тематика рефератов.

  1. История развития управленческой мысли.

  2. Проблемы теории и практики менеджмента в России.

  3. Современные требования к менеджеру.

  4. Проблемы использования методов менеджмента.

  5. Обеспечение устойчивого развития формальной организации.

  6. Стратегическое планирование в реализации управленческих решений.

  7. Проектирование организационных структур.

  8. Проблемы мотивации в современном менеджменте.

  9. Особенности информационного обеспечения менеджмента.

  10. Важнейшие функции внутрифирменного управления.

  11. Проблемы взаимодействия формальных и неформальных организаций.

  12. Особенность экономических методов управления.

  13. Соотношения материального и морального стимулирования в менеджменте.

  14. Проблемы руководства современной корпорацией (власть и влияние).

  15. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность.

  16. Управление конфликтами в организации.

  17. Искусство делового общения.

  18. Управление стрессами в коллективе.

  19. Определение эффективности управленческих решений.

  20. Основные проблемы включения человека в организацию.

  21. Личностный и ролевой аспект взаимодействия человека и организации.

  22. Достоинства и недостатки современных организационных структур.

  23. Программно-целевой и ситуационный методы управления организацией.


Вопросы к зачету.

  1. Основные функции и требования к современным менеджерам.

  2. Основные этапы развития менеджмента.

  3. Организационное окружение.

  4. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении.

  5. Ролевой аспект и личностный аспект взаимодействия человека и организации.

  6. Критерии поведения и матрица типов.

  7. Внутренняя и внешняя среда организаций.

  8. Модели организации как объекты управления.

  9. Мотивационная структура и характеристика системы стимулирования

  10. Цели и уровни структуры корпорации.

  11. Дерево целей и их согласование в процессе управления.

  12. Информационное обеспечение менеджмента.

  13. 14. Прогнозирование и планирование как основная функция менеджмента.

  14. Эталонные стратегии бизнеса.

  15. Традиционная структура управления: преимущества и недостатки.

  16. Дивизиональная структура управления: преимущества и недостатки.

  17. Матричная структура: преимущества и недостатки.

  18. Корпоративная и индивидуалистская организация.

  19. Модель коммуникационного процесса.

  20. Типы проблем и организационные уровни их решения.

  21. Власть и влияние в системе управления.

  22. Причины и последствия конфликтов в организации.

  23. Управление организационными изменениями.

  24. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

  25. Основные этапы развития управленческой мысли.

  26. Основные функции менеджмента.

  27. Современные требования к менеджеру.

  28. Развитие теории и практики менеджмента в России.


© 2010-2022