Методические рекомендации педагогам по методике организации занятия

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Это не означает возврата к опыту двадцатых-тридцатых...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Метод проектов.

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие личностей учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется, естественно, по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного (возможно, и не в стенах школы) опыта,

Наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определённый стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или невосприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Скажем, если преподаватель литературы не любит произведения Ф. Достоевского или М. Булгакова, то трудно представить, что их полюбят его ученики. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстаёт всезнающим оракулом. Излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остаётся за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

С 50-х годов 20 века проектная деятельность стала массовой и захватила различные предметные области. В работах многих зарубежных учёных (Хилла П., Джонса Дж., Гаспарского В., Дитриха Д., Крика К., Саймона Г. ), а также и отечественных исследователей (Алексеева Н.Г., Дубровского В.Я., Кантора К.М,, Ломова Б.Ф, Раппопорта А.Г. и др.) особое внимание уделяется:

-выделению основных типов действий, совершаемых в проектировочной работе;

-определению способов анализа этих действий;

-уточнению принципов построения проектировочного процесса, выбора его стратегии и выделения характерных этапов;

-обсуждению возможных позиций субъектов проектирования и условий эффективности деятельности каждого.

Одно из самых ранних определений проектной деятельности принадлежит М. Азимову, который писал, что «…процесс проектирования - это принятие решений в условиях неопределённости с тяжёлыми последствиями в случае ошибки».

В работах Джонса и Гаспарского приводится около 15 различных определений процесса проектирования. Про этом в качестве основных черт реализации проектировочного подхода о взаимодействии с действительностью можно выделить следующие:

-непосредственная связь с актуальными потребностями субъектов, участвующих в проектировании, и существующим контекстом объективных условий реализации проектировочного процесса;

-непосредственная связь проектировочного процесса с необходимостью последовательного принятия субъектом ответственных решений;

-итерационный характер проектирования проявляющийся в том, что в ходе приближения к удовлетворительному решению приходится многократно моделировать объект и принимать соответствующие решения;

-выраженная ориентация на научные знания, предполагающая постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;

-практико-ориентированный характер, проявляющийся в целях и критериях завершённости проектирования ориентированных на реализуемость объектов;

-интеллектуальный характер;

-информационный характер;

-готовность использовать оправдавшие себя на практике, но не нашедшие объяснения в науке схемы деятельности, конструкции, технологии - практиковосприимчивость.

Проект - это буквально «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причём проектирование в конце 20 века превратилось в наиболее распространённый вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов и в журналистике, и на телевидении, и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Это не означает возврата к опыту двадцатых-тридцатых годов, где познание строилось лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Джонс выделяет три ступени проектирования:

  1. дивергенция;

  2. трансформация;

  3. конвергенция.

Для ступени дивергенции характерна неустойчивость, условность целей, установка на критическое воспроизведение и разрушение стереотипов, использование широких метафор и далёких ассоциаций.

Трансформация связана с упорядочением поля поиска, концептуальной структуризацией, с поиском языка задачи, пригодного для её целостного и полного выражения. Здесь выделяются альтернативы и параллели в решении.

Конвергенция проявляется в настойчивом и жёстком усечении проектного поля. Сокращении числа альтернатив, детализации отобранных моделей и т. п.

При анализе феномена проектирования внимание сосредотачивается на:

-диагностике тех потребностей, которые оно должно удовлетворить;

-постановке проектировочных задач;

-разработке концепций и проектировочных решениях;

-способах выбора проектировочных решений;

-способах реализации концепций, оценки эффективности проектов.

Базовые принципы метода проектов:

  1. Свобода ребёнка;

  2. Взаимодействие его с группой детей;

  3. гибкое распределение учебного времени;

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Типы проектов (по доминирующему методу):

  1. Исследовательские.

  2. Информационные.

  3. Практико-ориентированные.

  4. творческие.

  5. Игровые.

  6. Ролевые (театральные представления).

По длительности различают такие типы проектов:

  1. краткосрочные;

  2. среднесрочные;

  3. долгосрочные.

Для примера поговорим об исследовательском проекте. Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить» и т. д.). Выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определённого учебного материала и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть его содержания обучения.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности (уровню абстракции, степени креативности), но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Чёткость организации проектирования определяется чёткостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования. Требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщённого рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределённости, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

-намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

-искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

-осуществлять и аргументировать выбор;

-предусмотреть последствия выбора;

-действовать самостоятельно (без подсказки);

-сравнивать полученное с требуемым;

-корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;

-объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в первую очередь отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И ещё очень важна способность ощущать себя членом команды - подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Вполне понятно, что при выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах проектирования выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «Это - верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Основными моментами проектировочного процесса являются следующие:

-зарождение замысла;

-разработка проекта, выражающего его замысел;

-реализация проекта.

Форма качества результатов реализации проектов:

  1. Реферат, раздел газеты, презентация, модель проекта, доклад, программа.

  2. Газета, презентация, репортаж, сайт, проспект, банк данных, программа пресс-конференции, альманах, журнал.

  3. Решение проблемы: пришкольный участок, музей, географическая площадка, мероприятия, школьный театр, профессиональный центр.

  4. Стихи, песни.

  5. Игра, создание лагеря, пресс-конференция, семинар, детская площадка, экскурсия, малая спортивная олимпиада.

Попробуем выделить основные ступени структуры проекта:

-формулировка темы;

-выявление проблемы;

-анализ исходной ситуации;

-постановка задач, решаемых в ходе выполнения проекта (организационные, учебные, мотивационные);

-поиск стратегий (вариантов) реализации проектов, распределение обязанностей;

-актуализация знаний и самообразование;

-обобщение результатов и формулировка выводов, оформление итогов;

-защита проектов, анализ и оценка его выполнения.

Каковы же критерии актуальности и значимости тем проектов?

Во-первых, социальная значимость ( возможность использования в учебном процессе или учебно-воспитательном процессе класса или школы, в управлении школы и т. д.).

Во-вторых, наличие исследовательской компоненты.

В-третьих, персональный заказ (учителя, директора школы и т. д.).

Для проектирования характерна такая постановка задач:

-полное наименование проекта:

-идея проекта (краткое описание проблемы, предметной области);

-цель проекта;

-тип проекта;

-календарный план проекта, «план работы»;

-состав файлов проекта;

-методические материалы, используемые в проекте (для учебных проектов);

-форма представления результата проекта.

Очень важно правильно оценить результаты работы над проектом. Для этого необходимо заранее довести до учащихся критерии оценки проекта.

Можно выделить такие критерии оценки проекта:

1. Обоснованность актуальности темы проекта и предлагаемых решений.

2. Объём, полнота разработок, самостоятельность, законченность.

3. Уровень творчества.

4. Дизайн, стиль, соответствие стандартным требованиям, структура текста, качество схем, рисунков, диаграмм, анимации и др.

5. Качество доклада.

6. Проявление глубины и ширины знаний по излагаемой теме.

В качестве экспертов для оценки проектов можно пригласить учащихся старших классов, преподавателей школы родственных предметов, преподавателей техникумов, преподавателей вузов, специалистов различных профессий.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования).Проектное обучение:

-личностно-ориентированное;

-использует множество дидактических подходов;

-самомотивировано, что означает перерастание в навыки профессиональные;

-помогает учиться на собственном опыте;

-помогает получить самоудовлетворение.

Например, в содержании элективного курса «Законы сохранения в механике», разработанного для учащихся 9 класса, определён 4 раздел. Он называется: Разработка проектов по теме: «Проявление законов сохранения механики в окружающей жизни».

Учащимся выдаётся перечень тем, разрабатываемых в проекте, они группируются вокруг интересующих их тем.

Предлагаются такие темы:

1. Законы сохранения механики в живой природе.

2. Использование законов сохранения механики работниками цирка.

3. Применение законов сохранения механики людьми строительных профессий.

4. Я предлагаю «вечный двигатель» (защита своего проекта).

5. Исторические этапы открытия закона сохранения и превращения энергии.

6.Заочное путешествие в город Калугу в музей К.Э.Циолковского.

7. Выпуск экспресс-газеты по любым вышеперечисленным темам.

8. Своя тема.

Работа над проектом включает пять этапов:

1. Планирование.

На данном этапе в результате коллективного обсуждения участников группы определяется направление работы по каждой теме, изучается литература по выбранной теме, распределяются виды работы над выполнением темы проекта.

2. Аналитический этап.

Это этап самостоятельной работы над темой, получения и анализа информации, во время которой каждый ученик:

-уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом, и задачи своей группы;

-ищет и собирает информацию, учитывая свой опыт, результаты обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями и т.д.; сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.

-анализирует, интегрирует полученные данные.

На этом этапе в группе необходимо договориться о распределении работы и формах контроля над проектом. Каждый может вести «индивидуальный журнал» (страничку в тетради), где он будет записывать ход работы.

На данном этапе рекомендуется выполнять работу над темой в следующей последовательности:

-уточнение и формулировка задач работы над темой. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направлению работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Учитель Вам в этом помогает, даёт при необходимости консультации.

-поиск и сбор информации. Этот процесс может осуществляться разными способами: наблюдение, анкетирование, проведение эксперимента, работа со средствами массовой информации, с литературой.

-отработка полученной информации. В каждой группе информация, полученная в ходе работы каждым учащимся, заслушивается, обсуждается, анализируется. Из неё отбирается та часть, которая должна выйти в разработку темы в соответствии с заранее разработанного структурного представления.

3 этап. Этап обобщения информации.

На этом этапе учащиеся систематизируют полученную в каждой группе информацию, данные наблюдения и экспериментов, выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Определяется итоговая форма обобщения итогов проекта (конференция, школьная газета, презентация в Интернете и т.д.).

4 этап. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата, готовят и обсуждают итоговые представления результатов работы над проектом на общешкольной конференции.

Учащиеся представляют не только полученные в ходе работы над проектом результаты и выводы, но и описывают приёмы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретённые навыки и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

5 этап. Рефлексия.

На данном этапе происходит оценка результатов в процессе работы над проектом. Учащиеся вместе с учителем оценивают работу каждого в создании проекта. При оценке вклада каждого ученика и группы в целом при разработке темы и всего проекта можно использовать следующие вопросы:

-кому и для какой цели могут быть интересны полученные Вами результаты (выводы)?

-если продолжить работу над темой, что ещё Вам было бы интересно узнать, какие исследования провести?

-что, по-вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему?

Выводы: Работа над проектом достаточно продолжительная по времени и сложная. Но, разрабатывая тему в группе, паре (возможна и индивидуальная работа над темой), вы должны приобрести очень важные и необходимые для любого исследователя умения:

1. Умение обосновывать важность, значимость и многогранность разрабатываемой проблемы.

2. Научиться самостоятельно исследовать, изучать необходимую информацию с использованием разных источников (книг, газет, журналов, компьютерных баз данных).

3. Приобрести очень важные для успешного обучения умения приводить знания в систему: обобщая изученный материал, выделяя главное, существенное, а также умения чётко, кратко и доказательно излагать свои мысли как в устном, так и в письменном виде; представлять при необходимости материал схематически в таблицах, графиках, диаграммах.

4. Научиться работать в парах, группах; слышать одноклассников, доказывать и убеждать в правоте собственных суждений и выводов; уважать мнение оппонентов.

5.Научиться анализировать и оценивать собственную работу и деловые возможности, а также достижения своих одноклассников.

Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т. п. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме.

Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес-выбор-успех (неуспех)-рефлексия-адекватная оценка (самооценка)-рефлексия.

При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределённости, но именно это и активизирует их познавательную активность.

Учитель при работе над проектом:

1. Помогает в поиске нужных материалов.

2. Сам является источником информации.

3. Поощряет учеников.

4. Координирует процесс.

5. Поддерживает обратную связь.

Конечно, учителю трудно работать с активными «почемучками». Поэтому, к сожалению, сегодня далеко не каждый педагог профессионально готов к использованию метода проектов. Но если нам всё-таки хочется гуманизировать обучение, признать, что личность каждого нашего ученика самоценна и у каждого, пришедшего на урок, есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, то, право стоит попробовать.

-


© 2010-2022