- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по воспитанию
Рабочая программа по воспитанию
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Буренко Л.Г. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»
СОГЛАСОВАНО УТВЕДЖДАЮ
Зам. директора по ВР Директор __________Т.Н.Борзова ______________Л.П.Перепелицина Приказ от 1 сентября 2015 года №
Адаптированная основная образовательная программа
по воспитанию развития личности
для 4 класса
Разработал воспитатель Л.Г.Буренко
.
2015-2016 учебный год
2. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа адаптирована для учащихся с нарушением интеллекта. Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (статьи 12,13,15,16,28) и методического пособия для воспитателей «Организация и планирование работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» автор Е.Д. Худенко - Москва, 2005г.
2.1. Цели и задачи АООП
Цель: создание оптимальных условий способствующих личностному развитию и социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современном сообществе людей (социуме).
Задачи:
-становление личностной позиции «Я сам», « Я и другие» ;
-воспитание ответственности за свои поступки;
- развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;
- воспитывать моральные качества; толерантность и уважительное отношение к окружающим.
2.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания - ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словеснологическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна не дифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной не сформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
3. Содержание АООП
3.1.Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АООП.
1. Воловик А. Ф. Педагогика досуга.- М., 1998.
2.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно- эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02. - М., 2002.
3.Группа продленного дня: сборник нормативных документов и инструктивно- методических писем. - М., 1984.
4.Завортов В. А. Группа, где всем интересно.- М., 1989.
5.Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе.- М., 2003.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.-23 с.
7.Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена.-М.Просвещение,1996.
8.Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.-М.,2000.
9. Огородников А. А. Учебно-воспитательная работа в ГПД. - М.,1989.
10.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей, под ред. Е.Д.Худенко.- М.:АРКТИ, 2007.
11.Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие/под ред. Е.Н. Степанова.-М.,2000.
12. Продленный день в школе: режим и организация досуга .-М., 1991.
13. Ромашкова Е. И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе.-М.,2002.
14.Сапожникова Р.Г. Гигиена и обучение в школе-М.:Педагогика,1989.
15.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. -М., 2002.
16. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня /под. ред. Г.Г. Манке.- М.,1998
17.Шмаков С.А. Нестандартные праздники в школе.-М.,2012
3.2. Количество учебных часов, на которое рассчитана АООП.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование работы
Дата
Часы
Ответственный
Музыка и краски осени
07.09.2015
1
Буренко Л.Г
Аморализм
14.09.2015
1
Буренко Л.Г
Работа по книге «Гений» урок 1
22.09.2015
1
Буренко Л.Г
Работа по книге «Гений» урок 2
28.09.2015
1
Буренко Л.Г
Русские народные сказки
05.10.2015
1
Буренко Л.Г
Головоломки
12.10.2015
1
Буренко Л.Г
Работа по книге «Жизнь природы»
19.10.2015
1
Буренко Л.Г
Просмотр док.фильма «Древние цевилизации»
26.10.2015
1
Буренко Л.Г
Работа по книге «Гений» урок 3
09.11.2015
1
Буренко Л.Г
Работа по книге «Гений» урок 4
16.11.2015
1
Буренко Л.Г
Работа по книге «Гений» урок 5
23.11.2015
1
Буренко Л.Г
«Удивительная жизнь природы»
30.11.2015
1
Буренко Л.Г
Работа по книге «Жизнь природы»
07.12.2015
1
Буренко Л.Г
Просмотр док.фильма №Подводный мир» 1
14.12.2015
1
Буренко Л.Г
Просмотр док.фильма №Подводный мир» 2
21.12.2015
1
Буренко Л.Г
Просмотр мультфильма «Ёлка»
28.12.2015
1
Буренко Л.Г
Зарисовка «Мои зимние каникулы»
11.01.2015
1
Буренко Л.Г
Работа по книге «Времена года»
18.01.2016
1
Буренко Л.Г
Долой сквернословие
25.01 2016
1
Буренко Л.Г
Что такое счастье
01.02.2016
1
Буренко Л.Г
Железная воля - стальной характер
08.02.2016
1
Буренко Л.Г
«Осколки в сердце»
15.02.2016
1
Буренко Л.Г
Суд совести
29.02.2016
1
Буренко Л.Г
«Учеба - умственный труд»
14.03.2016
1
Буренко Л.Г
Умеете ли вы слушать
19.03.2016
1
Буренко Л.Г
Какой я человек (самооценка)
26.03.2016
1
Буренко Л.Г
Мир крупным планом
04.04.2016
1
Буренко Л.Г
Человек и культура
11.04.2016
1
Буренко Л.Г
Удивительная жизнь природы
18.04.2016
1
Буренко Л.Г
Игра игр и головоломок «Квадратослов»
25.04.2016
1
Буренко Л.Г
Работа с книгой «Мир крупным планом»
16.05.2016
1
Буренко Л.Г
Скоро каникулы «Мои планы»
23.05.2016
1
Буренко Л.Г
Система контрольно-измерительных материалов АООП
Планируемые результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- формирование мотивации к познанию окружающего мира;
- воспитание любви к природе родного края.