Рабочая программа по воспитанию

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»

СОГЛАСОВАНО УТВЕДЖДАЮ

Зам. директора по ВР Директор __________Т.Н.Борзова ______________Л.П.Перепелицина Приказ от 1 сентября 2015 года №



Адаптированная основная образовательная программа

по воспитанию развития личности

для 4 класса



Разработал воспитатель Л.Г.Буренко

.



2015-2016 учебный год

2. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа адаптирована для учащихся с нарушением интеллекта. Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (статьи 12,13,15,16,28) и методического пособия для воспитателей «Организация и планирование работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» автор Е.Д. Худенко - Москва, 2005г.

2.1. Цели и задачи АООП

Цель: создание оптимальных условий способствующих личностному развитию и социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современном сообществе людей (социуме).

Задачи:

-становление личностной позиции «Я сам», « Я и другие» ;

-воспитание ответственности за свои поступки;

- развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;

- воспитывать моральные качества; толерантность и уважительное отношение к окружающим.

2.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания - ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словеснологическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна не дифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной не сформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

3. Содержание АООП

3.1.Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АООП.

1. Воловик А. Ф. Педагогика досуга.- М., 1998.

2.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно- эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02. - М., 2002.

3.Группа продленного дня: сборник нормативных документов и инструктивно- методических писем. - М., 1984.

4.Завортов В. А. Группа, где всем интересно.- М., 1989.

5.Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе.- М., 2003.

6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.-23 с.

7.Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена.-М.Просвещение,1996.

8.Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.-М.,2000.

9. Огородников А. А. Учебно-воспитательная работа в ГПД. - М.,1989.

10.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей, под ред. Е.Д.Худенко.- М.:АРКТИ, 2007.

11.Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие/под ред. Е.Н. Степанова.-М.,2000.

12. Продленный день в школе: режим и организация досуга .-М., 1991.

13. Ромашкова Е. И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе.-М.,2002.

14.Сапожникова Р.Г. Гигиена и обучение в школе-М.:Педагогика,1989.

15.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. -М., 2002.

16. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня /под. ред. Г.Г. Манке.- М.,1998

17.Шмаков С.А. Нестандартные праздники в школе.-М.,2012

3.2. Количество учебных часов, на которое рассчитана АООП.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование работы

Дата

Часы

Ответственный

Музыка и краски осени

07.09.2015

1

Буренко Л.Г

    Аморализм

    14.09.2015

    1

    Буренко Л.Г

      Работа по книге «Гений» урок 1

      22.09.2015

      1

      Буренко Л.Г

        Работа по книге «Гений» урок 2

        28.09.2015

        1

        Буренко Л.Г

          Русские народные сказки

          05.10.2015

          1

          Буренко Л.Г

            Головоломки

            12.10.2015

            1

            Буренко Л.Г

              Работа по книге «Жизнь природы»

              19.10.2015

              1

              Буренко Л.Г

                Просмотр док.фильма «Древние цевилизации»

                26.10.2015

                1

                Буренко Л.Г

                  Работа по книге «Гений» урок 3

                  09.11.2015

                  1

                  Буренко Л.Г

                    Работа по книге «Гений» урок 4

                    16.11.2015

                    1

                    Буренко Л.Г

                      Работа по книге «Гений» урок 5

                      23.11.2015

                      1

                      Буренко Л.Г

                        «Удивительная жизнь природы»

                        30.11.2015

                        1

                        Буренко Л.Г

                          Работа по книге «Жизнь природы»

                          07.12.2015

                          1

                          Буренко Л.Г

                            Просмотр док.фильма №Подводный мир» 1

                            14.12.2015

                            1

                            Буренко Л.Г

                              Просмотр док.фильма №Подводный мир» 2

                              21.12.2015

                              1

                              Буренко Л.Г

                                Просмотр мультфильма «Ёлка»

                                28.12.2015

                                1

                                Буренко Л.Г

                                  Зарисовка «Мои зимние каникулы»

                                  11.01.2015

                                  1

                                  Буренко Л.Г

                                    Работа по книге «Времена года»

                                    18.01.2016

                                    1

                                    Буренко Л.Г

                                      Долой сквернословие

                                      25.01 2016

                                      1

                                      Буренко Л.Г

                                        Что такое счастье

                                        01.02.2016

                                        1

                                        Буренко Л.Г

                                          Железная воля - стальной характер

                                          08.02.2016

                                          1

                                          Буренко Л.Г

                                            «Осколки в сердце»

                                            15.02.2016

                                            1

                                            Буренко Л.Г

                                              Суд совести

                                              29.02.2016

                                              1

                                              Буренко Л.Г

                                                «Учеба - умственный труд»

                                                14.03.2016

                                                1

                                                Буренко Л.Г

                                                  Умеете ли вы слушать

                                                  19.03.2016

                                                  1

                                                  Буренко Л.Г

                                                    Какой я человек (самооценка)

                                                    26.03.2016

                                                    1

                                                    Буренко Л.Г

                                                      Мир крупным планом

                                                      04.04.2016

                                                      1

                                                      Буренко Л.Г

                                                        Человек и культура

                                                        11.04.2016

                                                        1

                                                        Буренко Л.Г

                                                          Удивительная жизнь природы

                                                          18.04.2016

                                                          1

                                                          Буренко Л.Г

                                                            Игра игр и головоломок «Квадратослов»

                                                            25.04.2016

                                                            1

                                                            Буренко Л.Г

                                                              Работа с книгой «Мир крупным планом»

                                                              16.05.2016

                                                              1

                                                              Буренко Л.Г

                                                                Скоро каникулы «Мои планы»

                                                                23.05.2016

                                                                1

                                                                Буренко Л.Г

                                                                Система контрольно-измерительных материалов АООП

                                                                Планируемые результаты:

                                                                - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы;

                                                                - готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

                                                                - формирование мотивации к познанию окружающего мира;

                                                                - воспитание любви к природе родного края.



                                                                © 2010-2022