Пояснительная записка по Социально-бытовой ориентировке

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание»- один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение представлений учащихся о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, необходимости пищи для роста и развития детского организма, культуре питания; формирование умений определить простейшими приёмами экологически чистые продукты; приготовить блюда и эстетически оформить их, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.

Одновременно решаются задачи: воспитания личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость), элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др.), строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, а также внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

По разделам «питание», «одежда и обувь», «жилище» и др. целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады по 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащённости кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один, даже самый незначительный, случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов (например, «Личная гигиена», Бюджет семьи» и др.) предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определённых умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Б е с е д а на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должно являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им необходимые сведения. В начале занятия проводится краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

С ю ж е т н о - р о л е в ы е игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приёмами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как « Торговля», «Средства связи» и др. Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют ус военные ими знания и приёмы (например, правила поведения, приёмы ухода за маленьким ребёнком и т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться поставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие-урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьёзной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания: они способствуют закреплению различных знаний, умений и навыков учащихся (правил поведения, навыков приготовления тех или иных блюд, сервировки стола, уборки помещения и т.д.).

В программе значительное место отводится э к с к у р с и я м: на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводными, текущими и итоговыми. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии-повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умений детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод.

Объём предлагаемых разработок развёрнутых тематических планов:

5 класс-36 уроков в год (I четверть-10 уроков; II четверть-7 уроков; III четверть-11 уроков; IV четверть-8 уроков);

6-9 классы-68 уроков в год (I четверть-16 уроков; II четверть-14 уроков; IIIчетверть-20 уроков; IV четверть-16 уроков).

Тематические планы содержат: тему и тип урока; программный материал; требования к знаниям, умениям учащихся; краткое содержание урока; оборудование; словарную работу; вид контроля; элементы дополнительного содержания.







ЛИТЕРАТУРА

  1. Выгодский, Л. С.соч.:в. 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии/ Л.С. Выготский; под ред. А. Р. Лурия, М.Г. Ярошевского.-М.: Педагогика, 1982.

  2. Дефектологический словарь/ под ред. А.И. Дьячкова.-М.: Педагогика, 1970.

  3. Львова, С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/С.А. Львова.-М.: ВЛАДОС, 2005.

  4. Обучение и воспитание детей во вспомагательной школе/под ред. В.В. Воронковой.-М.: Школа- Пресс, 1994.

  5. Ожёгов, С.И. Словарь русского языка/С.И.Ожёгов; под ред. Н.Ю. Шведовой.-18-е изд., стереотип.- М.: Русский язык, 1987.

  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл./ под ред. В.В. Воронковой.-М.: ВЛАДОС, 2010.







© 2010-2022