Методическая разработка практического занятия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ КО СПО «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Методическая разработка

практического занятия

Тема: «Организация безопасной среды для пациента и персонала».


Преподаватель:

Потапенкова С.В.

2014 г.


  1. Формировать общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 . Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

  1. Формировать профессиональные компетенции:

ПК 7.1.Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 7.2.Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 7.6.Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

ПК 7.7. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

Хронокарта практического занятия


п/п

Этапы

занятия

Деятельность

Цель

Время

мин.

Обеспе-

чение

преподавателя

студента

1.

Организа-

ционный

момент

Приветствует сту-

дентов, обращает внимание на внеш-

ний вид, на санитарное состоя-

ние учебной комна-

ты, отмечает отсут-

ствующих.

Приветствуют преподавателя, слушают преподавателя.

Организует и дисциплинирует студентов, воспи-

тывает аккурат-

ность, требова-

тельность к себе и товарищам.

5

Журнал

2.

Контроль знаний

А. Предлагает студентам устно ответить на поставлен ные вопросы, слушает ответы студентов, просит студентов проанализировать ответ, дополнить и исправить, если это необходимо.

Осмысливают вопросы, слушают ответы товарищей, анализируют, дополняют, исправляют, если это необходимо.

Выявление уров-

ня теоретической подготовки, раз-

витие речи.

20

См. прило-

жение № 1

(вопросы)

Б. Раздаёт студентам схемы положения пациента во время транспортировки.

Студенты письменно, напротив каждого положения пояс-

няют вид тран- спортировки.

Развитие мышле-

ния. Умение оце-

нить состояние пациента и пра-

вильно выбрать способ транспор-

тировки.

10

Схемы положения пациентов

3.

Вводный инструктаж

и изложе-

ние нового материала

Сообщает план практической работы цели, задачи, значи- мость этой темы, предлагает записать план практической работы, обращает внимание на профи-

лактику различных травм у пациентов; виды режимов двига-

тельной активности, на правила биомеха-

ники при различных положениях тела па-

циента.

Внимательно слушают препо-

давателя, осмыс-

ливают сказанное,

запоминают, записывают план практической работы.

Вызвать познава-

тельный интерес к предстоящей работе, побудить студентов к самостоятельной работе и напра-

вить не её вы-

полнение.

30

Методи-

ческая

разработка,

раздел:

«Практи-

ческие манипуля-

ции».

4.






Демонстра-

ционная

часть

Занимает рабочее место для демонстра-

ции, готовит всё необ-

ходимое для этого, де-монстрирует поэ- тапное выполнение укладывания пациен- та в различные положения и перемещение паци-

ента из одного поло-

жения в другое.

Наблюдают за де-

ятельностью пре-

подавателя, запо-

минают последо-

вательность и ме-

тодику выполне-

ния каждого этапа действия.

Формирование навыков последо-вательности вы-

полнения этапов, побудить студен-

тов к самостоя-

тельной деятель-

ности, вызвать познавательный интерес к выпол-

нению практи-

ческого действия.

20

Кровать, подушки, опоры для стоп, валики для кисти

Демонстрация фильма по теме.

30

Перерыв

10

5.

Самостоя-

тельная

работа

Раздаёт алгоритмы действий, необходи-

мое оснащение, сле-

дит за работой сту-

дентов, помогает во-

время устранить ошибки при выполне-

нии.

Отрабатывают практические пра-

вила перемеще-

ния и изменения положения тела пациента в посте-

ли.

Обобщить, сис-

тематизировать теоретические знания, привить умения приме-

нять знания на практике.

70

Алгоритмы действий,

оборудова-

ние,

учебные картины положений

6.

Итоговый контроль

Раздаёт посттесты.

Письменно отве-

чают на вопросы посттестов.

Определение уровня усвоения учебного мате-

риала, проявле-

ние самостоя-

тельности.

10

4 варианта посттестов

Раздаёт ситуационные задачи.

Устно решают си-

туационные задачи.

Выявить уровень владения логикой решения пробле-

мы.

25

Ситуацион-

ные задачи

Заслушивание рефе-

рата «Безопасность м/с на рабочем месте»

Одни знакомят с рефератом, дру-

гие слушают.

Выявление уме-

ния работать с литературой, раз-

витие познава-

тельного интере-

са, закрепление.

5

Реферат

7.

Подведение итогов занятия.

Делает выводы об усвоении практичес-

ких навыков, опреде-

ляет степень дости-

жжения целей, задач занятия, оценивает активность каждого студента, выставляет оценки.

Слушают препо-

давателя, анали-

зируют его слова, запоминают замечания.

Помочь в осмыс-

лении результа-

тов самостоя-

тельной работы, развития умения самостоятельно находить ошиб-

ки, намечать спо-

собы их устране-

ния.

5

Тетради, журнал

8.

Задание на дом.

Предлагает записать домашнее задание: УМП по Основам сестринского дела,

т. 1, стр. 168-180, мо-

дуль № 4-1.

«Личная гигиена пациента»

Записывают домашнее задание.

Активизировать самоподготовку, научить самосто-

ятельно работать с книгой, уметь выделять главное в учебном мате-

риале.

5

Тетрадь, журнал

Графоструктура практического занятия



Безопасная

больничная

сМетодическая разработка практического занятияреда

Методическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятия

ЛМетодическая разработка практического занятияечебно- охранительный режим

Методическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятия

РМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияежим рациональной двигательной активности

ПМетодическая разработка практического занятияравила биомеханики

Режим

инфек-

ционной

безопас-

ности

Личная

гигиена

пациента

и мед.

пМетодическая разработка практического занятияерсонала

ПМетодическая разработка практического занятияравила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций

Режим эмоцио-

нальной

безопас-

ности

Строгий постель-

ный

режим

Пос-

тель-

ный

ре-

жим

Па-

лат-

ный

ре-

жим

Об-

щий

ре-

жим


Режим

дня

Правила безопасности, направленные на снижение риска травм

Методическая разработка практического занятия

Методическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятия


При транс-

порти-

ровке

пациента

При переме-

щении

пациента

При укла-

дывании пациента в

постели

В поло-

жении

сидя и стоя

При подъёме и перемещении тяжестей

Методическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятия

Электрошок

Ожоги

Облучение

Отравление

Травмы

пациентов

с высоким

риском

несчастных

случаев

ПМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияадение

Методическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятия

ПМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятиярофилактика больничного травматизма


ПМетодическая разработка практического занятияоложение Симса

Положение Фаулера

Положение

на спине

Положение

на животе

Положение

на боку

Схема интегрированных связей


Анатомия

ФМетодическая разработка практического занятияизиология

«Органы дыхания»

«Пищеварительная система»

Методическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятия

Методическая разработка практического занятия

Лечебная деятельность


Психология

Деонтология

«Общение»

«Сестринская педагогика»

Методическая разработка практического занятия

Диагностическая деятельность

Физвоспитание

«Методическая разработка практического занятияЗдоровый образ жизни»

ОМетодическая разработка практического занятиярганизация безопасной среды для пациента и персонала

Медико-социальная деятельснть

СПИД

Методическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятия

Основы медицинских технологий

«Дезинфекция и стерилизация»

Организационно-аналитическая деятельность

Методическая разработка практического занятия

Фармакология

«Применение лекарственных

веществ»


Все виды практики



Зачёт


Экзамен


Работа в ЛПУ

Вопросы для самоподготовки:


  1. Дайте определение "безопасная больничная среда".

  2. Перечислите какие мероприятия необходимы для создания такой среды.

  3. Дайте определение "лечебно-охранительный режим".

  4. Какие элементы включает в себя лечебно-охранительный режим?

  5. Охарактеризуйте виды режимов двигательной активности.

  6. Охарактеризуйте профилактику больничного травматизма.

  7. Дайте определение понятия "биомеханика".

  8. Перечислите причины, по которым медсестре необходимо знать и уметь применять правила биомеханики в своей деятельности.

  9. Назовите основные правила биомеханики.

  10. Опишите эффект Вальсальвы и постуральный рефлекс.

  11. Перечислите возможные физиологические положения пациента в постели. Охарактеризуйте их.

  12. Возможные проблемы обездвиженного пациента.

Этико - деонтологическое обеспечение темы


Медицинская сестра должна сделать все возможное, чтобы предотвра­тить неблагоприятное влияние на пациента условий стационара, тот ду­шевный и физический вред, который может причинить человеку больнич­ная среда.

ЗАПОМНИТЕ! Основной принцип медицины - "Non nocere!" ("Не навре­ди").

Тактично побеседуйте с пациентом о правилах, которые необходимо соблюдать в лечебном отделении. Объясните смысл действий и запретов, которые направлены на обеспечение комфорта и безопасности.

Многие мероприятия по уходу за пациентом удобнее выполнять вдво­ем или втроем. Учитесь работать согласованно, заранее обсудите план совместных действий с коллегами.

Стремитесь установить хороший контакт с пациентом. Предваритель­но объясните ему ход планируемых действий. Поощряйте допустимую ак­тивность и участие его в выполнении всех манипуляций.

Не забывайте о том, что пациент особенно с ограничением двига­тельной активности, часто испытывает неловкость в связи с необходи­мостью пользоваться посторонней помощью при осуществлении тех или иных видов повседневной деятельности: приеме пищи, физиологических отправлениях, гигиенических мероприятиях, передвижениях. Будьте доб­рожелательны и терпеливы, убедите пациента в том, что считаете такую помощь своей обычной работой.

БЛОК ИНФОРМАЦИИ

Безопасная больничная среда

Каждый пациент в условиях стационара подвергается воздействию на него больничной среды, непривычной для него как и в любой среде здесь существует множество факторов риска, отрицательно влияющих на здо­ровье человека.

При поступлении в стационар, пациент всегда испытывает стресс. Болезнь, новая окружающая среда вынуждают человека изменить образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности. Задача медсестры состоит в том, чтобы адаптировать пациента к жизни в болезни, к фак­торам риска в условиях больничной среды, т.е. помочь пациенту приспо­собиться к новому способу удовлетворения своих потребностей.

Медработники в стационаре также испытывают действия многих фак­торов риска, угрожающих их здоровью. Поэтому медработники должны хо­рошо знать эти факторы риска, их влияние на удовлетворение собствен­ной потребности в безопасности и способы адаптации к ним.

БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА - среда обитания, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия для эффективного удовлетворения потребностей "избегать опасности" и "быть здоровым".

Такая среда создается организацией и проведением определенных мероприятий. К ним относятся:

1) режим инфекционной безопасности;

2) мероприятия, обеспечивающие личную гигиену пациента и медпер­сонала;

3) лечебно-охранительный режим.

Факторы агрессии больничной среды

Стационарные условия - специфически обусловленная сре­да пребывания находящихся в ней людей: пациентов и мед­персонала. В процессе оказания профилактической, лечеб­ной или реабилитационной помощи факторы больничной сре­ды могут негативно влиять на здоровье человека и усугубить патологический процесс у пациентов, у медперсонала вы­звать профессиональные заболевания. Именно здесь (в боль­нице!) - истоки всевозможных неблагоприятных воздействий на здоровье людей.

ФМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияМетодическая разработка практического занятияакторы агрессии больничной среды

инфекционный токсический физический психологический

Инфекционный фактор - микробный; только постинъек­ционные осложнения составляют 42% ВБИ. Больничная сре­да может способствовать заражению гриппом, ВИЧ-инфек­цией, гепатитами, туберкулезом, сальмонеллезом.

Токсический фактор - химический; контактные дерматиты и аллергические состояния возможны, прежде всего, при использовании кожных антисептиков, дезинфектантов, стерилянтов, медикаментозных средств.

Физический фактор - травмирующий. Профессионализм медиков по соблюдению техники безопасности при исполь­зовании источников радиационного, ультрафиолетового воз­действия, правил биомеханики по перемещению пациентов, оборудования, приборов обеспечит безопасную больничную среду.

Психологический фактор - эмоциональный, стрессорный; грамотно выполняя свою работу, медики эмоционально под­держивают и пациента, и его родственников, выполняя свой долг в атмосфере, зачастую наполненной болью, печалью, страданиями, горем.

Режим инфек-

ционной

безопас-

ности



Личная гигиена

Лечебно - охранительный режим

Режим

эмоциональной

безопасности

Правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций

Режим рациональной двигательной активности

  • дезин-

фекция


  • стери-

лизация


  • дерати-

зация

1. Личная гигиена пациента:

  • уход за кожей и естетвен-

ными складками;

  • уход за слизистыми;

  • своевременная смена на-

тельного и постельного белья;

  • профилактика пролежней;

  • обеспечение судном и мочеприёмником.

2. Личная гигиена медперсо-

нала:

  • использование соответст-

вующей спецодежды;

  • сменная одежда их х/б и синтетических тканей;

  • сменная обувь;

  • чистота тела, рук, коротко остриженные ногти

    • для пациента

    • для медпер-

сонала

1. Режим дня:

  • приём пищи;

  • сон и отдых;

  • утренний и вечерний туалет;

  • врачебный обход;

  • раздача лекарств;

  • выполнение врачебных назначений;

  • приём передач и посещения родственников;

  • уборка и проветривание помещений.

2. Правила безо-

пасности при

выполнении ма-

нипуляций:

  • снижение риска травм во время выполнения процедур;

  • снижение риска падений;

  • снижение риска пораже-

ний электри-

ческим током;

  • снижение рис-

ка ожогов;

  • снижение рис-

ка отравлений.

1. Режим двига-

тельной активнос- ти пациента (по назначению врача):

- строгий постель-

ный режим;

- постельный ре-

жим;

- палатный режим.

2. Правила биоме-

ханики для безо-

пасного передви-

жжения пациента и медперсонала:

- при транспорти-

ровке пациента;

- при перемеще-

ниях пациента;

- при укладыва-

нии пациента в

постели;

- в положении си-

дя и стоя;

- при подъёме и

перемещении тя-

жестей (для

медперсонала).

ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ - это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физи­ческого и психического покоя пациентов.

Он включает следующие элементы:

1) обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента;

2) строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и вы­полнения

манипуляций;

3) обеспечение режима рациональной двигательной активности:

- обеспечение режима двигательной активности пациента по назна­чению врача;

- соблюдение правил биомеханики для безопасного передвижения па­циента и

медперсонала.

Режим эмоциональной безопасности

Соблюдение этого режима в отделении обеспечит пациенту и медра­ботнику условия для эффективного удовлетворения потребностей "быть здоровым", "избегать опасности" и "общаться". Пациент, ощущающий в условиях стационара психологический дискомфорт, более подвержен риску осложнений и травм.

Чтобы обеспечить выполнение этого режима необходимо:

  • поддерживать тишину и спокойную, доброжелательную обстановку, разговаривать негромко, используя только положительную интонацию го­лоса;

  • позаботиться об эстетике, продуманном интерьере, удобном разме­щении мебели, наличии специальных помещений для отдыха пациентов и медперсонала, для посещений пациентов близкими;

  • обеспечивать организацию досуга пациентов, возможность занять­ся какой-либо доступной деятельностью: чтением, вязанием, просмотром телепередач и т.д.;

  • устранить отрицательные эмоции, которые могут быть вызваны у пациентов видом инструментов, испачканных кровью и выделениями пред­метов ухода и перевязочного материала;

  • не проявлять раздражения по поводу страхов и стеснительности пациента, обеспечивать соответствующую обстановку и психологическую поддержку при проведении каждой манипуляции;

  • следует разрешать пациентам громко включать радио и телевизор, устраивать шумные дискуссии;

  • позаботиться о рациональном заполнении палат: это поможет всем пациентам более полноценно удовлетворить свою потребность в общении;

  • не допускать нарушения тишины во время дневного и ночного сна пациентов;

  • щадить психику всех работников отделения: большая психологи­ческая нагрузка, работа в условиях постоянного психологического и эмоционального напряжения является фактором риска, угрожающим здо­ровью медицинского работника.

ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БОЛЬНИЧНОЙ СРЕДЫ - СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ МЕДПЕРСОНАЛОМ ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.

Все проблемы имеют потенциальный характер, но практически всегда являются приоритетными.

Как только человек поступил в отделение и находится на строгом постельном режиме, сразу появляется риск образования пролежней (в случае бездействия медперсонала).Также сразу встает проблема эмоциональ­ной безопасности. Для пациента больничная среда уже является стрессо­вой ситуацией. Роль медсестры заключается в следующем:

1) помочь адаптироваться пациенту в непривычных условиях боль­ничной среды;

2) свои собственным поведением не спровоцировать стрессовую ситуацию для

пациента.

Принципы эмоциональной безопасности заложены в философии сест­ринского дела.

В зарубежных лечебных учреждениях, а так же в ряде отечествен­ных, разработаны документы "Философия ухода" для отделений разного профиля. При приеме на работу медицинская сестра знакомится с докумен­том и своей росписью удостоверяет сове согласие с принципами, изложен­ными в документе.


В лечебных учреждениях используют 4 режима двигательной (физической) активности:

1. Строгий постельный режим - пациенту категорически запрещается не только вставать, садиться, но в некоторых ситуациях - даже само­стоятельно поворачиваться в постели.

2. Постельный режим - разрешается поворачиваться в постели, под наблюдением медицинской сестры или специалиста по лечебной физкуль­туре - делать специальные гимнастические упражнения, через опреде­ленное время - присаживаться на краю кровати, опустив ноги.

3. Палатный режим - разрешается сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и недолго ходить по палате. Туалет, кормление пациента и фи­зиологические отправления осуществляются в палате.

4. Общий режим - разрешается свободная ходьба по коридору и дру­гим помещениям стационара, прогулки по территории больницы. Пациент самостоятельно обслуживает себя: принимает пищу, пользуется туалетом, ванной комнатой и т.д.

НАРУШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТА, ВПЛОТЬ ДО СМЕРТЕЛЬНОГО ИСХОДА!

Правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций:

Соблюдение этих правил обеспечит:

  • условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит - качественный уход;

  • возможность организовать слаженную работу всего медицинского коллектива и более рационально использовать рабочее время каждого;

  • профилактику различных травм, риск которых в условиях стацио­нара достаточно высок как для пациента, так и для медицинского ра­ботника.

Обеспечить безопасную больничную среду невозможно без строгого выполнения и других правил внутреннего распорядка. Они направлены на снижение риска различных травм:

- в результате падений;

- в результате ожогов;

- в результате отравлений;

- в результате поражений электрическим током;

- во время выполнения процедур.

Профилактика больничного травматизма

Медицинские сестры несут ответственность за безопасное пребывание пациента в больнице. Для этого необходимо регулярно оценивать физичес­кие условия больничной среды, стараясь довести до минимума риск трав­матизма пациента.

В условиях больничной среды возможны следующие травмы.

1. ЭЛЕКТРОШОК.

Меры предосторожности:

  • соблюдать правила безопасности при работе с электрооборудовани­ем;

  • при включении электроприборов проверить целостность проводов, розеток, наличие заземления;

  • не оставлять включенными в сеть без надобности электроприборы.

2. ОЖОГИ.

Меры предосторожности:

  • проверить температуру горячих компрессов и горячей воды в ванне, прежде чем проводить соответствующие процедуры;

  • при пользовании грелками, подушками, лампами-облучателями следить за временем теплового воздействия, температурой прибора, расстоя­нием до поверхности тела пациента;

  • не разрешать пациенту курить в постели, особенно если он страда­ет сонливостью или спутанным сознанием;

  • запрещать курить вблизи источников кислорода;

  • не перегружать розетки электрическими приборами;

  • знать правила противопожарной безопасности, принятые в больнице (отделении).

3. ОБЛУЧЕНИЕ.

Меры предосторожности:

  • наблюдать за возможными признаками облучения у пациентов, полу­чающих лучевую терапию;

  • для ограничения времени воздействия на пациента лучевой экспо­зиции устанавливать защитные экраны;

  • следовать правилам лучевой терапии, принятым в больнице (отде­лении).

4. ОТРАВЛЕНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

Меры предосторожности:

  • убрать от пациентов токсические вещества (дезинфицирующие средства, антисептики и пр.);

  • не хранить токсические вещества в посуде, предназначенной для питья или лекарств;

  • не оставлять лекарства на тумбочке около постели пациента;

  • не оставлять открытым шкаф с лекарственными веществами;

  • перед раздачей лекарств проверить этикетки и назначенные паци­енту дозы;

  • перед дачей лекарств оценить еще раз состояние пациента, его личностные качества;

  • наблюдать за возможными побочными действиями лекарств, выявлять признаки лекарственной аллергии;

  • присутствовать при принятии лекарственных средств пациентом;

  • хранить лекарственные вещества в недоступном для пациентов месте.

5. ТРАВМЫ ПАЦИЕНТОВ С ВЫСОКИМ РИСКОМ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.

Безопасность пациентов в условиях больничной среды требует от ме­дицинской сестры проведения их оценки в отношении выявления у пациен­тов факторов высокого риска несчастных случаев.

К факторам высокого риска падения пациентов относятся:

  • расстройство слуха и зрения;

  • нарушение походки;

  • нарушение равновесия;

  • наличие в истории болезни документированных падений;

  • спутанность сознания или дезориентация;

  • ортостатистическая гипотензия;

  • ухудшение подвижности;

  • увеличение времени ответной реакции на слова медицинской сестры;

  • возраст старше 65 лет;

  • лекарственная терапия, включающая гипотензивные средства: диуретики, нитраты, снотворные, транквилизаторы, седативные анальгетики.

Меры предосторожности:

  • размещать пациентов в специальных палатах с установлением в помещении поручней;

  • правильно использовать сидения и средства механического удержа­ния пациентов от падения;

  • использовать ночное освещение палат;

  • установить легкодоступную для пациента световую сигнализацию для вызова медицинской сестры;

  • как можно чаще наблюдать за пациентом и быстро реагировать на сигналы вызова;

  • заботиться о своевременном отправлении естественных надобностей пациентом;

  • убедить пациента и родственников в необходимости оказания ему помощи при вставании и перемещении;

  • предупредить весь персонал больницы о наличии у пациента высо­кого риска падения;

  • размещать пациентов с выявленными факторами высокого риска па­дения в палатах, расположенных вблизи поста медицинской сестры.

6. ПАДЕНИЕ.

Меры предосторожности:

  • немедленно вытирать с пола разлившиеся жидкости;

  • убирать с дороги предметы при движении пациента;

  • установить поручни на кровати, а также при необходимости в ван­ной комнате и по пути перемещения пациента;

  • установить световые сигналы для вызова медицинской сестры;

  • не оставлять детей без присмотра;

  • не пользоваться легко запутывающимися проводами и дренажными трубками;

  • придать кроватям самое низкое положение;

  • установить тормоза на кроватях и креслах;

  • сопровождать пациентов, склонных к головокружению, приступам слабости, спутанности сознания;

  • пользоваться безопасными методами перевозки пациентов.

ЗАПОМНИТЕ!

Все перечисленные виды травм несомненно угрожают пациенту в ле­чебном учреждении. Но наиболее высокий риск несчастных случаев свя­зан с возможными падениями.

По данным различных исследований, они составляют от 30% до 60% всех несчастных случаев в стационарах. Часто падения заканчиваются тяжелыми травмами: ушибами, вывихами, переломами.

Биомеханика тела

Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необхо­димо знать и соблюдать целый ряд правил.

Познакомимся с теми из них, которые помогут предотвратить повреж­дения органов и тканей при осуществлении различных перемещений тяже­лобольного человека. Многие из них основаны на законах БИОМЕХАНИКИ.

БИОМЕХАНИКА - наука, изучающая законы механического движения в живых системах.

В самом широком смысле к живым системам в биомеханике относятся:

- целостные системы, например - человек;

- его органы и ткани;

- объединения организмов, то есть совершающая совместные действия группа людей.

Все движения человека осуществляются в полном соответствии с за­конами физики, но биомеханика много сложнее, чем механика неживых тел.

Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышеч­ной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на под­держку равновесия и обеспечения наиболее физиологичного положения тела при ходьбе, подъемах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.

По законам биомеханики, эффективно лишь то движение, которое обес­печивает достижение поставленной цели с наибольшей выгодой для орга­низма: наибольшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет.

Сохранить вертикальное положение тела в пространстве человек мо­жет только сохранив равновесие.

Медсестра, осуществляющая уход за тяжелобольными пациентами, должна уметь сохранить равновесие собственного тела и тела пациента, чтобы избежать падений и травм, а так же уберечь позвоночник от неправильной или чрезмерной нагрузки.

Одно из важных условий, обеспечивающих устойчивое равновесие те­ла - определенное отношение центра тяжести тела к площади опоры. Центр тяжести в таком положении находиться примерно на уровне второ­го крестцового позвонка.

Правила биомеханики тела.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ БИОМЕХАНИКИ ТЕЛА, С ЦЕЛЬЮ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРАВМ ПОЗВОНОЧНИКА В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ, СТОЯ, ПРИ ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТЕЙ.


1. Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.

2. Площадь опоры может легко быть расширена разведением стоп в удобном положении (расстояние между стопами около 30 см: одна стопа немного выдвинута вперед).

3. Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается бли­же к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коле­нях, приседанием. (Не наклоняйтесь вперед! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который Вам предстоит поднять).

3. Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка, то есть наиболее физиологические изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:

- плечи и бедра в одной плоскости;

- спина прямая;

- суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при

движении, щадя позвоночник и мышцы спины.

Поворот всего тела, а не только плечевого пояса предотвратит опасность нефизиологического смещения позвоночника, особенно в случа­ях, когда это движение сопровождается подъемом тяжести.

4. Требуется мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжести заменить перекатыванием, поворотом ее там, где это возможно.

Применение этих правил позволит медсестре избежать падений и травм позвоночника при выполнении различных манипуляций - в положе­нии сидя, стоя, при перемещении тяжестей.

В равной мере эти правила важны и для пациента. Особенно тогда, когда ему приходится адаптироваться к новому способу удовлетворять потребность двигаться.

Например, ходьба на костылях, пользование протезами, заново обу­чаясь ходить после продолжительной болезни.

Кроме выполнения этих правил биомеханики, необходимо избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяже­лые нарушения в сердечно-сосудистой системе: нарушение ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (эффект Вальсальвы). При этом появляются "шум в ушах", головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс).

Кроме правил поддержания равновесия собственного тела и тела па­циента, медсестре нужно помнить и о травмах другого рода - травмах мягких тканей:

- ссадинах;

- разрывы мышечных волокон и мелких сосудов, вследствие сдавления или трения.

Появление таких травм связано с тем, что медсестра пытается при­дать телу пациента необходимое положение не приподнимая, а подтягивая его на постели.

Чтобы предотвратить травмы у пациента с ограниченной двигатель­ной активностью, соблюдайте следующие правила:

1) Объясните пациенту цель и ход предстоящего перемещения. Оцените возможную степень его участия в предстоящей манипуляции. Объясните, каких действий Вы ожидаете от пациента во время ее выполнения.

2) Когда медсестра поворачивает, передвигает, перекладывает пациента в постели, трение должно быть предельно исключено.

3) Пациента легче и безопаснее "перекатить", чем переместить, припод­нимая его над поверхностью кровати.

4) Большая площадь поверхности тела при перемещениях подвергается наибольшему трению. Чтобы снизить трение, необходимо уменьшить перемещаемую площадь. Это достигается в том случае, если руки па­циента будут на шее медсестры. Если возможно медсестре лучше вос­пользоваться помощью пациента: приподнимаясь над поверхностью постели с опорой на локти и пятки, с помощью медсестры пациент достигнет необходимого положения с наименьшим риском травм мягких тканей.

5) Чем меньше трение между телом пациента и постелью, тем меньше усилий потребуется медсестре для выполнения перемещения: это пре­дотвратит травмы позвоночника у медсестры.

6) Если пациент не в состоянии Вам помочь осуществить необходимое перемещение, обратитесь за помощью к коллеге. Вдвоем или втроем осуществить манипуляцию значительно удобнее. Заранее обсудите с коллегой и пациентом план совместных действий.

Избежать образования пролежней и некоторых других проблем (кон­трактур суставов, гипотрофии мышц, образования камней в почках и др.) у обездвиженного пациента позволят частые перекладывания его в раз­личные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа.

Существуют следующие положения пациента в постели:

1) положение Фаулера (полулежа и полусидя): с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати;

2) положение "на спине";

3) положение "на животе";

4) положение "на боку";

5) положение Симпса (промежуточное между положением "лежа на бо­ку" и "лежа на животе".

Методы снижения риска травм

8.00 - 10.00 положение Фаулера

10.00 - 12.00 положение на левом боку

12.00 - 14.00 положение на правом боку

14.00 - 16.00 положение Фаулера

16.00 - 18.00 положение Симса

18.00 - 20.00 положение Фаулера

20.00 - 22.00 положение на правом боку

22.00 - 24.00 положение на левом боку

24.00 - 2.00 положение Симса

2.00 - 4.00 положение на правом боку

4.00 - 6.00 положение на левом боку

6.00 - 8.00 положение Симса

ДЛЯ УКЛАДЫВАНИЯ ПАЦИЕНТА В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, медсестре необходимо:

1. Убедиться в наличии необходимого инвентаря.

2. Вымыть руки, надеть перчатки.

3. Объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить план совместных действий.

4. Опустить кровать в горизонтальное положение, отрегулировать ее удобный уровень: когда лежащий пациент находится на уровне середи­ны пальцев ее опущенной руки (это позволяет медсестре затратить меньше силы для выполнения манипуляции). Встать как можно ближе.

5. Убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати (это предотв­ратит вероятность удара пациента головой в спинку кровати при не­удачно выполняемой манипуляции).

6. Уложить пациента на спину.

7. Пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходи­мое положение.

8. Уложить пациента в одно из физиологических положений в постели, во­спользовавшись для этого подушками, валиками и прокладками нужных размеров, подставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы:

  • суставы находились в наиболее физиологичном положении для пре­дотвращения

растяжений и контрактур (шея, поясница, суставы конеч­ностей);

  • предотвратить сдавления мягких тканей под костными выступами;

  • обеспечить опору для стоп с целью предупредить их "провисание";

  • уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо.

УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ ФАУЛЕРА

(промежуточное положение между положением полулежа и полусидя)

После выполнения перечисленных выше действий медицинской сестре необходимо:

1) поднять изголовье постели под углом 45-60`. Возвышенное поло­жение улучшает вентиляцию легких, кроме того, создаются условия ком-

форта для общения с пациентом;

2) положить голову пациента на матрац или низкую подушку, что уменьшит сгибательную контрактуру шейных мышц;

3) если пациент не может самостоятельно двигать руками и кистями, подложить под них подушки. Наличие опоры для рук уменьшает венозный застой и предупреждает сгибательную контрактуру мышц руки и кисти. Кроме того, наличие опоры предупреждает травму плеча под воздействием тяжести руки, направленной вниз;

4) для уменьшения изгиба позвоночника и поддержки поясничных поз­вонков подложить пациенту под поясницу подушку;

5) подложить небольшую подушку или валик под бедра пациента для предупреждения сдавливания подколенной артерии под действием тяжести тела и переразгибания колена;

6) положить небольшую подушку или валик под лодыжки, чтобы пре­дупредить продолжительное давление матраца на пятки;

7) подставить упор для стоп для предупреждения их отвислости. Ес­ли у пациента имеется гемиплегия, стопы подпереть мягкой подушкой. Твердая опора у таких пациентов увеличивает мышечный тонус. На надкро­ватном столике для парализованной руки обеспечить опору, отодвинув пациента от туловища и подложив под локоть подушку. Кисть слегка ра­зогнуть и положить на половину разрезанного пополам резинового мячика.

УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА СПИНУ


1) Придать изголовью постели горизонтальное положение, уложить пациента на спину. Методика правильного укладывания пациента, находя­щегося в пассивном состоянии, начинается с этого необходимого этапа;

2) для поддержки поясничных позвонков подложить пациенту под по­ясницу небольшой валик из свернутого трубкой полотенца;

3) под голову, шею и верхнюю часть плечевого пояса подложить не­большую подушку для предупреждения сгибательной контрактуры в области шейных позвонков и обеспечения правильной выпрямленности верхней час­ти тела;

4) для уменьшения наружного вращения бедер параллельно их наруж­ной поверхности положить валик или мешки с песком;

5) под пятки, икроножные мышцы подложить ватно-марлевые "баранки" (валики) для предупреждения пролежней от давления на них матраца;

6) создать мягкую опору для стоп, которая бы обеспечивала их тыльное сгибание;

7) для уменьшения разгибания пальцев и отведения большого пальца вложить в руки пациента валики для кистей;

8) верхние части рук расположить вдоль тела ладонями вниз, подло­жив под предплечья небольшие подушечки для предотвращения разгибания локтей и ротации плеча внутрь.

Все перечисленные действия, выполненные медицинской сестрой в оп­ределенной последовательности, поддерживают правильную выпрямленность тела.

УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА ЖИВОТ

1) Придать постели горизонтальное положение, убрать подушку из-под головы пациента, обеспечить к нему доступ;

2) разогнуть в локте руку пациента, через которую будет совер­шаться поворот на живот, прижать к туловищу по всей длине, подсунув кисть под бедро. "Перевалить" пациента через его руку на живот.

При наличии гемиплегии переворот на живот осуществить через пара­лизованную руку;

3) используя трехэтапную методику, передвинуть пациента на середи­ну постели;

4) повернуть голову пациента набок и подложить под нее низкую подушку для уменьшения сгибания и перегибания шейных позвонков.

У пациента с гемиплегией голову повернуть в сторону парализован­ной части тела;

5) для уменьшения перегибания поясничных позвонков и напряжения мышц поясницы подложить небольшую подушку под живот пациента несколько ниже уровня диафрагмы;

6) под согнутые на уровне плеч руки подложить подушки с целью снижения риска вывиха сустава;

7) под стопы ног подложить подушки так, чтобы пальцы ног были над матрацем. Это положение уменьшает давление пальцев ног на матрац, предупреждает отвислость стопы и наружное вращение.

ПОВОРОТ БЕСПОМОЩНОГО ПАЦИЕНТА НА БОК


Перед поворотом беспомощного пациента на бок необходимо провести подготовку пациента, объяснить ему смысл действий, отодвинуть его от себя, ближе к краю постели, обеспечив тем самым достаточное место для переворачивания. Приготовить достаточное число подушек, перед началом манипуляции постель перевести в горизонтальное положение, зафиксиро­вать колеса.

1) Согнуть колено пациента, которое не будет лежать на матраце;

2) положить одну руку пациента на плечо, а другую - на бедро для предотвращения травмы суставов;

3) для уменьшения риска тканевой травмы медицинской сестре необ­ходимо поворачивать пациента на себя;

4) положить одну руку на согнутое в колене бедро, а другую - на противоположное от медицинской сестры плечо и, используя "принцип ры­чага", повернуть пациента на бок;

5) выдвинуть вперед лопатку, чтобы предотвратить воздействие мас­сы тела на плечевой сустав;

6) руки пациента слегка согнуть; рука, находящаяся сверху, должна лежать на уровне тела на подложенной подушке. Так обеспечивается защи­та сустава и улучшается легочная вентиляция;

7) другую руку, согнутую в локте, положить на подушку рядом с головой ("нижнюю" руку);

8) для поддержки пациента при лежании на боку сложить подушку по длине и ее ровную поверхность подложить под спину пациента;

9) подложить подушку под полусогнутую "верхнюю" ногу пациента от паховой области до стопы. Так обеспечивается надлежащая выпрямленность ноги; устраняется давление в области коленного и голеностопного сус­тавов, костных выступов лодыжек; устраняется переразгибание ноги;

10) поместить мешок с песком у подошвы "нижней" ноги для предуп­реждения ее отвислости и обеспечения тыльного изгиба стопы;

11) закончив укладывание пациента на бок, спросить, удобно ли ему, проверить правильность положения тела пациента;

12) опустить кровать и поднять поручни для обеспечения безопаснос­ти пациента;

13) вымыть руки.

УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ СИМСА

(промежуточное положение между положением

лежа на животе и лежа на боку)

1) Придать изголовью постели горизонтальное положение;

2) положить пациента на спину;

3) перевести пациента в положение лежа на боку и частично на жи­воте (обоснование действий и методика описаны выше);

4) подложить подушку под голову пациента для предотвращения боко­вого сгибания шеи;

5) подложить под согнутую "верхнюю" руку подушку на уровне плеча. Другую руку положить на матрац. Все это способствует надлежащей вы­прямленности тела пациента и предотвращает внутреннюю ротацию плеча;

6) для предотвращения внутреннего вращения бедра и переразгибиния ноги под согнутую "верхнюю" ногу подложить подушку, чтобы нога оказа­лась на уровне бедра;

7) подложить мешок с песком у подошвы ноги, обеспечив тем самым тыльный сгиб стопы и профилактику ее отвислости;

8) проверить выпрямленность тела пациента. Выяснить, удобно ли ему;

9) опустить постель и поднять поручни, обеспечив безопасность па­циенту;

10) вымыть руки.

Все перечисленные способы укладывания больного можно использовать не только для придания ему вынужденного положения по заболеванию, но и для перемены положения в постели в целях профилактики пролежней.

ПЕРЕВОЗКА ПАЦИЕНТА НА КРЕСЛЕ-КАТАЛКЕ

I этап:

1) Определить физические и психические способности пациента для участия в процедуре, а именно: мышечную силу, подвижность суставов, на­личие параличей, парезов, уровень сознания и готовность выполнять ин­струкции;

2) подготовить необходимое оборудование: а) удерживающий ремень, если пациент нуждается в умеренной посторонней помощи или вообще не может обойтись без нее; б) кресло-каталку. Его необходимо поставить у постели под углом 45`, зафиксировать тормоза, опустить подставку для стоп; зафиксировать колеса кровати; в) носилки-каталку. Их необходимо поставить у постели под углом 90` (головным концом к изножью крова­ти), зафиксировать тормоза; зафиксировать колеса кровати;

3) разъяснить пациенту смысл процедуры, чем повышается его готов­ность к сотрудничеству;

4) закрыть дверь в палату, исключив тем самым присутствие посто­ронних;

5) вымыть руки для снижения риска инфекции.

II этап:

6) помочь пациенту сесть на край постели;

7) кресло-каталку поставить рядом с кроватью под углом 45`. При необходимости пристегнуть удерживающий ремень, чем обеспечивается ус­тойчивость пациента и снижается риск его падения;

8) удостовериться, что пациент устойчив и имеет не скользящую обувь;

III этап:

9) расставить ноги для улучшения равновесия на ширину шага;

10) согнуть ноги в коленях, чтобы они находились на уровне колен пациента;

11) обхватить пациента руками на уровне лопаток или ухватиться за удерживающий ремень снизу (уменьшается давление на подмышечные впади­ны и поддерживается равновесие пациента), достав ремень из-под подмы­шек пациента;

12) на счет "три" повернуть пациента и перевести его в положение стоя, выпрямляя ноги в бедрах и сохраняя чуть согнутые колени;

13) с помощью колен поддерживать устойчивость парализованной или ослабленной ноги. При этом пациент часто оказывается способным стоять на ногах;

14) повернуться на ноге, находящейся дальше от кресла. Таким обра­зом осуществляется поддержка пациента и остается место для его движе­ния;

15) попросить пациента использовать подлокотники кресла для опоры (увеличивается устойчивость пациента);

16) сгибая ноги в бедрах и коленях, опустить пациента в кресло (соблюдая принципы биомеханики тела).

IV этап:

17) проверить, прямо ли сидит пациент в кресле (предотвращается травма, связанная с недостаточностью выпрямленности тела пациента);

18) поднять подставку для ног, придать желаемое положение, снять тормоза и осуществить транспортировку на кресле-каталке.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕЗДВИЖЕННОГО ПАЦИЕНТА:


  • риск появления пролежней;

  • риск дыхательных нарушений (нарушения дренажной функции бронхов и застойных явлений в легких);

  • риск нарушения мочевыделения (образование камней в почках и инфи­цирования мочевых путей);

  • риск запоров;

  • риск снижения аппетита;

  • риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц);

  • риск падений и травм;

  • риск нарушения сна;

  • риск дефицита личной гигиены;

  • риск дефицита общения.

Посттест

ВАРИАНТ I



  1. Определённый режим двигательной активности пациенту назначает:

а) палатная медсестра;

б) врач;

в) медсестра приёмного отделения;

г) старшая медсестра.


  1. Режим двигательной активности, при котором пациенту запрещается вставать и садиться в постели называется _______________________.


  1. Пациенту на постельном режиме разрешается:

а) только поворачиваться в постели;

б) сидеть на кровати, свесив ноги;

в) сидеть на стуле возле кровати;

г) свободно ходить по коридору, посещать туалет.


  1. Наука, изучающая законы механического движения в живых системах, называется __________________________.


  1. Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести тела проецируется на его площадь опоры:

а) да

б) нет


  1. Комплекс профилактических и лечебный мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя пациентов, называется ____________________________.


  1. Устойчивое положение «стоя» возможно, когда расстояние между стопами:

а) 2 -3 см;

б) 10 см;

в) 30 см;

г) 60 см.


  1. Для того, чтобы повернуться стоя с грузом на руках, нужно:

а) поднимать груз и поворачиваться одновременно;

б) поднимать груз и поворачиваться корпусом, не отрывая стоп от пола;

в) поднять груз, затем плавно повернуться на стопах, не сгибая туловища;

г) поднять груз, согнувшись, плавно повернуться.


  1. Причины повреждения мягких тканей у обездвиженного пациента: длительное сдавление, разрыв в результате смещения и ____________.


  1. Положение Фаулера называется:

а) положение на «животе»;

б) положение на «боку»;

в) промежуточное между положением «лёжа на боку» и «лёжа на животе»;

г) положение «на спине» с приподнятыми под углом 45 - 60 град. изголовьем кровати.

ВАРИАНТ II


  1. Чтобы предотвратить появление пролежней, обездвиженного пациента необходимо перекладывать в различные положения:

а) обязательно каждые 20 минут;

б) каждые 3 часа;

в) каждые 2 часа;

г) утром и вечером.


  1. Последовательность действий при укладывании пациента в различные положения в постели:

а) убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати;

б) поставить опору под стопы;

в) убедиться в наличие необходимого инвентаря;

г) уложить пациента в необходимое физиологическое положение, воспользовавшись

подушками и валиками;

д) объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения.


  1. Для предупреждения провисания стопы опора ставится под углом ___ градусов.


  1. Независимо от положения, которое необходимо придать пациенту в постели, в начале следует привести кровать в горизонтальное положение:

а) да;

б) нет.


  1. Эффект Вальсальвы развивается:

а) при резком изменении положения тела пациента;

б) при глубоком выдохе;

в) при натуживании на высоте вдоха;

г) при длительном сдавлении мягких тканей у обездвиженного пациента.


  1. Стул подобран правильно, если на сидении находится:

а) 2/3 длины бёдер сидящего;

б) ½ длины бёдер;

в) 1/3 длины бёдер;

в) всё бедро.


  1. Положением Симса называется:

а) положение «на боку»;

б) промежуточное положение между положением «лёжа на боку» и «лёжа на животе»;

в) положение «на животе»;

г) положение «на спине» с приподнятием под углом 45-60 град. изголовьем кровати;


  1. Режим двигательной активности, при котором пациенту разрешается сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и недолго ходить по палате называется __________________________.


  1. Перечислите режимы двигательной активности, используемые в лечебных учреждениях:

а) ____________

б) ____________

в) ____________

г) ____________


  1. Среда обитания, которая в наиболее полной мере обеспечит пациенту и медицинскому работнику условия для эффективного удовлетворения потребностей «избегать опасности» и «быть здоровым», называется ____________________.

Ситуационные задачи

1. Во время обхода врач предложил пациенту Б., присесть в кровати для проведения осмотра. Пациент удивлен этим предложением, так как медсестра предупредила о том, что ему назначен постельный режим. "Я не встаю с постели и вообще стараюсь как можно меньше двигаться" - говорит пациент.

В чем ошибка медсестры?

2. В лечебное отделение поступила пациентка К., 68 лет, в бессозна­тельном состоянии. Из беседы с врачом палатная медсестра выяснила, что улучшение в состоянии пациентки в ближайшие дни маловероятно.

О каких потенциальных проблемах этой пациентки должна подумать медсестра?

3. Пациенту С., 32 лет, назначен палатный режим. Утром старшая мед­сестра встретила его у дверей туалета. На вопрос, почему он вышел в коридор, пациент ответил, что считает возможным пользоваться ту­алетом, так как ему уже можно вставать и ходить по палате.

Старшая медсестра сделала по этому поводу замечание палатной мед­сестре, заставив ее исправить свою ошибку.

В чем ошибка палатной медсестры?

4. Медсестра зашла в палату к пациенту, которому назначен строгий пос­тельный режим по поводу тяжелого заболевания сердца. Обнаружила, что пациент, имеющий избыточную массу тела, неудобно лежит в постели: матрац и подушки сбились к ножному концу кровати. Медсестра тут же начала перекладывать пациента: попросила его оттолкнуться пятками от кровати в то время, когда она, удерживая его под мышки, подтянет его к изголовью кровати.

Верна ли тактика медсестры?

5. Пациент Д., выписывается из хирургического отделения. Перенес две тяжелые операции на желудке и долгое время находился в бессозна­тельном состоянии. Сейчас он чувствует себя хорошо, встает и пыта­ется ходить при помощи костылей, так как не может опираться на пра­вую сторону: она "висит", не сгибается в голеностопном суставе.

С чем, вероятнее всего, связано это состояние?

6. Составьте алгоритм действия медсестры по укладыванию пациента в положение Фаулера из положения "на боку".

7. Как осуществить перемещение пациента в постели силами трех медсес­тер?

(Составьте алгоритм действия).

8. Как усадить пациента из положения "лежа на спине" на стул возле кровати?

9. Составьте алгоритм действия м/с по укладыванию пациента из положе­ния Фаулера на "левый бок".

10.Составьте алгоритм действия м/с по укладыванию пациента из положе­ния Фаулера в положение Симпса.

11.Составьте алгоритм действия м/с по укладыванию пациента из положе­ния Симпса на "правый бок".

12.Как усадить пациента из положения "лежа в кровати " в положение "сидя в кровати"?


Эталоны ответов на посттесты


ВАРИАНТ I ВАРИАНТ II

1. Б 1. Б

2. строгий постельный 2. В, Д, А, Г, Б

3. Б 3. 90`

4. биомеханика 4. А

5. А 5. В

6. лечебно-охранительный режим 6. А

7. В 7. Б

8. В 8. палатный

9. трение 9. строгий постельный

постельный

10. Г палатный

общий

10. безопасная больничная среда

Практическая задача по сестринскому процессу

Медсестре отделения интенсивной терапии, необходимо разместить пациентку на обычной кровати в положении "лежа на спине".

I ЭТАП - СБОР ИНФОРМАЦИИ.

Пациентка М., 60 лет, медицинский Ds - инсульт, сознание спу­танное, в контакт вступает в большим трудом.

Объективно: кожные покровы бледные, холодный липкий пот, АД - 220/180 мм.рт.ст., пульс 110 уд. в минуту, ЧДД - 20 в минуту.

Доставлена в БСМП машиной скорой помощи с железнодорожного вокзала.

Нарушено удовлетворение потребностей:

- двигаться,

- быть чистым,

- избегать опасности,

- быть здоровым,

- общаться.

II ЭТАП - СЕСТРИНСКИЕ Ds.

Настоящие:

- вынужденное пассивное положение,

- гипертензия,

- риск развития пролежней,

- дефицит самоухода.

Приоритетная проблема: - вынужденное пассивное положение.

III ЭТАП - ПЛАНИРОВАНИЕ.

Краткосрочная цель: пациентка займет вынужденное положение в течение 20 минут.

Долгосрочная цель: м/с будет следить за функциональным сос­тоянием пациента в течение всего пребывания в стационаре.

План:

1) М/с объяснит пациентке ход процедуры, получит ее согласие.

2) М/с оценит состояние пациентки и окружающую обстановку,зак­репит тормоза кровати.

3) М/с подготовит подушки, валики из одеял, упор для ног.

4) М/с придает пациентке правильное положение:

а) положит подушку под голову (или поправит оставшуюся),

б) расположит руки вдоль туловища, ладонями вниз;

в) расположить нижние конечности, на одной линии с тазобед­ренными

суставами.

5) М/с подложит небольшую подушку под верхнюю часть плеч и шею.

6) М/с подложит под поясницу небольшое, свернутое валиком по­лотенце.

7) М/с подложит валики из скатанной в рулон простыни, вдоль наружной поверхности бедер, начиная от области большого

вертела, бедренной кости.

8) М/с подложить небольшую подушку или валик под голень в об­ласти ее нижней трети.

9) М/с обеспечит упор для поддерживания стоп под углом 90`.

10) М/с подложит под предплечье небольшие подушки.

11) М/с убедится, что пациент лежит удобно.

12) М/с моет и сушит руки.

IV ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА.

М/с на практике будет осуществлять каждый пункт плана.

V ЭТАП - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА.

Пациентка размещена в постели в положении "лежа на спине".

Цель достигнута.

Практические манипуляции



1. Укладывание пациента в положение Фаулера.

2. Укладывание пациента на спину.

3. Укладывание пациента на живот.

4. Укладывание пациента в положение Симса.

5. Поворот беспомощного пациента на бок.

Оснащение рабочего места


ВНИМАНИЕ! Укладывание пациента в различные положения должно про­изводится с учетом законов биомеханики тела человека. Независимо от положения, в которое нужно уложить пациента предварительно следует:

1. определить правильность положения тела;

2. подготовить оборудование:

- подушки,

- опоры для стоп,

- мешки с песком,

- валики для кисти,

- средства для удержания тела пациента;

3. поднять постель на максимально удобную высоту для работы;

4. убрать с постели лишние предметы, подушки;

5. объяснить пациенту смысл процедуры;

6. при необходимости заручиться помощью других медицинских сестер;

7. обеспечить пациенту психологический комфорт (не впускать в па­лату посторонних);

8. привести постель в горизонтальное положение и передвинуть па­циента к ее изголовью.

Так освобождается место для правильного укладывания пациента, обе­спечивается легкий доступ к нему и возможность его перемещения без совершения при этом работы против силы тяжести.

Список литературы


  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.

  2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008

  3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. - Ростов е/д.: Феникс, 2002. - (Медицина для вас).

  4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. - М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

  5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.


Стандарты

деятельности

медицинской сестры

ПОВОРАЧИВАНИЕ ПАЦИЕНТА

И РАЗМЕЩЕНИЕ ЕГО В ПОЛОЖЕНИИ НА БОКУ

(Выполняется одной сестрой, пациент может помочь)

Может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати.

Показания:

  • вынужденное или пассивное положение;

  • риск развития пролежней, смена положения.

Этапы

Обоснование

  1. Объясните ход процедуры, полу­чить согласие пациента.

Обеспечивается право пациента на ин­формацию.

  1. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Подготовить дополнительную по­душку, валики, упор для ног, 1/2 резинового мячика, надеть перчатки.

Обеспечивается правильное положение конечностей.

  1. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится сестра.

Обеспечивается доступ к пациенту и его безопасность.

  1. Полностью (если это возможно) опустить изголовье кровати; пациент должен лежать строго горизонтально.

Пациент принимает удобное положение; устраняется давление на костные вы­ступы спины.

  1. Передвинуть пациента ближе к одному краю кровати, противопо­ложному стороне поворота.

Обеспечивается достаточное место для переворачивания пациента на бок.

  1. Сказать пациенту, что он может помочь вам, если скрестит руки на груди. Если вы будете пере­ворачивать его на левый бок:

а) пусть он положит левую ногу на правую (если он сам не может этого сделать, помогите ему);

или

б) согните левую ногу пациента: одна рука охватывает нижнюю треть голени, другая- в подколенной впадине; левая стопа при этом должна оказаться в подколенной ямке

Обеспечивается активное участие па­циента.

Уменьшается физическая нагрузка на сестру.

  1. Встать с той стороны кровати, куда вы будите поворачивать пациента. Положить протектор на кровать рядом с ним. Встать как можно ближе к кровати, согнуть одну ногу в колене и поставить ее на протектор. Вторая нога является опорой.

Обеспечивается правильная биомехани­ка тела.

Обеспечивается безопасность сестры и пациента.

  1. Положить одну руку на то пле­чо, которое дальше от вас, а вторую руку - на дальнее бед­ро, т.е. если пациент будет по­ворачиваться на левый бок по направлению к вам, положите ле­вую руку на его левое плечо, а правую - на его левое бедро.

Обеспечивается равномерное распределение физической нагрузки.

  1. Повернуть пациента на бок, пе­ренося свой вес на ногу, стоя­щую на полу.

Обеспечивается правильная биомехани­ка тела. При перемещении пациента к себе, уменьшается риск падения и тре­ния кожи.

  1. Подложить подушку под голову и шею пациента.

Обеспечивается выпрямляемость тела пациента.

Уменьшается боковое сгибание шеи.

Уменьшается напряжение грудино-клю­чично-сосцевидной мышцы

  1. Выдвинуть вперед "нижнее" пле­чо пациента, чтобы он не лежал на своей руке.

Предотвращается непосредственное воз действие массы тела на плечевой сус­тав.

  1. Придать обеим рукам пациента слегка согнутое положение. Ру­ка, находящаяся сверху, лежит на подушке на уровне плеча.

Уменьшается внутреннее вращение и приведение плеча. Обеспечивается за­щита сустава. Улучшается вентиляция легких, т.к. облегчается подвижность грудной клетки.

  1. Подложить пациенту под спину сложенную подушку (подушку складывают по длине и слегка подсовывают ее ровной поверх­ностью под спину пациента).

Обеспечивается поддержка пациента в положении лежа на боку

  1. Под полусогнутую "верхнюю" но­гу пациента, лежащую немного впереди нижней, поместить по­душку (от паховой области до стопы).

Предотвращается перегибание ноги.

Обеспечивается надлежащая выпрямлен­ность ноги. Устраняется давление на костные выступы.

  1. Поместить мешок с песком у по­дошвы "нижней" ноги. Расправить подкладную пеленку.

Обеспечивается тыльное сгибание сто­пы. Предотвращается ее отвисание, обе­спечивается профилактика пролежней.

  1. Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Вымыть и осушить руки.

Обеспечивается инфекционная безопас­ность

ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

(Выполняется одной сестрой по назначению врача;

пациент может помочь)

Может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати.

Показания:

  • вынужденное или пассивное положение;

  • риск развития пролежней, смена положения.

Этапы

Обоснование

  1. Объясните ход процедуры, полу­чить согласие пациента.

Обеспечивается право пациента на ин­формацию.

  1. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Подготовить свернутое одеяло или полотенце, небольшую подушку, валики.

Обеспечивается правильное положение тела пациента

  1. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится сестра.

Обеспечивается доступ к паци- енту и его безопасность.

  1. Опустить изголовье кровати (или убрать подушки), придав постели горизонтальное положение. Убедиться, что пациент ле­жит строго горизонтально.

Обеспечивается правильное поло- жение пациента и возможность его безопасного перемещения.

  1. Приподнять аккуратно голову пациента, убрать обычную и по­ложить маленькую подушку.

Обеспечивается правильное поло- жение пациента (уменьшается переразгибание шейных позвон- ков).

  1. Поместить пациента к краю кро­вати.

Обеспечивается пространство для пе­ремещения.

  1. Разогнуть руку пациента в лок­тевом суставе, прижать ее к ту­ловищу по всей длине, подложив кисть под бедро или поднять ее вверх и вытянуть вдоль головы.

Рука не будет мешать при перемещении пациента. Исключается опасность при­давливания руки при перемещении па­циента на живот.

  1. Поднять боковые поручни. Перей­ти на другую сторону кровати. Опустить боковые поручни с

другой стороны кровати.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Встать коленом на кровать. Под­ложить свернутое одеяло или небольшую подушку под верхнюю часть живота пациента. Положить одну руку на дальнее от вас плечо пациента, а другую руку - на дальнее от вас бедро, поста­вить колено на кровать пациента, подложив под колено неболь­шую подушку (протектор).

Обеспечивается правильная биомехани­ка тела медсестры и пациента, и их безопасность.

  1. Перевернуть пациента на живот в сторону сестры. Голова паци­ента должна быть повернута на­бок.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Подложить подушку под голени, чтобы пальцы не касались пос­тели.

Исключается давление на пальцы и развитие на них пролежней.

  1. Согнуть руку, к которой обращена голова пациента, в локтевом суставе под углом 90`, другую руку - вытянуть вдоль туловища

Обеспечивается правильная биомеханика тела пациента и его безопасность.

  1. Подложить подушки (или поролон в чехле) под локти, предплечья и кисти.

Обеспечивается профилактика пролежней

  1. Подложить небольшие валики ря­дом со стопами (с наружной стороны).

Предупреждается поворот стопы кнаружи

  1. Расправить простыню и подклад­ную пеленку.

Обеспечивается комфорт и профилактика пролежней

  1. Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поруч­ни.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Вымыть и осушить руки.

Обеспечивается инфекционная безопас­ность

РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИИ ФАУЛЕРА

(Выполняется одной сестрой)

Может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати.

Показания:

  • вынужденное положение пациента (в т.ч. при гемиплегии, тетраплегии);

  • риск развития пролежней;

  • необходимость физиологических отправлений в постели.

Этапы

Обоснование

  1. Объясните ход процедуры, полу­чить согласие пациента.

Обеспечивается право пациента на ин­формацию.

  1. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

Обеспечивается безопасность па- циента

  1. Подготовить подушки, валики из одеял, упор для ног.

Обеспечивается правильное поло- жение голени, стоп, предплечья, кисти.

  1. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится медсестра.

Обеспечивается доступ к паци- енту и его безопасность.

  1. Убедиться, что пациент лежит на спине посередине кровати и уб­рать подушки.

Обеспечивается правильное рас- положе­ние пациента, безопасное для переме­щения.

  1. Поднять изголовье кровати под углом 45-60` (90` - высокое Фаулерово положение, 30`- низ­кое Фаулерово положение) или подложить три подушки: человек прямо сидящий на кровати, нахо­дится в положении Фаулера.

Обеспечивается комфортное и функциональное положение пациента.

  1. Подложить подушку или сложен­ное одеяло под голени пациента

Исключается "съезжание" пациента вниз

  1. Положить под голову небольшую подушку (в том случае, если поднималось только изголовье).

Предупреждается напряжение мышц шеи

  1. Подложить под предплечья и кисти подушку (если пациент не может самостоятельно двигать руками).Предплечья и запястья должны быть приподняты и рас­положены ладонями вниз.

Предупреждается растяжение капсулы плечевого сустава и сгибательная контрактура мышц верхней конечности. Обе­спечивается отток крови и предупреж­дается отек кисти.

  1. Подложить пациенту под поясни­цу подушку.

Уменьшается нагрузка на поясничный отдел позвоночника.

  1. Подложить небольшую подушку или валик под колени пациента.

Предупреждается переразгибание в ко­ленных суставах и сдавливание подко­ленной артерии под действием тяжести

  1. Подложить небольшую подушку пациенту под пятки.

Предупреждается длительное давление матраца на пятки и снижается риск образования пролежней.

  1. Обеспечить упор для поддержа­ния стоп под углом 90` (если необходимо).

Поддерживает тыльное сгибание стоп и предупреждается их провисание.

  1. Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поруч­ни.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Вымыть и осушить руки.

Обеспечивается инфекционная безопас­ность

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИИ СИМСА

(ПОЛОЖЕНИЕ, ПРОМЕЖУТОЧНОЕ МЕЖДУ ПОЛОЖЕНИЕМ НА ЖИВОТЕ И НА БОКУ; ПАЦИЕНТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЛИШЬ ЧАСТИЧНО ИЛИ НЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ВООБЩЕ)

(Выполняется одной или двумя сёстрами)

Может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати.

Показания:

  • вынужденное пассивное положение;

  • риск развития пролежней.

Этапы

Обоснование

  1. Объясните ход процедуры, полу­чить согласие пациента.

Обеспечивается право пациента на ин­формацию.

  1. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Подготовить дополнительную по­душку, валики, упор для ног, 1/2 резинового мячика.

Обеспечивается правильное положение конечностей

  1. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится медсестра.

Обеспечивается доступ к пациенту и его безопасность.

  1. Перевести изголовье кровати в горизонтальное положение (или убрать подушки).

Обеспечивается необходимая выпрямленность тела пациента

  1. Положить пациента на спину.

Подготовка к укладыванию его в поло­жение Симса.

  1. Переместить пациента к краю кровати.

Обеспечивается правильная биомехани­ка тела.

  1. Переместить пациента в положе­ние лежа на боку и частично на животе.

На матрасе - лишь часть живота пациента.

  1. Подложить подушку под голову пациента.

Обеспечивается необходимая вы- прямлен­ность тела и предотв- ращается боковое сгибание шейного отдела позвоночника

  1. Под согнутую, находящуюся свер­ху руку поместить подушку на уровне плеча. Другую руку паци­ента положить на простыню.

Предотвращается внутреннее вра- щение плеча. Поддерживается необходимая вы­прямленность тела.

  1. Под согнутую "верхнюю" ногу подложить подушку, так чтобы нога оказалась на уровне бедра

Предотвращается внутреннее вращение бедра и приведение ноги. Предупрежда­ется переразгибание ноги. Уменьшается давление матраса на колени и лодыжки

  1. У подошвы ноги положить мешок с песком.

Обеспечивается тыльное сгибание сто­пы.

Предотвращается отвисание.

  1. Убедиться, что пациент лежит удобно. Расправить простыню и подкладную пеленку. Поднять по­ручни.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Вымыть и осушить руки.

Обеспечивается инфекционная безопас­ность

РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ

(Выполняется одной сестрой)

Может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати.

Показания:

  • вынужденное пассивное положение;

  • риск развития пролежней;

  • гигиенические процедуры в постели.

Этапы

Обоснование

  1. Объясните ход процедуры, полу­чить согласие пациента.

Обеспечивается право пациента на ин­формацию.

  1. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Подготовить подушки, валики из одеял, упор для ног

Обеспечивается правильное положение голени, стоп, предплечья, кисти.

  1. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится медсестра.

Обеспечивается доступ к пациенту и

его безопасность.

  1. Опустить изголовье кровати (убрать лишние подушки),придав постели горизонтальное положе­ние. Убедиться, что пациент ле­жит посередине кровати.

Обеспечивается правильное положение пациента

  1. Придать пациенту правильное положение:

а) положить подушку под голову (или поправить

оставшуюся);

б) расположить руки вдоль ту­ловища ладонями

вниз;

в) расположить нижние конеч­ности на одной

линии с тазо­бедренными суставами.

Обеспечивается комфортное положение пациента

  1. Подложить небольшую подушку под верхнюю часть плеч и шею.

Обеспечивается правильное распределе­ние нагрузки на верхнюю часть тела.

Предупреждается напряжение мышц шеи.

  1. Подложить под поясницу неболь­шое, свернутое валиком полотен­це.

Обеспечивается переразгибание поясничной части позвоночника.

  1. Подложить валики из скатанной в рулон простыни вдоль наруж­ной поверхности бедер, начиная от области большого вертела бедренной кости.

Предотвращается поворот бедра кнаружи.


  1. Подложить небольшую подушку или валик под голень в облас­ти ее нижней трети.

Предотвращается длительное давление матраца на пятки и образование про­лежней.

  1. Обеспечить упор для поддержи­вания стоп под углом 90˚.

Поддерживается тыльное сгибание стоп, ­предупреждается их провисание.

  1. Подложить под предплечья не­большие подушки.

Облегчается отток крови, предупреждая отек кисти.

  1. Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни.

Обеспечивается безопасность пациента

  1. Вымыть и осушить руки.

Обеспечивается инфекционная безопас­ность.


© 2010-2022