«Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с признаками одаренности»

Раннее выявление дошкольников с признаками одаренности и оказание им своевременной помощи помогает избежать формирования комплекса неполноценности на всех возрастных этапах развития.         Психологическое сопровождение таких детей, строится, прежде всего, на повышении психологической компетентности родителей и воспитателей, что позволяет формировать психологически грамотное отношение к ребенку и его одаренности, а также гармонизировать детско-родительские отношения в интересах полноценного раз...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с признаками одаренности»


Базарова Татьяна Михайловна

педагог-психолог,

МАДОУ центр развития ребенка -

детский сад №69 «Ладушки»

г. Старый Оскол Белгородская область


Раннее выявление дошкольников с признаками одаренности и оказание им своевременной помощи помогает избежать формирования комплекса неполноценности на всех возрастных этапах развития.

Моя психолого-педагогическая деятельность осуществляется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка - детский сад №69 «Ладушки» города Старый Оскол. В учреждении функционируют 12 групп, из них одна младшая, три вторых младших, две средних, три старшие и три подготовительные. Большое внимание в данных группах уделяется работе по развитию познавательных процессов и коммуникативной сферы, так как детей подготавливают к обучению в школе. Наряду с этим в нашем ДОУ ведется большая и серьезная работа по выявлению и поддержанию детской одаренности, что позволяет избегать неосознанного нанесения одаренному ребенку психологической травмы, как в детском саду, так и в семье.

Психологическое сопровождение таких детей, строится, прежде всего, на повышении психологической компетентности родителей и воспитателей, что позволяет формировать психологически грамотное отношение к ребенку и его одаренности, а также гармонизировать детско-родительские отношения в интересах полноценного развития ребенка. Таким образом, деятельность педагога-психолога встраивается в общий процесс работы ДОУ, на всех этапах работы. В работе с детьми имеющими признаки одаренности я выделяю следующие этапы работы:

  • диагностико - ориентировочный этап включает изучение уровня интеллектуального развития детей (характер самооценки, способ реагирования на трудные ситуации общения, степень тревожности, социальный статус в семье и группе сверстников, основные личностные характеристики и проблемы);

- изучение семьи (отношение родителей к ребенку и его признакам одаренности, личностные характеристики, особенности детско-родительских отношений, стиль воспитания, общий психологический климат в семье, выраженность мотивации родителей к включенности в образовательный процесс совместно с воспитателями, потенциал родителей как терапевтических агентов своего ребенка);

- разработку индивидуальной программы психологической помощи ребенку и его семье и начало ее реализации;

- поддержку родителей и обеспечение начальной психологической компетентности для лучшего понимания ребенка и его психологических особенностей.

На этом этапе используются методы: наблюдение детей, родителей, их взаимодействия, беседы с ними, анкетирование, проективное рисование и написание сочинения «Мой ребенок - главное чудо света», психодиагностические опросы на выявление родительского отношения и стиля воспитания.

Первый этап завершается заседанием психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, на котором педагог-психолог выступает с психологическим заключением на каждого ребенка с признаками одаренности и социально-психологическим портретом его семьи, участвует в выработке общей стратегии и тактики работы с ребенком и его семьей, а также с семьей в целом.

  • коррекционно - развивающий этап (индивидуальные и фронтальные занятия с детьми). Данный этап разворачивается на протяжении большей части учебного года. В самом его начале педагог-психолог проводит занятия по психологическому просвещению родителей, создает основу для глубокого мотивационно-личностного «погружения» всей семьи и ребенка в единый психотерапевтический процесс. В дальнейшем второй этап психологического сопровождения включает параллельную или взаимную работу с детьми и родителями. Одной из важнейших задач педагога-психолога на этом этапе является повышение психологической компетентности таких субъектов психотерапевтического процесса, как педагогов, так и родителей.

С этой целью используются практикумы, ролевые игры, элементы тренинга, например, семинар-практикум «Психология общения», практикум «Основы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми», тренинги «Развитие коммуникативных качеств педагогов (родителей)», «Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников» и др.

Организуются психологические встречи для детей, на которых они знакомятся правилами общения, способами выхода из трудных ситуаций общения. Используются такие психологические средства и методы: психогимнастика, релаксационные упражнения (сначала в положении сидя, потом лежа), проективное рисование («Моя семья», «Главное желание» и др.), арт-терапевтические занятия, тактильные игры в паре, группе, работа со сказкой и сказочными персонажами.

  • контрольно-поддерживающий этап - это подведение итогов работы по психологическому сопровождению, сбор психодиагностических данных, показывающих результативность работы с детьми и семьей, анализ психологического сопровождения и закрепление полученного детьми и родителями опыта.

Используются методы: психодиагностика, проективное рисование, анкетирование, итоговые психотерапевтические беседы, итоговые совместные занятия детей и родителей, аналитический отчет педагога-психолога о работе.

Основной акцент педагог-психолог делает на том, какие изменения произошли в психоэмоциональном состоянии детей и родителей, их взаимоотношениях, семейном взаимодействии. Для этого используется проективное рисование, родители повторно рисуют и описывают свою семью, образ своего ребенка (рисунок и сочинение «Моя семья», «Мой ребенок»), делятся с педагогом-психологом изменениями в своем отношении к ребенку.

В индивидуальной карте педагог-психолог фиксируетет результаты сотрудничества с детьми и родителями, достигнутые успехи в психологической компетентности взрослых. На протяжении последних лет наиболее устойчивыми можно считать следующие позитивные тенденции:

  • появление у родителей субъектной позиции в восприятии рекомендаций педагога-психолога и других специалистов;

  • ценностное отношение педагогов и родителей друг к другу;

  • информированность сторон друг о друге, что повышает сплоченность взрослого коллектива (родители и воспитатели) и детского коллектива;

  • активизация включенности и вовлеченности родителей в совместную с педагогом-психологом деятельность с одаренными детьми.

Важен и язык, на котором даются задания, комментируется ход их выполнения, анализируются полученные результаты: не следует «сюсюкать», приспосабливаться к речи детей, но не следует использовать и «взрослые» термины.

Каждый случай природной одарённости уникален, но при этом нельзя забывать о социальном самочувствии ребёнка.

Как бы ни был одарён ребёнок, он нуждается в бережных и заботливых родителях и педагогах, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск.


Библиографический список.


  1. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» М.: «Академия», 1999 г.

  2. Обухова Л. Ф. «Детская психология» М., 1995 г.

  3. Тихомирова Л. Ф. «Познавательные способности детей 5-7 лет» Ярославль: «Академия развития», 2001 г.

  4. Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду» М., 2000 г.

  5. Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога» Ростоа-на-Дону: «Феникс», 2003 г.

  6. Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. «Педагогическая диагностика в детском саду» М., 2002 г.

  7. Яковлева Н. «Психологическая помощь дошкольнику» М.: «Сфера», 2002 г.



© 2010-2022