ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 372.8 Маличук В.М.

учитель МОУ «РРСОШ № 8»

г. Рыбница, Приднестровье


ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали интерактивные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образовании. Интерактивное обучение является одним из интереснейших подходов к обучению.

Ключевые слова: интерактивные технологи, методы обучения, педагогика.

Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок истории или обществознания интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить учащегося анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда. В условиях развития современного общества предметно - информационная среда активно расширяется.

Объем информации выходит далеко за пределы учебника истории и связано это не только с интенсивным развитием средств массовой информации, Интернет ресурсов, но и с возникновением и расширением доступного туристического сервиса, благодаря которому, для многих современных школьников сегодня стали "живыми" многие памятники всемирной истории.

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития-страны.

В условиях модернизации образования перед современным педагогом стоят задачи формирования и воспитания всесторонне развитой личности учащегося, развитие умения брать на себя ответственность при принятии решений; толерантность, умение работать с различными видами информации; способность постоянно повышать свое образование и т.д. Таким образом, перед педагогом стоит задача развития общей культуры учащихся. В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств учителей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий.

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения - интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу.

Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом учитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Само слово "интерактивные" происходит от англ. (inter - "между"; act - "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии:

  • Положительная взаимозависимость - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

  • Непосредственное взаимодействие - члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

  • Индивидуальная ответственность - каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

  • Развитие навыков совместной работы - ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

  • Оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию; развитию навыков общения личности; развитию и осуществлению социального опыта людей; учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие:

  • дискуссия

  • эвристическая беседа

  • «мозговой штурм»

  • ролевые, «деловые» игры

  • тренинги

  • кейс-метод

  • метод проектов

  • групповая работа с иллюстративным материалом

  • обсуждение видеофильмов и т.д.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

При использовании интерактивных методов каждый ученик на уроке истории или обществознания становится полноправным участником процесса восприятия. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога, уступает место активности обучаемых, и главной задачей становится создание условий для инициативы учеников.

Таким образом, педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. Научно-технический прогресс способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали интерактивные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образовании.

1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.

2. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. - Мн., 2005.

3. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.

4. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. - №112.

5. И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев. Информационные технологии. ТК Велби. - 2007.

























Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, А.И. Щербакова и др. показывают, что в педагогической практике учителя достаточно отчётливо выделяются следующие направления его деятельности.
-Диагностическая деятельность. Эта деятельность связана с изучением учащихся и определение уровня их развития, обучения и воспитанности. Ясно, что невозможно полноценно проводить учебно-воспитательный процесс без знаний особенностей физического и психического развития каждого ребёнка. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами диагностики и т.д.
Ориентационно-прогнстическая деятельность. Эта деятельность раскрывается в умениях учителя обозначить линию воспитательной работы, определить её конкретные цели и задачи на каждом этапе, сделать прогноз результатов и т.д.
Организаторская деятельность. Этот вид деятельности связан с привлечением учащихся в запланированную учебно-воспитательную работу, со стимулированием их активности. Учитель является организатором всего процесса учебно-воспитательной работы класса.
Информационно-объяснительная деятельность. Значение этого вида деятельности обуславливается тем, что всё обучение и воспитание основывается на процессах информационного характера. Овладение знаниями, мировоззренческими и моральными идеями - всё это является решающими средствами развития и личностного формирования каждого ученика.
Коммуникативная деятельность. Эта деятельность связана с тем значительным влиянием, которое оказывает учитель на учащихся. Его личное обаяние, моральная культура и умение устанавливать и поддерживать с детьми доброжелательные отношения является одним из факторов успеха коммуникативной части педагогической деятельности.
Аналитико-оценочная деятельность. Эта деятельность помогает учителю поддерживать т.н. обратную связь в своей работе, что обозначает неустанно наблюдать то, что намечалось достигнуть на определённом этапе образовательного процесса и то, что уже достигнуто.
Одним из непременных компонентов педагогической деятельности учителя является инновационная деятельность. Это творческий, исследовательский вид педагогической деятельности и органично связан со всеми предыдущими. Педагогическая наука развивается в процессе инновационной деятельности педагогов-новаторов и обычных учителей. Применение педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, т.к. никогда не бывает двух одинаковых классов, никогда не бывает двух одинаковых учеников и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация. В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить - из собственной практики.
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной

технологии

Положительная взаимозависимость - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

Непосредственное взаимодействие - члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

Индивидуальная ответственность - каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

Развитие навыков совместной работы - ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

Оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. - 22 с.

Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. - Мн., 2005.

Источники:

1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.

2. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.

3. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. - №112.

4. И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев. Информационные технологии. ТК Велби. - 2007.

5. Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивности мультимедийной разработки // Сайт Дидактор

7 элементов системы образования XXI века

Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить учащегося анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда. В условиях развития современного общества предметно- информационная среда активно расширяется. Объем информации выходит далеко за пределы учебника истории и связано это не только с интенсивным развитием средств массовой информации, Интернет ресурсов, но и с возникновением и расширением доступного туристического сервиса, благодаря которому, для многих современных школьников сегодня стали "живыми" многие памятники всемирной истории. В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения - интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу.

Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом учитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Само слово "интерактивные" происходит от англ. (inter - "между"; act - "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

"Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях "учитель - ученик" или "учитель - группа учащихся (аудитория)". При интерактивном обучении диалог строится также на линиях "ученик - ученик" (работа в парах), "ученик - группа учащихся" (работа в группах), "ученик - аудитория" или "группа учащихся аудитория" (презентация работы в группах), "ученик - компьютер" и т.д.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной

технологии

Положительная взаимозависимость - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

Непосредственное взаимодействие - члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

Индивидуальная ответственность - каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

Развитие навыков совместной работы - ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

Оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию; развитию навыков общения личности; развитию и осуществлению социального опыта людей; учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса.

Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие:

дискуссия

эвристическая беседа

«мозговой штурм»

ролевые, «деловые» игры

тренинги

кейс-метод

метод проектов

групповая работа с иллюстративным материалом

обсуждение видеофильмов и т.д.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Использование на уроках истории тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников, их способностей. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами:

• Мозговой штурм

• Творческие задания

• Работа в малых группах

• Соревнования

• Изучение и закрепление нового информационного материала

• Интерактивная лекция

• Ученик в роли учителя

• Работа с наглядным пособием

• Работа с документами

• Составление документов

• Проектный метод

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

При использовании мною интерактивных методов каждый ученик на уроке истории становится полноправным участником процесса восприятия. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: моя активность, как педагога, уступает место активности обучаемых, и моей задачей становится создание условий для инициативы учеников.

История - это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Поэтому на своих уроках я стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Изучение истории способствует повышению мировоззрения, формированию толерантности, укрепляет связь поколений, ведь, как сказал писатель Л.Андреев «чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти».

Интерактивное обучение является одним из интереснейших подходов к обучению.




Главная особенность методики интерактивного обучения в том, что процесс его происходит в совместной деятельности. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремленной работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков.

Основы обучения заключаются во внешней и внутренней задачах педагога. Внешняя задача предусматривает постановку общей цели работы с классом или группой, организацию учебного пространства, знакомства с правилами учебного сотрудничества, выработку системы оценок. В группе решаются три основные задачи:


  1. Конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

  2. Коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

  3. Социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Внутренняя задача педагога заключается в формировании готовности к интерактивному обучению, развитии навыков взаимодействия в учебно-воспитательной системе, в повышенной познавательной активности класса, формировании классного коллектива, воспитании толерантности.

В своей практике я использую такие интерактивные формы обучения:

- создание ситуации выбора

- ролевые игры

- соотнеси

- узнай историческое лицо

- беседа исторического лица

- тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками

- закончи предложение

- дискуссия, диспут, спор

- сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов

- информационные технологии


  1. Создание ситуации выбора.

В 11 классе по истории России по теме «Большевики берут власть» можно предложить вопрос: «На чьей стороне выступили бы вы, если бы жили в октябре 1917года? Почему?» и т.п. (работа может идти в группах: октябристы, трудовики…)


  1. Ролевые игры.

В 10 классе по истории России по теме «Отечественная война 1812года», урок обобщения. Класс делится на группы: «Франция»,«Россия» и исторические лица. Ребята работают в группах, затем идет обсуждение работы и выводы.

В данном случае наблюдается межпредметная связь с литературой: зачитывается стихотворение «Бородино».


  1. Соотнеси.

Соотнеси события и даты.

Соотнеси деятеля с его работой.

Соотнеси деятеля и событие.

Соотнеси термины с их характеристикой.


  1. Узнай историческое лицо.

История России, ХХ век. «военачальник, один из руководителей Белого движения. Участник русско-японской войны. Расстрелян в Иркутске большевиками.

  1. Беседа исторического лица.

В 7 классе по истории России по теме «ПетрI». Происходит беседа великого императора с современными репортерами, в основе которой лежит текст. Перед учащимися ставится задача - восстановить, добыть информацию, выстроить схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы.


  1. Тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками.

История России, 9 класс. «В ходе Великой Отечественной Войны была рагромлена Япония…»


  1. Закончи предложение.

7 класс, история России, урок «Образование и культура в ХVII веке.»

« XVII век стал веком…Сибирский казак…начал освоение Восточной Сибири и … России.»


  1. Дискуссия, диспут, спор.

В данном случае ребята высказывают свою точку зрения и оспаривают свое мнение основываясь на определенных исторических фактах.

У нас в практике устраивались дебаты среди школ города.


  1. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов.

Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. «Если бы я был Петром I…», « Я солдат, участник Отечественной войны 1812 года»…

10.Современные информационные технологии обучения.

Сегодня актуальны формы развивающей методики. Через них дети испытывают уверенность в себе, удовлетворенность от творческих достижений, углубляют изучение тех проблем, которые сами выбрали.

Презентации играют существенную роль в раскрытии умений и навыков учащихся. Однако не следует прибегать к совершенному упрощению учебного материала, это может привести к потере ценного исторического материала.

Таким образом, педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. НТП способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали интерактивные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образовании.

Современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Интерактивные технологии в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Очень важным представляется в такой ситуации выявление и изучение педагогических инноваций. Большое значение в развитии педагогической теории имеет умение педагога изучать педагогические инновации с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, интервьюирование и др. Такими знаниями должен обладать каждый теоретик и практик системы образования.

Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.


© 2010-2022