Программа кружка Издательское дело Большая перемена

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новокурская средняя общеобразовательная школа












ПРОГРАММА КРУЖКА

«ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА -

издательское дело»


Учитель

первой квалификационной категории

Кононова Галина Глебовна


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Школьная газета». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования - образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом - главное предназначение школы - основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности.

Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.

Данный кружок развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты.

Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.

Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по

  • литературному редактированию,

  • культуре речи,

  • расширяет сведения по лексике и грамматике.

Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.

ЗАДАЧИ:

1.Образовательные

  • повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу

  • совершенствование и развитие навыков литературного творчества

  • повышение грамотности

2. Воспитательные

  • сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы

  • воспитание информационной культуры

  • воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции

3. Развивающие

  • повышение коммуникативных способностей детей

  • повышение статуса детей в школьном коллективе

  • развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность

Направления деятельности

  • Журналистика

  • Исследовательская деятельность

  • Компьютерные технологии

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью -

овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры. Отличительные особенности программа реализуется на базе школы,подготовка к будущей профессии.

Режим занятий : 1 раза в неделю по 40 минут

Настоящая программа кружка рассчитана на 1 год

Состав кружка -учащиеся с 5-8 класс

Формы занятий :

  • свободная творческая дискуссия;

  • ролевые игры;

  • творческих заданий;

  • активные методы формирования системы общения;

  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 12 человек:

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, пресс-конференциях, творческих конкурсах.






II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Теория

(количество часов)

Практика

Итого

11

Вводное занятие. Понятие о школьной газете

1

1

22

Из истории журналистики

1

1

2

33

Печатные издания и их роль

1

1

2

44

Текст. Тема и идея текста.

1

1

2

55

Стили речи. Особенности стилей.

1

1

2

66

Газета. Какая она должна быть?

1

1

77

Анализ рубрик печатных изданий.

1

1

88

Газетная статья- основа газеты

1

1

99

Реклама на страницах газеты.

1

1

110

Интервью. Что значит взять интервью?

1

2

3

111

Репортаж.

1

1

2

112

Очерк. Особенности жанра.

1

1

2

113

Создание газетных статей

1

1

2

114

Редактирование текста

1

1

115

Оформление, дизайн газеты

1

1

2

116

Выпуск школьной газеты

8

8

Итого

14

21

35




III.Содержание программы:

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин - публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский - репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона - И. Ильф, Е. Петров.

Задания. Напишите репортаж «Герои нашего села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER)

Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты.

7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.

Обзор печати - особый жанр.

Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.

8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.

Статья - роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.

Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.

Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.

10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?

Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.

11. РЕПОРТАЖ.

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.

Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.

Создание и презентации своих собственных статей.

14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.

16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.




Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п занятия

Тема занятия

Содержание занятий

План

факт

04,09

1

Вводное занятие -понятие о школьной газете

11,09

2

Из истории журналистики

Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Задания. Напишите репортаж «Герои нашего села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

18,09

3

Из истории журналистики

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин - публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

25,09

3

Из истории журналистики

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский - репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона - И. Ильф, Е. Петров.

02,10

5

Печатные издания и их роль

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах

09,10

6

Текст. Тема и идея текста

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы

16,10

7

Стили речи

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы

23,10

8

Особенности стилей речи

Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

30,10

9-

10

Газета ,какой она должна быть

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER)

Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты

13,11

11

Анализ рубрик печатный изданий

Обзор печати - особый жанр.

Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.

Задание.

Оформить заметку просьба, обращение.

20,11

12

Газетная статья - основа газеты.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

27,11

13

Реклама на страницах газеты

Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.

Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.

04,12

14

Интервью. Что значить, «взять интервью»

Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Задание: Взять интервью у родителя,учителя,ученика.

11,12

15

Репортаж.

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Задание : Репортаж с любого школьное мероприятия

18,12

16

Очерк. Особенности жанра

Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

25,12

17

Создание газетных статей

Создание и презентации своих собственных статей.

Задание

Презентация своей собственной статьи на экологическую тему

18

Редактирование текста

Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора

19

Оформление и дизайн газеты


20

Выпуск школьной газеты «Большая перемена

Один раз в четверть

Задание. Сбор материала для выпуска школьной газеты

21

Выпуск праздничных газет

По юбилейным датам


IV.Результативность курса.

Учащиеся должны знать понятия:

  • Тема, идея (основная мысль текста), его композиция,

  • Типы речи, стили речи,

  • Изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.

  • Жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, …

Учащиеся должны уметь:

  • собирать материал, систематизировать его,

  • строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,

  • доказывать свою собственную точку зрения,

  • интересоваться мнением других людей,

  • составлять план,

  • создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,

  • собирать материал,

  • грамотно излагать свои мысли,

  • создавать макет будущего номера,

  • редактировать созданный материал,

  • умение построить устное и письменное сообщение,

  • умение работать в различных жанрах публицистического стиля,

  • умение общаться с отдельным человеком и аудиторией,

  • самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Критерии оценивания учащихся:

Ученик:

  • что делал

  • где участвовал

  • каковы успехи

  • планы на будущее

  • чему научился

  • индивидуальные творчески достижения

Критерии оценивания созданных ученических работ:

  • оригинальность

  • новизна

  • полезность для автора и других людей

  • трудоемкость работы

  • качество оформления работы


Цель работы : создание школьной газеты:

В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета выходит 1 раза в четверть в бумажном варианте, либо публикуется на школьном стенде.


V.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.(литература)

1.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

2.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

3.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

4Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

5.Средства Интернет.

.


© 2010-2022