• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педагогическом совете РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выступление на педагогическом совете РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ КРАСНОАРМЕЙСКИЙ УВК

КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ







РАЗВИТИЕ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ)



ПОДГОТОВИЛА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПЕРЕВЕРТА Е.В.







с. Красноармейское, 2015

Много лет учёные, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность обучающихся? За долгие годы найдено много важных методических решений. Но проблема всё-таки остаётся и волнует каждого учителя, в том числе и меня.

Анализ диктантов, сочинений, изложений, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости у детей. Вот некоторые из причин неуспеваемости слабоуспевающих обучающихся:

  • Знание правил, но неумение их применять;

  • Мало читают и при чтении допускают ошибки;

  • Не получают помощи от родителей и не всегда контролируются ими;

Типичные ошибки:

  • Правописание проверяемой безударной гласной;

  • Правописание непроверяемой безударной гласной;

При работе над развитием орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка использую журнал: «Начальная школа», Интернет-ресурсы.

Чего же недостаёт в орфографической подготовке обучающимся начальных классов

Правило знают, могут привести примеры, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…

Сегодня уже стало очевидным: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест (выражение Г.Г Граник) и потому не применяют известные им правила. В традиционной системе обучения отсутствовало целенаправленное формирование соответствующего умения, именуемого орфографической зоркостью. Раньше - это распространенное упражнение на вставку пропущенных букв. Место же в слове, требующее применение правила, всегда было уже показано.

Умение обнаружить «ошибкоопасные» места, т. е. видеть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

Иначе говоря, формирование орфографической зоркости - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам, это умение предполагает, прежде всего, способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте). Или, орфографическая зоркость - это способность замечать практически все орфограммы. Известно, что способность замечать «опасные при письме места» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей.

Какие же орфографические умения следует формировать у обучающихся при нахождении орфограмм?

У младших школьников следует формировать четыре собственно орфографических умения:

  1. Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

  2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего - орфографическое правило);

  3. Применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);

  4. Проверять написанное, осуществлять орфографический контроль.

Большое значение в обучении и воспитании (развитии орфографической зоркости при изучении словарных слов) отводится словарям.

Орфографическая грамотность человека - одна из составляющих общей культуры. С решением орфографических задач связаны два типа словарей: орфографический и грамматический.

Как пользоваться орфографическим словарём?

1. До обращения к словарю определи, из каких букв будешь выбирать правильную.

2. Поищи слово с одной из букв. Находишь - пиши ту, что в словаре. Не находишь - ищи слово с другой буквой. Узнал(а) букву - пиши её. Не узнал(а) букву - оставь «окошко».

3. Проверь: прочитай слово у себя и ещё раз сверь со словарём.

Только в том случае, если ученик знает, как искать слово в словаре, и умеет достаточно быстро его отыскать, словарь будет находить применение в его личной практике письма.

К.Д. Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания».

Чем больше задействовано органов восприятия, тем лучше идёт процесс усвоения материала, тем меньше психологическая перегрузка, порождаемая монотонностью и однообразием.

Работу, по развитию орфографической зоркости, провожу по этапам.

Этапы развития орфографической зоркости.

  • Подготовительный

  • Ознакомительный

  • Тренировочно-закрепительный

  • Учебно-контрольный

  • Итогово-аналитический

1. Подготовительный.

  • Систематизировала словарные слова по классам;

  • Систематизировала карточки по классам;

  • Приготовила словари;

2. Ознакомительный.

На этом этапе знакомлю со словарным словом или группой слов.

Например:

1) Рассматривание картинки изучаемого слова или через загадку. Объяснение лексического значения слова.

2) Проговаривание слова хором или индивидуально с целью определения количества слогов, ударения, произнесение по порядку всех звуков.

3) Чтение печатного слова с карточки: установление разницы в произношении и написании.

4) Решение орфографических задач, например:

  • Какую букву надо проверить и почему?

  • Как эту букву проверить?

  • Можно ли проверить эту букву?

  • Коллективный разбор - доказательство сильной и слабой позиции.

  • Запись слов с постановкой ударения, с выделением букв, которые надо запомнить при письме.

5) Составление словосочетаний, предложений.

6) Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.

7) Некоторые авторы (В.П.Канакина, Г.Е.Окунина и др.) необходимой составной частью работы над «трудным» словом считают также осуществление его этимологического анализа.

Повысить эффективность словарно-орфографической работы, активизировать школьников, обеспечить развивающую направленность помогает использование нетрадиционных приёмов.

Цель: развивать внимание, память, мышление, речь, наблюдательность.

1. Упражнения, предусматривающие работу с составляющими его буквами.

Назовите два слова из словарика.

ОЗАБВТЕРАДК (завтрак, обед)

2. Упражнения, предусматривающие работу с цифрами и кодами.

Первое слово: 3,5,7,4,9,4.

Второе слово: 3.5,7,4,11,3.

Каждому числу соответствует определённая буква.

Какие это слова?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

А Г Я О Б Р Л С К П Н Т (яблоко, яблоня)

- Посмотрите на шифр.

3

4

5

6

7

8

1

А

О

М

С

К

У

2

П

Г

Р

Л

Е

Т

Ключ к нему: 1 слово - 2-8, 1-4, 2-3, 1-4, 2-5.

2 слово - 1-5 ,1-4, 2-6, 1-4, 2-8, 1-4, 1-7. (топор, молоток)

- Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке.

П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (берёза)

3. Для развития внимания, памяти

Задание: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте, если правильно выполните задание по определению букв искомого слова.

1) Первая буква является согласной третьего слога в слове солома.

2) Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок.

3) Третья буква обозначает парный глухой в слове вернуть.

4) Четвёртая буква - последняя в корне слова север.

5) Пятая буква - это окончание в слове яблоко. (Словарное слово метро).

  1. Упражнения, связанные с установлением детьми смысловой связи или выявлением закономерности образования нового словарного слова.

Задание: «Вы сможете назвать новое слово, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах».

м…г…зин - прод…вец

б…льница - врач…

т…атр - …ктёр

к…смический к…рабль - ? (КОСМОНАВТ)

3. Тренировочно-закрепительный.

Цель: правильное и осознанное написание слов.

На этом этапе приходится использовать многократное повторение слов с чёткой артикуляцией (несколько дней). Желательно использовать разные виды работ.

1) Письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв. Работа в паре с последующей проверкой, использование ребусов или кроссвордов, скороговорок, игр. Например:

  • На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков …(горох)

  • Прошу вас все слова назвать, где - оро - надо написать.

2) Можно также применить шуточные вопросы и загадки.

  • В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога, …

  • В каких словах растёт ель?

Понедельник, учитель, …

3) Списывание (различные задания); диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие);

  • ребусы, творческие работы (по развитию связной речи), свободный диктант; изложения, сочинения, ответы на вопросы.

4.Учебно-контрольный.

Цель: проверить умения обучающихся правильно писать изученные слова в письменной работе.

Это слуховые диктанты, словарные, проверочные и контрольные работы.

1 класс - 8-10 слов, 2 класс - 10-12 слов, 3-4 класс - 12-15 слов.

5. Итогово-аналитический.

В результате которого провожу мониторинг по результатам работ.

Например:

  1. Выпиши из словаря слова на тему:

- «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», и т.д.

- Выпиши слова на определённую букву: п, с, к и т.д.

- Выпиши слова (3-5) с безударной гласной: а, о, е.

  1. Выпиши из текста только словарные слова.

Ответить на вопросы: Кто живёт в лесу? Кто учится в школе?

  1. Составление небольших рассказов на темы: «Наш класс», «Мои

друзья» и др.

  1. Загадки на темы: «Огород», «Посуда» и др.

  2. Допиши предложения.

В класс вошла …. В берлоге спит ….

  • Игра: «Первый слог потерялся».

…радь (тетрадь), ..бака (собака) и др.

  • Собери слоги.

де, ный, жур (дежурный)

воч, де, ка (девочка)

  • Угадай слова.

Мо …, са…, вок…, ко….

  • Из каких слов выпали гласные?

з . в . д (завод)

д . р . г . (дорога)

  • Какое слово лишнее?

Вода, земля, огород, дерево, цветок.

  • Как сказать одним словом?

    • Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, (варенье).

    • Сильная метель, снежная буря, (вьюга).

    • Часть суток от конца до начала ночи, (вечер).

Работая над словарными словами, основной упор делаю на запоминание, но не механическое.

Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление, увеличивает активный словарный и лексический запас слов, развивает орфографическую зоркость и грамотность письма.

Проводимая работа показывает, что развитие орфографической зоркости зависит от ряда условий:

  • чёткое планирование всей работы;

  • систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

  • формирование орфографических умений должно опираться на все виды памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной (кинестезической) - послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной - многократная запись одних и тех же слов.

  • постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм обучающимися.

Это даёт возможность обучающимся младших классов написать итоговый словарный диктант без ошибок.


© 2010-2022