Статья Инновационные подходы в условиях надомного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные подходы в условиях надомного обучения



Л.М. Хаванская

учитель начальных классов

МКОУ Грибановская СОШ №2

пгт. Грибановский, Воронежская обл.



Важнейшей задачей современной школы становится задача развития интеллектуальных способностей детей, умение мыслить, самостоятельно решать проблемы. В современных условиях общественного развития школа в первую очередь должна быть ориентирована на гуманистические ценности образования. Многолетние исследования показывают, что увеличивается число детей, испытывающих в процессе школьного обучения различного рода трудности. Эти дети не имеют выраженных сенсорных отклонений и грубых нарушений интеллектуального и речевого развития, но их стойкая неуспеваемость и трудности в обучении являются острой проблемой в современной педагогике. В связи с этим в общеобразовательной школе открываются классы коррекционно-развивающего обучения (компенсирующего обучения, коррекционные, выравнивания и др.) Создание таких классов позволяет исключить изоляцию ребёнка от детского коллектива, формирование патологической замкнутости и нежелание общаться со сверстниками.

Существует категория учеников, которые по индивидуально- психофизическим особенностям и состоянию здоровья не могут обучаться в общеобразовательной школе или школе - интернате, эти дети с выраженной задержкой психофизического развития. В этих условиях обучение осуществляется на дому.

Учитель, как показывает личный опыт, фактически в одиночку осуществляет обучение больного ребёнка, сталкиваясь и с организационными проблемами и проблемами самого учебного процесса, чётко определяются задачи, возникающие перед ним:

- охарактеризовать особенности познавательной деятельности ученика;

- выявить основные составляющие познавательной активности;

- определить пути активизации познавательной деятельности;

- определить методические средства, комплексно воздействующие на все составляющие познавательной активности учащегося;

- экспериментально проверить эффективность методических средств комплексной активизации познавательной деятельности в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционно-развивающее обучение направлено на исправление дефектов личности с одновременным развитием механизма компенсации с опорой на учебный материал. В процессе обучения мне не столь важен, к примеру: объём письменной работы или прочитанного, главное: заинтересовать, активизировать умственную деятельность, создать проблемную ситуацию, требующую от ученика самостоятельности в поиске её разрешения. Но решение проблемных ситуаций требует от ученика длительного умственного напряжения, а детям с задержкой психофизического развития свойственна повышенная утомляемость, они нуждаются в частой смене характера познавательной деятельности. Здоровьесберегающая программа является неотъемлемой частью в работе с детьми. Наряду с традиционными познавательными и развивающими играми, посильными для ученика задачами активно осваиваются инновационные комплексы коррекционных упражнений, направленных на развитие логического мышления, слухового и зрительного восприятия, на укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие координации движений, коррекционные логопедические упражнения и так далее. Инновационные технологии широко используются в общеобразовательной школе, адаптируя их к коррекционно- развивающему обучению (в тех случаях когда это возможно), я использую принципиально новую технологию обучения ученика с задержкой психофизического развития. Такую возможность даёт наличие компьютерной техники в семье ученика. Последовательное вовлечение в познавательную деятельность, подкреплённую получением навыков, систематическое учебное сотрудничество на уроках и вне их ведёт к возникновению у ученика вполне осознанного контроля и самоконтроля, к формированию способности связно высказываться и рассуждать. Это особенно сложно для ребёнка, когда речевое недоразвитие и запас на первоначальных этапах не дают возможность организовать элементарное общение даже на уровне. Применение инновационных технологий помогает корректировать речевые недостатки, увеличивает словарный запас, способствует социально-психической адаптации ребёнка.

У детей с отклонениями в развитии наблюдается сниженная познавательная активность, они пасуют перед интеллектуальными трудностями, пугаются их и избегают. Поэтому возникает вопрос о целесообразности введения в урок элементов проблемного обучения. Практика показывает, что внедрение инновационных технологий (обучающие и развивающие компьютерные программы, игры, интегрированные уроки, посильные творческие задания, исследовательская деятельность и др.) помогает в разрешении проблемной ситуации, создаёт дополнительный стимул познавательной активности, постепенно преодолевает пассивность и инертность, а значит это шаг в сторону коррекции личности ребёнка, что в сущности, и является целью коррекционно-развивающего обучения.

Несомненно, мощный коррекционный заряд заложен в коллективных формах обучения, в проведении групповой работы. Возможно ли использовать такую форму работы в условиях надомного обучения? Из кого создать такую группу? На первых этапах это члены семьи, в дальнейшем контакт со сверстниками посредством дистанционного и непосредственного общения. (Имея поддержку и огромную заинтересованность со стороны родителей, такую связь я ранее организовывала между двумя своими учениками, имеющими совершенно разные нарушения здоровья.) Дети даже с выраженной формой задержки психического развития переживают как свой успех, так и успех своей группы, а в ситуации успеха проявляют достаточно высокую познавательную активность. Осуществляется коррекция высших психических функций (мышления, внимания, речи, памяти и т.д.) Постепенно из пассивного объекта коррекционного воздействия ученик превращается в активного субъекта учебно-коррекционной деятельности.

© 2010-2022