• Преподавателю
  • Другое
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)









РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Педагогическим советом техникума

Протокол №1 от «28» августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО «ЛПТТ

имени А.К. Лысенко»

______________________ Н.А. Бровченко

Пр. №267 от «28» августа 2015г.







ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЛАНИРОВАНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст.7598), Письмо МИНОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации от 05.04.1999г. №16-52-58ИН/16-13 «О рекомендациях по планированию, организауции и проведению лабораторных работ и практических занятий в учреждениях среднего профессионального образования», Приказа От 14 июня 2013 г. N 464 Министерства образования и науки российской федерации «Об утверждении порядка Организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Уставом ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко», Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.

1.2. К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные занятия и практические занятия. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

1.3. В процессе лабораторного занятия или практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

1.4. Выполнение обучающими лабораторных занятий и практических занятий направлено:

  • на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин, междисциплинарным курсам (МДК) всех циклов учебного плана профессий или специальностей среднего профессионального образования;

  • на формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • на развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов и квалифицированных рабочих (служащих): аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  • на выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

1.5. Дисциплины, МДК по которым планируются лабораторные занятия и практические занятия и их объекты, определяются рабочими учебными планами.

1.6. При проведении лабораторных занятий и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

2. Планирование лабораторных занятий и практических занятий

2.1. При планировании состава и содержания лабораторных занятий и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные занятий и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

2.1.1. Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального циклов и менее характерны для дисциплин профессионального цикла.

2.1.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать задачи по математике, физике, химии, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по дисциплинам и МДК профессионального цикла. Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию ФГОС СПО.

2.2. По таким дисциплинам, как Физическая культура, Иностранный язык, Инженерная графика, дисциплинам с применением ПЭВМ, все учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на формирование практических умений и их совершенствование.

2.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных занятий может быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.

2.3.1. При выборе содержания и объема лабораторных занятий следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных занятий и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.

2.3.2. При планировании лабораторных занятий следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

2.4.1. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина или МДК, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится обучающийся.

2.4.2. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования или курсовой работы, учебной и производственной практики (по профилю специальности). Наряду с формированием профессиональных компетенций в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

2.5. Содержание лабораторных занятий и практических занятий фиксируется в программах учебных дисциплин, профессиональных модулей в разделе «Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся».

2.6. Состав заданий для лабораторного занятия или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. Количество часов, отводимых на лабораторные занятия и практические занятия, фиксируется в календарно-тематических планах.

3. Организация и проведение лабораторных занятий и практических занятий

3.1. Лабораторное занятие должно проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторного занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения..

3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.). Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающегося, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.

3.3. Выполнению лабораторных занятий и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.

3.4. По каждому лабораторному занятию и практическому занятию техникумом должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

3.5. Лабораторные занятия и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

3.5.1. Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

  • цель работы;

  • пояснения (теория, основные характеристики);

  • оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики;

  • порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки);

  • контрольные вопросы;

  • учебная и специальная литература.

3.5.2. Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

3.5.3. Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания.

3.6. При планировании лабораторных занятий и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности обучающихся.

3.7. Формы организации обучающихся на лабораторных занятиях и практических занятиях:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

3.7.1. При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

3.7.2. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.

3.7.3. При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

3.8. Для повышения эффективности проведения лабораторных занятий и практических занятий рекомендуется:

  • разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям / профессиям;

  • разработка заданий для автоматизированного тестового контроля подготовленности обучающихся к лабораторным занятиям или практическим занятиям;

  • подчинение методики проведения лабораторных занятий и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;

  • использование в практике преподавания поисковых лабораторных занятий, построенных на проблемной основе;

  • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;

  • проведение лабораторных занятий и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

  • подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные занятия и практические занятия.

4. Оформление лабораторных занятий и практических занятий

4.1. Структура оформления лабораторных занятий и практических занятий по дисциплине определяется методическими рекомендациями.

4.2. Оценки за выполнение лабораторных занятий и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся.

© 2010-2022