• Преподавателю
  • Другое
  • Обновление содержания образования через освоение новых образовательных стандартов

Обновление содержания образования через освоение новых образовательных стандартов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ


Основная цель образования по истории в соответствии с требованиями ГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам сформулированы в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока истории являются:


  • во-первых, субъективация, когда ученик становится равноправным участником образовательного процесса;


  • метапредметность - формируются универсальные учебные действия;


  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);


  • рефлексивность - учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);


  • импровизационность - учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения.


То есть методы обучения приобретают характер открытых образовательных технологий, в которых прописаны не только этапы движения к цели, но сама цель; выбор конкретного содержания и приемов внутри этих этапов зависят от субъекта деятельности.

Основных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию требований Стандарта четыре: это информационные и коммуникационные технологии; проблемно-диалогическая, проектная, проектная технология и технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Мы живем в информационном мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому педагог на уроке истории просто обязан сам владеть данными технологиями и обеспечить формирование ИКТ-компетентности у обучающихся. Трудно представить себе урок без использования информационно-коммуникационных технологий, которые могут быть использованы на любом этапе урока.

Одной из наиболее эффективных технологий является проектная технология. Эта технология позволяет учителю создавать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания. В основе лежит идея получения результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Т.е. данная технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование метапредметных результатов.

Другой актуальной технологией, позволяющей обеспечить достижение планируемых результатов на уроке истории является технология проблемного диалога. Данная технология позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» нового знания. Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Суть проблемного урока истории заключается именно в творческом усвоении нового знания. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом ученик может испытывать острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества - постановка проблемы. И далее в течение урока дети проходят последующие шаги к достижению цели деятельности через поиск и выражение решения.

Использование учителем технологии дифференцированного обучения также обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов внедрения ГОС. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Существует несколько моделей дифференцированного обучения. Модель уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов заложена в Стандарте. В её основе лежит принцип мини-макса. Где максимальный уровень - это уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику и стандартный уровень обязательной общеобразовательной подготовки - т.е. тот уровень, который, должен достичь каждый обучающийся.

Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном, максимально посильном уровне.

© 2010-2022