- Преподавателю
- Другое
- Программа кружка Издательское дело Большая перемена
Программа кружка Издательское дело Большая перемена
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кононова Г.Г. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новокурская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА -
издательское дело»
Учитель
первой квалификационной категории
Кононова Галина Глебовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Школьная газета». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования - образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом - главное предназначение школы - основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности.
Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.
Данный кружок развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты.
Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…
В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по
-
литературному редактированию,
-
культуре речи,
-
расширяет сведения по лексике и грамматике.
Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.
ЗАДАЧИ:
1.Образовательные
-
повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу
-
совершенствование и развитие навыков литературного творчества
-
повышение грамотности
2. Воспитательные
-
сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы
-
воспитание информационной культуры
-
воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции
3. Развивающие
-
повышение коммуникативных способностей детей
-
повышение статуса детей в школьном коллективе
-
развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность
Направления деятельности
-
Журналистика
-
Исследовательская деятельность
-
Компьютерные технологии
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью -
овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры. Отличительные особенности программа реализуется на базе школы,подготовка к будущей профессии.
Режим занятий : 1 раза в неделю по 40 минут
Настоящая программа кружка рассчитана на 1 год
Состав кружка -учащиеся с 5-8 класс
Формы занятий :
-
свободная творческая дискуссия;
-
ролевые игры;
-
творческих заданий;
-
активные методы формирования системы общения;
-
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 12 человек:
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Теория
(количество часов)
Практика
Итого
11
Вводное занятие. Понятие о школьной газете
1
1
22
Из истории журналистики
1
1
2
33
Печатные издания и их роль
1
1
2
44
Текст. Тема и идея текста.
1
1
2
55
Стили речи. Особенности стилей.
1
1
2
66
Газета. Какая она должна быть?
1
1
77
Анализ рубрик печатных изданий.
1
1
88
Газетная статья- основа газеты
1
1
99
Реклама на страницах газеты.
1
1
110
Интервью. Что значит взять интервью?
1
2
3
111
Репортаж.
1
1
2
112
Очерк. Особенности жанра.
1
1
2
113
Создание газетных статей
1
1
2
114
Редактирование текста
1
1
115
Оформление, дизайн газеты
1
1
2
116
Выпуск школьной газеты
8
8
Итого
14
21
35
III.Содержание программы:
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин - публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский - репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона - И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Напишите репортаж «Герои нашего села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER)
Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты.
7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.
Обзор печати - особый жанр.
Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.
8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.
Статья - роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.
Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.
Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.
10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?
Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.
11. РЕПОРТАЖ.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.
Создание и презентации своих собственных статей.
14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.
Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.
16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
Календарно-тематическое планирование
Дата
п/п занятия
Тема занятия
Содержание занятий
План
факт
04,09
1
Вводное занятие -понятие о школьной газете
11,09
2
Из истории журналистики
Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Задания. Напишите репортаж «Герои нашего села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
18,09
3
Из истории журналистики
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин - публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
25,09
3
Из истории журналистики
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский - репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона - И. Ильф, Е. Петров.
02,10
5
Печатные издания и их роль
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах
09,10
6
Текст. Тема и идея текста
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы
16,10
7
Стили речи
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы
23,10
8
Особенности стилей речи
Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
30,10
9-
10
Газета ,какой она должна быть
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER)
Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты
13,11
11
Анализ рубрик печатный изданий
Обзор печати - особый жанр.
Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.
Задание.
Оформить заметку просьба, обращение.
20,11
12
Газетная статья - основа газеты.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
27,11
13
Реклама на страницах газеты
Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.
Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.
04,12
14
Интервью. Что значить, «взять интервью»
Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Задание: Взять интервью у родителя,учителя,ученика.
11,12
15
Репортаж.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Задание : Репортаж с любого школьное мероприятия
18,12
16
Очерк. Особенности жанра
Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
25,12
17
Создание газетных статей
Создание и презентации своих собственных статей.
Задание
Презентация своей собственной статьи на экологическую тему
18
Редактирование текста
Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора
19
Оформление и дизайн газеты
20
Выпуск школьной газеты «Большая перемена
Один раз в четверть
Задание. Сбор материала для выпуска школьной газеты
21
Выпуск праздничных газет
По юбилейным датам
IV.Результативность курса.
Учащиеся должны знать понятия:
-
Тема, идея (основная мысль текста), его композиция,
-
Типы речи, стили речи,
-
Изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
-
Жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, …
Учащиеся должны уметь:
-
собирать материал, систематизировать его,
-
строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,
-
доказывать свою собственную точку зрения,
-
интересоваться мнением других людей,
-
составлять план,
-
создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,
-
собирать материал,
-
грамотно излагать свои мысли,
-
создавать макет будущего номера,
-
редактировать созданный материал,
-
умение построить устное и письменное сообщение,
-
умение работать в различных жанрах публицистического стиля,
-
умение общаться с отдельным человеком и аудиторией,
-
самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Критерии оценивания учащихся:
Ученик:
-
что делал
-
где участвовал
-
каковы успехи
-
планы на будущее
-
чему научился
-
индивидуальные творчески достижения
Критерии оценивания созданных ученических работ:
-
оригинальность
-
новизна
-
полезность для автора и других людей
-
трудоемкость работы
-
качество оформления работы
Цель работы : создание школьной газеты:
В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета выходит 1 раза в четверть в бумажном варианте, либо публикуется на школьном стенде.
V.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.(литература)
1.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
2.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
3.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
4Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
5.Средства Интернет.
.