Роль школьных библиотек в повышении качества образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городская августовская конференция работников образования

г. Саяногорска

Фирстова Т.В.,

педагог-библиотекарь МБОУ Лицей «Эврика»


Роль школьных библиотек в повышении качества образования


Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Д.Медведев.


В федеральном государственном стандарте общего образования существенное место уделено требованиям к условиям реализации стандарта.

Школьная библиотека рассматривается в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она является учебной библиотекой, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной библиотек, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы.

Структура фонда школьной библиотеки включает:

-книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно-популярные издания, литературу для внеклассного (досугового) чтения, а также методические и справочные издания;

-материалы на любых других видах носителей информации в зависимости от обеспеченности школы;

-периодические издания как связанные с обеспечением образовательного процесса, так и для досугового чтения, как бумажные, так и электронные;

-фонд учебников, который существует в каждой школе.

В новом стандарте в первую очередь предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

В соответствии со стандартом нового поколения задачи школьной библиотеки стали более конкретными:

-совместно с учителями библиотекарь через книгу, чтение обязан способствовать получению личностных результатов образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

-совместно с учителями библиотекарь всеми формами и методами работы должен содействовать « активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач».

-согласно стандартам библиотекарям необходимо активизировать обучение детей использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. При этом необходимо соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

-активное участие во внеурочных занятиях детей (работа в читальном зале библиотеки, массовые мероприятия).

-создание максимально комфортных условий для читателей библиотеки.

Более подробно о задачах;

1) В библиотеке практикуется дифференцированный подход к каждому читателю, библиотекарь помогает в формировании направленности разных читательских интересов. Наиболее тесно библиотекарь будет работать с учителями литературы. Совместными усилиями нужно добиваться осознания «значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; формирования потребности в систематическом чтении, понимания роли чтения - обсуждение книг, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев и др. Это и «деловое чтение» учебной литературы, чтение художественной литературы по «программе» и «досуговое» чтение.

2) применение в библиотечной работе новых педагогических технологий предоставляет возможность библиотекарям вместе с учителями способствовать овладению необходимыми навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Личностно-ориентированный подход обязывает библиотекарей учить детей готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, а также излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям. Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.

3) библиотекарь должен приложить максимум усилий для выработки у учащихся умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, для этого используется справочно-поисковый аппарат библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, знакомство с электронным каталогом, обучение поиску книг по ключевым словам, справочные издания), экскурсии в городские и поселковые библиотеки, проведение цикла библиотечных уроков по темам: «Книга в жизни человека. Структура книги», «Твои первые энциклопедии, словари, справочники», «Периодические издания, адресованные подросткам», «О книге и библиотеке», «Информационно-поисковые системы», и др.

4) внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Формы могут быть разными: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты и др.

Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса школьной библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. Библиотека в школе, как правило,- место бойкое, беспокойное, востребованное, даже если и фонды бедные и книги старые. Конечно, по идее, ребёнок может пойти в любую библиотеку. В публичных, как правило, и фонды лучше, и сотрудников больше. И в каждой ему должны оказать квалифицированную помощь в подборе информации и работе с ней. Но, во-первых, школьная библиотека для ребёнка - своя. Она находится там, где он каждый день бывает, и даже если в библиотеку почти не ходит, но библиотекаря, как и других работников школы, знает в лицо. Значит, даже самому робкому ребёнку в свою библиотеку обратиться легче. Хотя бы за учебником или другой обязательной книжкой, но до неё дойдут все. Многие дети в школьную библиотеку часто идут совсем за другим. Это единственное место в школе, где нет строго регламентированного режима жизни. Здесь можно полистать журналы на переменке, пошептаться с подружкой в тихом уголке, нечаянно, зайдя за компанию с приятелем увидеть что-то такое, за чем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку, перевести дух от заорганизованности школьного дня. В классе детей много, а в библиотеке он один, единственный, хотя бы потому, что пришёл сюда не строем, не со всеми. Он чувствует себя большим, самостоятельным, когда выбирает сам книжку, расписывается за неё в формуляре. Даже интерьер библиотеки, какая бы маленькая она не была, отличается от всех других в школе. Это место релаксации и неформального общения. Часто библиотека в школе зачастую приют именно для тех, кому трудно в классе. Библиотека - это место психологической разгрузки. И любой профессиональный библиотекарь скажет вам, что своими, библиотечными средствами может немало помочь ребятам в преодолении их проблем. Конечно, главное «орудие труда» библиотекаря - книга. Которая зачастую не только источник знания, она источник той самой общей культуры, которой так не хватает в школе.

5) при создании интерьера библиотеки следует учесть следующие принципы:

-функциональность организации фонда и технических средств. Помещение любой библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально-технологическую). В идеале в школьной библиотеке в читательской зоне необходимо выделить подзоны: абонемент; читальный зал - хотя бы несколько столов со стульями, выставочными стендами и стеллажами открытого доступа к энциклопедиям, справочникам и словарям, периодическим изданиям. Компьютерная зона со специальными столами и техникой.

-Расстановка фонда. В большинстве школьных библиотек практикуется частично открытый доступ к фондам. Характерными показателями такой расстановки является размещение в читательской зоне ряда тематических стеллажей для различных возрастных категорий, подборка изданий на столах и стендах. Частичный, неполный доступ также компенсируется библиотекарями наличием определённого количества книжных выставок. Это позволяет сфокусировать внимание учащихся на наиболее значимых и полезных изданиях и без всякого давления привлечь к чтению этих изданий.

Свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем, выступает как развивающее и обучающее пространство.

Кстати, площадь современной библиотеки - информационного центра - необходимо принимать из расчёта не менее 0,6 кв. м. на одного обучающегося.

Детскому чтению должно служить и оформление библиотеки.

При оформлении библиотеки нужно придерживаться следующих принципов:

-учёт возрастных особенностей читателей;

-художественное решение (шрифт, цвет);

-разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей;

-учёт специфических особенностей библиотеки (объём фонда, площадь и др.);

-поиск своего стиля в оформлении;

-возможность смены впечатлений и ощущений.

Дизайнеры не без основания утверждают, что хороший результат можно получить только тогда, когда оформление выдержано в одном стиле. На повышение трудоспособности и повышение настроения влияют многие факторы, но прежде всего правильный подбор и интенсивность цветов. Комфортный в цветовом отношении интерьер имеет и физиологическое значение. Специалисты отмечают, что у детей отношение к различным цветам и цветовым сочетаниям более острое и непосредственное, чем у взрослых. Цвета предпочтения у детей располагаются в такой последовательности: красный, синий, жёлтый. И тем не менее там, где дети проводят много времени, не рекомендуется использовать такие контрастные сочетания - это отвлекает от работы. Желательны приглушённые тона. А контрастные цвета следует использовать очень осторожно, в небольших плоскостях, в виде ярких пятен картин, витражей или указателей для ориентации в фонде открытого доступа. Оживить помещение вполне могут детские рисунки, растения, красочные книжные выставки.

-Важнейшим элементом интерьера библиотеки является внутренняя библиотечная реклама, основная задача её заключается в представлении читателям ориентирующе-подсказывающей информации.

Особенности рекламной информации для детей:

-адресность, доступность;

-учёт психологических особенностей восприятия информации детьми;

-красочность, яркость, образность, необычность;

-лаконичность, живой язык, запоминаемость;

-регулярность и повторяемость информации.

Главнейшим элементом рекламы фонда является книжная выставка.

Специалисты библиотечного дела в последнее время советуют в текстах библиотечной рекламы применять разговорный стиль. В практике общения с читателем посредством заголовков выставок можно встретить такие:

«Для самых драгоценных читателей»; «Посмотри сюда, детка»; «Читайте с увлечением все эти приключения»; «Приходи сюда почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя»; «Книга, которая мне понравилась»; «Прочитал - понравилась - советую другим»; «Для тех, кто торопится»; «Сошьём понемножку новую одёжку»; «Быть здоровым - это модно»; «Час удивлений»; «Мальчишки, для вас эти книжки»; «Между нами, девочками».

В последние годы в детских и школьных библиотеках особое внимание уделяется развитию любительских интересов, связанных с художественным творчеством детей. Оформление стеллажей свободного доступа и книжных выставок детскими рисунками и поделками стало привычным делом.

Книжные выставки, ориентированные на определённую возрастную группу читателей. Рекомендуется размещать на постоянном месте, чтобы у детей сформировалась установка на местоположение своих выставок. Творческие библиотекари стараются максимально информативно организовать свою библиотечную среду, например оформить торцы стеллажей, чтобы показать и рекламировать их наполнение.

Каждой читательской группе в открытом доступе можно предложить свой цвет разделителя и свой текст надписи. Для читателей младшего возраста целесообразнее менять местами на разделителях рубрики и индексы. Для ребёнка важнее текст, чем цифры. Например, - «Природа вокруг тебя 2», «математика 22.1», «Физика 22.2», «Что такое вещество, свет, звук, теплота, электричество и др. 22.3»

В художественном оформлении библиотеки озеленение является самым доступным средством. Декоративные свойства растений придают школьной библиотеке необычный, домашний вид.

Итак, комфортному пребыванию учащихся в уютном «книжном доме» способствует вся совокупность факторов: ориентированная на читателя расстановка фонда, рекламная работа, удобная мебель, оригинальный дизайн, современное техническое оснащение и фитодизайн.

Хорошая библиотека в школе - это, конечно, информационно-образовательный и культурный центр школы. Причём статус этот не зависит в общем-то от оснащённости современной техникой, количества книг и современных информационных ресурсов. В наибольшей степени такая роль библиотеки зависит от профессионализма библиотекарей и понимания руководителями школы того, что так должно быть. Конечно, очень важно, чтобы в библиотеке были компьютеры, выход в Интернет, современные электронные ресурсы и хорошие книги. Я думаю, что таких библиотек становится всё больше. Но главное всё же не в этом. Главное в том, что именно хорошая библиотека может способствовать решению двух проблем, которые иногда не под силу классно-урочной системе.

Во-первых, в библиотеке, в самостоятельной работе ученика в информационном пространстве формируется умение учиться. Но само оно не появится, ему тоже нужно учить. Недостаточно посадить ребёнка в библиотеке и сказать: «Вот ресурсы. Ищи сам». Рядом с ним должен быть человек, умеющий хорошо разбираться в этом потоке информации и организовывать его.

Во-вторых, именно библиотека может создавать культурное пространство школы. Тот общий культурный фон, культурный поток должен в школе где-то аккумулироваться и откуда-то идти. Он идёт не из кабинетов, не из спортзала - там другая жизнь, там - поток знаний. А общего культурного фона в школе иногда очень не хватает.

Каким бы хотелось видеть школьного библиотекаря? Конечно, профессионально подготовленным и хорошо образованным. В идеале, чтобы хорошо работать в школьной библиотеке, нужно иметь и библиотечное образование, и хотя бы основы педагогического. Без специальных знаний и «библиотечного мышления» сильный информационно-культурный центр в школе создать очень трудно.

Профессиональная компетентность библиотекаря формируется из следующих компонентов:

-достаточный уровень профессионального образования,

-профессиональный опыт,

- наличие индивидуальных особенностей человека,

-мотивированное стремление к непрерывному самообразованию,

-творческое и ответственное отношение к делу.

Чем лучше профессиональные качества, результативнее деятельность, тем выше востребованность и значимость роли школьных библиотек в повышении качества образования в целом.

© 2010-2022