- Преподавателю
- Другое
- Формирование базовых учебных действий у учащихся с ОВЗ в процессе учебно-воспитательной работы
Формирование базовых учебных действий у учащихся с ОВЗ в процессе учебно-воспитательной работы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марсаков В.И. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование базовых учебных действий, умение их использовать в своей учебной деятельности является основным моментом при подготовке ученика, т.е. выпускника к дальнейшей самостоятельной жизни в социуме. К чему педагогический коллектив должен стремиться, что же должен получить "на выходе", какова примерная "модель" выпускника? В ней можно выделить несколько элементов:
1.Знания: достиг уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы для социальной адаптации, повышения уровня общего развития. Грамотно и свободно владеет устной и письменной речью. Имеет достаточную для интеграции в общество правовую и этическую грамотность. Овладел основами мыслительных навыков (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного). Обладает экологической грамотностью, понимает взаимосвязь человека с природой.
2.Познавательная деятельность: самостоятелен в суждениях. Готов к самостоятельной жизни и труду. Имеет сформированные знания и умения, способствующие его социальной адаптации. Имеет необходимые навыки для ведения домашнего хозяйства. Знает себя, свои способности и возможности, способен владеть собой. Знает предприятия, организации и учреждения, в которые ему придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь..Умеет пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, связи, медицинской помощи. Умеет ориентироваться в выборе профессии. Овладел системой общеучебных навыков и умений.
3.Культура личности: уважает своё и чужое достоинство, уважает свой труд и труд других людей.
Знает свои гражданские права и обязанности, имеет адекватную самооценку, честен, принципиален.
Усвоил морально- этические нормы поведения, навыки общения с людьми. Умеет вести себя в общественном месте, доброжелателен в общении с людьми. Умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками.
Знает свою родословную, малую и большую Родину, уважает и чтит обычаи и традиции предков
4.Здоровье: ориентируется на здоровый образ жизни. Имеет хорошую физическую работоспособность. Прочно усвоил культурно-гигиенические навыки. Имеет развитые двигательные и моторные навыки (ритм, темп координации движений). Ориентируется на здоровый образ жизни. Осознанно относится к своему здоровью и физической культуре.
Следовательно, деятельность по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности которая обеспечивает его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладении доступными видами профильного труда.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьников положительной мотивации к учению, умение учиться, получать и использовать знания в процессе жизнедеятельности.
К функциям базовых учебных действий (БУД) можно отнести:
-обеспечение успешности изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех этапах образования;
-формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Личностные БУД обеспечивают готовность к принятию роли ученика, понимание им ролевых функций, и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные БУД обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные БУД обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Они способствуют созданию условий для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные БУД формируют умения дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать логические действия (сравнение. анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применение начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач., а также использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующую систему оценивания:
0 баллов- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл- смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действия только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется дополнительная помощь.
2 балла- преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла- способен выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов- самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Данная система позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
ГБС(К)ОУ школа-интернат с.Малый Толкай.
Формирование базовых учебных действий
у учащихся с ОВЗ в процессе
учебно-воспитательной работы.
М.О. учителей трудового обучения.
Учитель сельскохозяйственного труда Марсаков В.И.
с.Малый Толкай ноябрь 2015г.