- Преподавателю
- Другое
- Модель компетентного выпускника современной образовательной организации
Модель компетентного выпускника современной образовательной организации
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | БОНДАРЕНКО В.Л. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Бондаренко В.Л.,
учитель математики, заместитель директора по УР
ОШ І-ІІІ ступеней №2
г.Кировское
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены требования к выпускнику нового времени, выдвигаемые современным обществом, микрофакторы, влияющие на развитие обучающегося.
Ключевые слова:
жизненные компетенции, политические и социальные компетенции, интеллектуальная компетентность, социально-психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, информационную компетентность, коммуникационная компетентность, новая грамотность, микрофакторы, микросоциум.
Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель
Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто.
Б. Ф. Скиннер (XX в.)
Современная образовательная система претерпела ряд изменений. Это вызвано рядом противоречий в системе имеющегося образования и потребностями общества, государства.
В процессе обновления современного образования одной из ключевых задач становится не только формирование ЗУНов (Знаний, Умений и Навыков), но и задача по формированию жизненного опыта обучающихся, их ценностных установок, т.е. формирование жизненных компетентностей личности выпускника школы в процессе ее субъектной самореализации в воспитывающей среде. Произошла резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на такие понятия как «компетенция», «компетентность» обучающихся [1, с.7]. Соответственно, образование переориентируется на новый подход в обучении - компетентностный.
Жан-Пьер ТИТЦ, секретарь Комитета по образованию Совета Европы, в своем интервью отметил: «Тот факт, что социальные и экономические потребности в области знаний и компетенций стали абсолютно непредсказуемы и пребывают в постоянном быстром изменении, вынуждает переосмыслить само понятие учебных программ и планов. Специалисты … особенно подчеркнули необходимость основываться в разработке учебных планов и программ на развитии ключевых компетенций, которые позволили бы в будущем каждому сформироваться в непредвиденных (сегодня) областях. Таким образом, были сформированы пять групп ключевых компетенций:
-
политические и социальные компетенции, такие как способность и желание брать на себя ответственность, участие в принятии решений в группе, решение конфликтов мирными способами, желание содействовать функционированию и улучшению демократических институтов;
-
компетенции, относящиеся к жизни в поликультурном обществе. Для предупреждения возрождения расизма или ксенофобии и развития климата нетерпимости, образование должно вооружить молодых поликультурными компетенциями такими, как принятие отличий, уважение других и умение жить с людьми других культур, языков или религий;
-
компетенции, относящиеся к устной и письменной коммуникации (умению общения), основной фактор в успехе образования и в жизни, и в работе, в такой степени, что люди, этого лишенные, отныне рискуют «выпасть» из общественного процесса. В этом же списке коммуникаций владение или, по крайней мере, доступ к изучению нескольких иностранных языков приобретает возрастающее значение;
-
компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение технологиями (техникой), понимание ее применения, а также способность критического мышления в отношении информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламой;
-
способность учиться в течение всей жизни, для постоянной подготовки, как в профессиональном контексте, так и в личной и общественной жизни…. .
Следует особо подчеркнуть, что овладение этими компетенциями - сложный и длительный процесс. Мы полагаем, что основной период их становления - в возрасте между 15 и 20 годами. Это задачи не только школы, но, прежде всего, ВУЗа» [2].
Необходимость решения такой задачи определяется миссией, возложенной на образовательные учреждения и ожиданиями общества, определяющими потребности граждан в развитии социальных компетенций в процессе получения образования.
В Донецкой Народной Республике образование признано одним из приоритетных (ст.3 Закона ДНР «Об образовании») [3, с.6].
Внедрение новых Государственных образовательных стандартов выдвигают соответствующие требования к личности выпускника: активность в пространстве новых идей и технологий, мобильность и гибкость, жизнетворчество. Образование призвано формировать личностные, жизнеобеспечивающие качества будущих граждан новой Республики.
Образовательное учреждение, как воспитательный институт, «проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» [4]. Государство видит выпускника нового времени сквозь призму произошедших изменений. Выпускник должен:
уметь применять полученные знания в сложившихся жизненных ситуациях
уметь находить решение возникающих проблем
свободно ориентироваться в быстроменяющемся информационном пространстве
уметь лавировать в потоке информации, выуживать необходимое, значимое, ценное
уметь налаживать контакты, доносить нужную информацию до собеседника
активно участвовать в выработке совместных решений
уметь урегулировать конфликтнее ситуации позитивным путем
уметь брать на себя ответственность
быть конкурентноспособным
уметь из промахов и неудач извлекать ценное
иметь способности учиться и переучиваться в процессе всей жизни
делать правильные выводы и быстро находить нужную информацию
В научной литературе рассматриваются следующие основные типы компетентности выпускника:
1.Интеллектуальная компетентность. Знания выпускников структурированы, обобщенные, отличаются гибкостью и оперативностью. Обучающиеся умеют анализировать ситуации, принимают правильные решения.
2.Социально-психологическая компетентность. Индивиды свободно налаживают отношения с окружающими людьми, умеют ориентироваться в социальных ситуациях, чувствуют эмоциональное состояние собеседника, выбирают правильные способы общения с ним.
3.Коммуникативная компетентность. Характеризует умение поддерживать необходимые контакты с людьми, владение вербальными и невербальными средствами.
Из массы всевозможных компетентностей выделяют также информационную и коммуникационную компетентности (последняя является одним из видов информационной компетентности). Информационная компетентность трактуется как новая грамотность, в которую входят, прежде всего, «умения активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств», а также «технические навыки компьютерного ввода, оперирования с экранными представлениями информационных объектов и моделей» [5].
Воспитывающая среда общеобразовательного учреждения способна моделировать и развивать социальные компетенции выпускника. Результатом реального взаимодействия школы и среды становится новый уровень социальной компетентности школьника [4].
Микрофакторы, влияющие на развитие обучающегося
Семья
Микросоциум
Сверстники
Различные образовательные и воспитательные организации
Общеобразовательное учреждение должно активно взаимодействовать с перечисленными выше микрофакторами, учитывая их непосредственное влияние на формирование личности выпускника.
Отсюда вытекает одна из целей, стоящая перед образовательным учреждением сегодня:
-
создать необходимые условия для формирования высокого уровня социальной компетентности выпускника;
-
выбор методов и приемов педагогики, социальной психологии.
Такие условия можно создать, используя возможности воспитывающей среды образовательного учреждения, направляя воспитательные усилия не только на детей, а и на окружающую их обстановку, среду жизнедеятельности, с которой дети взаимодействуют.
Литература:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2.Совет Европы (1949 г.). Комиссия по образованию. [2004]. Режим доступа: charko.narod.ru/tekst/an8/I_5.htm. - Загл. с экрана.
3.Закон ДНР «Об образовании», [19.06.2015, Постановление №I-233П-НС], 157 стр.
4.Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия. [2014]. Режим доступа: km.ru/referats/335534-sotsialnaya-kompetentnost-starsheklassnikov-soderzhanie-i-struktura-ponyatiya - Загл. с экрана.
5.Даньшина А.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся. [2014]. Режим доступа: festival.1september.ru/articles/549225/ - Загл. с экрана.