Зачетная система проверки знаний студентов по учебной дисциплине

Проверка знаний и умений студентов является важным элементом процесса обучения через зачетную систему и зачет. Его организация и проведение существенно влияют на регулярность занятий студентов по дисциплинам, тщательность выполнения заданий. Студенты заинтересованы в проверке своих знаний, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Студент желает видеть свой собственный рост и результативность своего труда, поэтому про...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Южно-Уральский многопрофильный колледж»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме:


«Зачетная система проверки знаний

студентов по учебной дисциплине».




























г. Челябинск, 2014 год



Одобрено

Цикловой методической комиссией

блока ЕН дисциплин



Составитель: Е.А. Кондратьева, преподаватель математики

Рецензенты: М.А. Вуйлова, преподаватель математики, методист ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

Л.И.Кундель, преподаватель математических дисциплин, методист ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»



Проверка знаний и умений студентов является важным элементом процесса обучения через зачетную систему и зачет. Его организация и проведение существенно влияют на регулярность занятий студентов по дисциплинам, тщательность выполнения заданий.

Студенты заинтересованы в проверке своих знаний, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Студент желает видеть свой собственный рост и результативность своего труда, поэтому проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить.

В зависимости от подхода к проверке изменяется значимость оценки по качеству. Ряд важнейших знаний, умений и компетенций либо вообще не подвергается проверке, либо проверяется эпизодически.

В данной разработке показана система проведения зачета по дисциплине, его особенности, методика подготовки и проведения. Она полезна в качестве рекомендаций для преподавателей колледжей.

ПЛАН:


  1. Понятие зачетной системы и зачета.

  2. Виды и формы зачетов и его организация.

  3. Подготовка студентов группы к зачету и его проведение.

Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и компетенций каждого студента с зачетом по основным темам курса дисциплин.

Зачет, являясь основной частью зачетной системы, проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме (предмета) каждым студентом.

Необходимость проверки знаний основных положений темы после ее изучения обусловлена следующим:

- изучив все вопросы темы, студенты начинают воспринимать ранее изученное с новых позиций;

- ранее изученное во взаимосвязи изученных явлений лучше понимается.

Отбор тем для зачета определяется его целью, значимостью учебного материала для познания данного учебного курса. Число тем должно быть строго ограничено, чтобы они не загружали студентов, т. к. знания по некоторым темам уже проверены через уроки - семинары, контрольные работы, уроки - конференции и т. д.

Какие знания следует проверять у студентов в зачете? Для этой цели в календарно - тематическом плане или в поурочном плане ввести в графе «вид занятия» форму проверки:

а) текущая - фронтальная, устная, письменная с охватами студентов: индивидуально, массово, по группам;

б) итоговая в форме зачета (диктанта по предмету, контрольно - практической работы, через тестовое задание и т.д.) с охватом студентов: массово, с включением теории и по возможности - практически.

ТЕКУЩАЯ - в проверке участвуют все студенты, но отчитываются в знаниях некоторые из них, т. к. по большинству вопросов проверка является индивидуальной при групповой. Исключение составляют вопросы применения при решении задач и постановки эксперимента.

ИТОГОВАЯ - после окончания изучения темы для определения достижения конечных результатов обучения по заданной теме каждым студентом (массовая проверка), в ней нуждаются следующие знания и умения:

- умение писать ход явлений, опытов, событий, иллюстрирующих это явление;

- знание отдельных фактов по истории предмета;

- знаний теории по предмету;

- знание и понимание законов по предмету;

- умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений, событий и т. п.;

- понимание взаимосвязи различных признаков, характеризующих группу однородных дисциплин;

- представление об историческом развитии отдельных разделов по предмету.

Используя перечень знаний выносимых на зачет, содержание конкретной темы курса и указание программы, можно определить содержание зачета по каждой теме.

ПРИМЕР: по логике к теме «Понятия» на зачет выносятся вопросы:

  1. Содержание и объем понятия. Виды понятия.

  2. Виды отношений между понятиями.

  3. Логические операции определения и деление понятий.

и упражнения вида:

1). Изобразить в круговых схемах и определить вид отношения между понятиями:

1а). Менеджер, юрист;

1б).Преступление, хозяйственное преступление, выпуск недоброкачественной продукции;

1в). Маркетинг, деятельность, удовлетворяющая потребности посредством обмена;

1г). Бедный, богатый;

1д). Нотариус; юрист, торговый агент.

2). Проверьте правильность определений понятий. В неправилбных определите и укажите, какие правила нарушены:

2а). Обмен - не акт производства;

2б). Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспарительного или охраняемого законом интереса;

2в). Нормативный акт - правовой акт государства.

3). Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении укажите, какие правила нарушены:

3а). Государственные налоги делятся на прямые, косвенные, выгодные и невыгодные;

3б). Сделки бывают двусторонними, многосторонними, завещаниями;

3в). Маркетинг может быть выполнен добросовестно и недобросовестно;

3г). Наследование наступает в силу закона или завещания.

При объяснении многих вопросов, входящих в данную схему должны использоваться знания, полученные раньше, в т. ч. и на других предметах.

Четкое изложении студентами учебного материала на зачете обеспечивается знанием определений, понятий, осознанного характера зависимости между понятиями, входящими в вопрос.

В зависимости от содержания учебного материала, его особенностей, зачеты могут быть письменными или устными.

Письменный зачет обусловлен сравнительно небольшим числом вопросов, которые требуют для изложения длительного связанного рассказа, обилием математических выводов, формул, возможностью выражения закономерностей словесно, математически, графически и доступностью для студентов с точки зрения из подготовленности, познавательных возможностей перехода от одной формы выражения к другой.

На письменный зачет вопросы выносятся либо по одному (последовательно), либо сразу все ( заранее пишутся на доске), либо раздается на заранее подготовленных карточках.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЧЕТА


В практике работы зачет проводится следующим образом:

1. На уроке числа заранее известных вопросов преподаватель, выбирает, какой - то один и вызывает одного из студентов к доске. Его ответ слушают все остальные.

Таким образом, последовательно разбирают все вопросы, составляющие содержание зачета.

При таком проведении зачета большая часть студентов остается пассивной, и это очень плохо, т. к. студенты, слушая ответ другого, узнают уже известные им факты, т.е. психологическая операция воспроизведения заменяется узнаванием, и студентам кажется, что они хорошо знают тему. Кроме того, зная, что будут проверены знания отдельных студентов, некоторые готовятся к зачету недобросовестно. Положительным при таком проведении зачета является только то, что все студенты слушают ответ товарища и обсуждают его.

2. Форма зачета: каждый из студентов отвечает преподавателю, на какой - то один вопрос из заранее известных.

При этом происходит большая потеря учебного времени для каждого студента: ответив на один вопрос (3 - 4 минуты), он затем уже ничего не делает и ждет звонка. Кроме того, студенты знают, что из всех вопросов им придется отвечать только на какой - то один, и готовятся поэтому не всегда добросовестно. Положительным при таком проведении зачета является то, что каждый студент отвечает преподавателю.

Первую и вторую форму хорошо использовать на заочном отделении, т. к. они в основном готовят ответы по всему курсу самостоятельно.

3. Форма для зачета - использование обобщенных уроков.

После прохождения определенной темы преподаватель планирует проведение урока для обобщения и повторения знаний студентов с учетом достижения полезного. С этой целью он подбирает задание для каждого студента и определяет форму зачета:

а) устный опрос у доски (3 -4 студента);

б) письменное решение задач (качественных) - (10 -12 студентов);

в) решение расчетных задач (10 -12 студентов);

г) ответ ( письменный ) на творческое задание ( 5 - 8 студентов);

д) защита рефератов, докладов, … (6 - 8 студентов).

На таких уроках каждый студент выполняет одно задание, у него проверяется какая - то одна сторона знаний. А как усвоена тема в целом? Как владеет студент теоретическими знаниями, умеет ли применить их в учебной практике? На такой вопрос при такой методике зачета преподаватель не сможет дать четкого ответа.

После проведения зачета в любой из указанных 3 форм (слабоуспевающие студенты, отвечают отдельные студенты, а остальные слушают; отвечают по очереди все, и никто не слушает, т. к. каждый выполняет свое задание), преподаватель не сможет сделать вывода об усвоении темы в целом каждым студентом группы, т.е. зачет не достигает своей цели.

Итак, зачет - это массовая форма проверки знаний, умений и навыков студентов.

Следовательно, преподавателю необходимо на зачете проверить знания всех студентов группы по основным вопросам темы. Это можно осуществить двумя путями:

- увеличить время проверки;

- увеличить число проверяющих.

Первый путь автоматически приводит его к проведению во внеурочное время, что совершенно недопустимо, поскольку вызывает серьезную нагрузку студента и преподавателя, нарушает учебную работу по другим предметам, т.к. в день проведения зачета и на следующий студенты приходят на урок неподготовленными. Зачет следует проводить только в учебное время, выделяя для него 2 урока - в зависимости о объема проверяемого материала. Для проведения зачета целесообразно привлекать студентов (ассистентов), лучше других усвоивших учебный материал зачетной темы.

ПОДГОТОВКА АССИСИЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАЧЕТА:

Подготовка студентов к взаимопроверке, тренировка их в этом, происходит постепенно от урока к уроку. Студенты учатся выделять в ответе существенное, подмечать ошибки и недочеты, оценивать ответ товарища и обосновывать оценку. Поэтому подготовка ассистента к зачету преподавателем заключается в проверке знания им данной темы, сформированности умений; в определении группы вопросов, которую каждый ассистент будет проверять у товарищей; в уточнении его деятельности на уроке - зачете:

- Как организовать проверку знаний товарища?

- Что подготовить к зачетному уроку (приборы, таблицы и т.д.)?

- Где будет его рабочее место?

Число ассистентов неодинаково на разных зачетах и зависит от особенностей темы.

Состав ассистентов в течении семестра может меняться, что способствует более быстрому учебному росту студентов, группе, дает возможность преподавателю чутко реагировать на достижения отдельных студентов в усвоении данного курса.

Например, студент хорошо владеет логическими понятиями, грамотно решает задачи на объемы и содержание понятий, их отношения. На зачете преподаватель поручает ему проверять именно эти знания согруппников. Студенту, поработавшему ассистентом уже неловко плохо отвечать.

Конечно, еще будут срывы, будут неуверенные ответы и нерешенные задачи, но начало росту положено. Смена ассистентов - один из стимулов в учебной работе студентов. Очень важно выделить круг вопросов, который будет проверять каждый ассистент, т.к. это обеспечит их лучшую подготовку к зачету.

За несколько дней до зачета ассистент, ответив преподавателю на вопросы по своей теме, узнает, узнает, что и как он будет проверять у товарищей на зачете. Он имеет возможность еще раз просмотреть материал по учебнику, уточнить с преподавателем и согруппниками неясные ему вопросы, подумать, что и как он будет спрашивать на зачете.

К зачетному уроку каждый ассистент под руководством преподавателя подготавливает необходимое оборудование, учетную карточку, из которой видно, кто проверял, в какой группе и когда.

Карточка учета:

1 вариант карточки учета:

Вид проверяемой работы:

Фамилия ассистента

Группа

Дата

Фамилии студентов

Теоретические вопросы

Дополнительные вопросы

Оценка

Замечания

1.

2.

3.



2 вариант карточки учета:

Фамилия ассистента:

Решение задач Группа:

Дата:

Фамилия

№ задания

Оценка

Замечания

1.

2.

3.



3 вариант карточки учета:

ФАМЛИЯ АССИСТЕНТА:

Контрольная, практическая (лабораторная) работа

Группа:

Дата:

Фамилия

Оценка

Замечания

1.

2.

3.

Графа "Замечания" очень важна. Сопоставив замечания с оценками, преподаватель может определить, соответствует ли поставленная оценка ответу. Проанализировав замечания по всем карточкам, преподаватель получит представление о вопросах, усвоенных студентами недостаточно хорошо. Эта графа имеет большое психологическое значение для студентов, так как они понимают, что в процессе работы над следующей темой преподаватель проверит, ликвидирован ли пробел в знаниях по предыдущему материалу.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ГРУППЫ К ЗАЧЕТУ.


Подготовка студентов к зачету начинается с первого урока по данной теме. Преподаватель сообщает, что после изучения темы (указывает число) состоится зачет, на которой будут вынесены следующие вопросы (вывешивает их в кабинете). В процессе изучения темы неоднократно напоминает студентам о зачете, спрашивает, кто из них как готовится. Это психологически подготавливает студентов к зачету, к необходимости тщательно заниматься из урока в урок.

Накануне зачетного урока преподаватель уточняет, что каждый студент должен принести на урок (микрокалькулятор, таблицы каких - либо величин, ручку, необходимое число бумаги и т. п.).

Проведение зачета.


До зачета преподаватель уточняет маршрут каждого студента на зачете и время, необходимое ему для выполнения всех заданий.


Задачи

20 минут


Теория

40 минут

Контрольная

работа

20 минут







Распределение времени.

Общий бюджет времени - 90 минут. Теоретический материал каждый студент отвечает 40 минут (по 10 минут каждому ассистенту, решает задачи - 20 минут), выполняет контрольную работу - 20 минут, 10 минут - запас времени - используется для организационных моментов (начало зачета, переход от одного ассистента к другому и т.п.), для подведения итогов зачета.

Маршрут представлен на схеме.

Обозначения на рисунке:

- круг - вид задания;

- точка в круге - ассистент;

- стрелки внутри круга - путь каждого студента при выполнении задания;

- стрелки, соединяющие круги - путь каждого студента от задания к заданию.

Из схемы видно, как распределяются студенты группы между различными видами работ, какое время отводится на смену работ; проверку; знания студентов проверяются одновременно; количество ассистентов.

Зачет проводится в продолжение двух уроков. Студенты (исходим из того, что в группе 32 человека) на зачете будут отчитываться в своих знаниях - 22, т.к. 10 ассистентов. В течение 40 минут 16 студентов отвечают теорию, а 16 показывают свое умение применять знания в учебной практике. Эти студенты делятся на 2 группы: студенты одной группы решают задачи, а другой в тоже время - выполняют контрольную (лабораторную) работу. На каждый вид задания отводится по 20 минут. Через 20 минут студенты меняют вид работы: решавшие задачи приступают к контрольно - практической работе, а выполнявшие ее приступают к решению задач.

Через 40 минут после начала зачета происходит смена: отвечающие теорию приступают к решению задач и практической работе - по 8 человек, а 16 человек, отчитавшиеся в умении применять знания в учебной практике, начинают отвечать теорию.

Студент отвечает теорию поочередно четырем ассистентам, решает задачи еще у одного, выполняет контрольную работу у одного ассистента. Получается, что на зачете знания одного студента проверяют 6 человек в продолжение 80 минут. Необходимо, кроме того, предусмотреть дополнительные задания для студентов, сумевших сдать зачет раньше своих согруппников.

На зачетном уроке преподавтель предлагает ассистентам занять рабочие места, указывает, с какого задания каждый студент начинает сдачу зачета. Для экономии времени и улучшения организации начала зачета вывесить в кабинете схему маршрута каждого студента.

В дальнейшем преподаватель наблюдает за деятельностью студентов, при необходимости помогает ассистентам, следит за выполнением временного графика. Если кто - то из студентов не укладывается во времени при выполнении задания, решает, как поступить в каждом конкретном случае, - оценить частично выполненное задание и предложить выполнить следующее задание или добавит время на выполнение задания и снизить оценку за задержку времени. Решение зависит от причины задержки. За 5 - 6 минут до конца зачетного урока преподаватель просит всех студентов занять свои места и высказать мнение, а ассистентов - высказать претензии к отвечающим. Это обязательно нужно делать в конце каждого зачетного урока, чтобы предупредить различные разговоры о проверках ассистентов, их предвзятости, приучить студентов к принципиальному и честному разбору разногласий, т.е. этот момент в проведении зачета несет большую нравственную нагрузку.

После уроков преподавтель переносит оценки с карточек учета в журнал, указывая вид работы (решение задачи, контрольная и т.д.). оценки за знание теории целесообразно выставлять на те числа, когда этот вопрос разбирался в группе, чтобы было ясно, за что какая оценка получена каждым студентом.

Возможно, принять оценки, поставленные ассистентами, без дополнительной их проверки, т.к. в практике работы, в процессе длительного педагогического эксперимента по такой системе зачета, оценки ассистентов и оценки преподавателей обычно совпадают. При нормальной атмосфере в группе (серьезное отношение к учебе, отсутствие ложного товарищества) ассистент с большим желанием и ответственностью относится к выставлению оценок, и зачастую ставят их строже преподавателя.

Ассистенты неохотно ставят "2" и "1", часто они спрашивают разрешения подготовить товарища к выполнению задания, с которым он не справился, и проверить его знания еще раз.

Подобная постановка вопроса "подготовить и проверить" не расходится с задачей преподавателя - "научить", поэтому преподаватель обычно разрешает ассистенту не выставлять неудовлетворительную оценку. Иное дело, если студент не выполнил большую часть заданий, в таком случае "2" должна быть выставлена, а студенту дан срок для подготовки и пересдачи этого материала (безусловно, речь идет о тех студентах, которые не сумели подготовиться должным образом к зачету по болезни или иным уважительным причинам). С ними преподавателю предстоит поработать индивидуально.

Правильное использование зачетной системы предполагает обязательное продумывание, и планирование проверки до начала изучения темы. При планировании преподаватель определяет, какой учебный материал, когда, в какой форме будет проведен в процессе изучения темы: уточняет, какой учебный материал по этой теме и в какой форме следует вынести на зачет.

В результате такого планирования выявляется план проверки знаний каждого студента по учебному материалу данной темы. Его осуществление делает проверку всесторонней, глубокой, полной и регулярной, что обеспечивает ее объективность. Наличие такого плана проверки учета знаний, умений и навыков студентов по каждой теме предмета (или курса изучения предмета в целом), поможет преподавателю приучить студентов к систематической, планомерной работе по изучению учебного материала, обеспечивающей получение глубоких и прочных знаний.

После проведения зачета на основании текущих и зачетных оценок преподаватель выставляет одну - зачетную оценку за усвоение учебного материала, соответствующего предмета за семестр.

Такое суммирование оценок создает ряд преимуществ, как для преподавателя, так и для студентов. Для преподавателя выставление отметок за семестр, т.к. она получается из равноценных оценок - за знания каждой темы курса. Уменьшается число случайных оценок; повышается целенаправленная индивидуальная работа по выравниванию знаний каждого студента; известно, за что выставлена в журнал оценка, в чем студент слаб, в знании теории, в решении задач, в работе с законами и т.д.

Практически исчезают претензии студента и родителей к преподавателю о необъективности его отметок. Усиливается воспитывающее воздействие проверки: студенты понимают необходимость систематической и последовательной работы над каждой темой курса, т.к. они вынуждены регулярно отчитываться в своих знаниях перед преподавателем и товарищами. У студентов развивается и усиливается интерес к предмету, что объясняется их постоянной работой над ним. Студент, зная свои оценки, видит, в чем он слаб, и поэтому почти всегда у него появляется желание ликвидировать это слабое звено в своих знаниях.

В большинстве случаев труд студентов, во время оказания ему помощи преподавателя, дают положительные результаты: слабые переходят в средние, а средние - в сильные, т.е. зачетная система при ее умелом использование служит действенным стимулом учебного роста каждого студента.

Зачеты следует вводить в систему проверки знаний, умений и навыков студентов с 1 курса после изучения темы или раздела, или курса.

Литература:

1. Эрдниев П.М. Преподавание математики / П. М. Эрдниев. - 3 - е изд. - М.: Просвещение. - 2014. - 315 с.

2. Кабанова - Миллер Е. И. Обучать учащихся разумно учиться / Е. И. Кабанова - Миллер. М., Просвещение. - 2013. - 318с.

3. Новиков П. Учите мыслить / П. Новиков. М.: Просвещение. - 2014. - 318с.

4. Юнг Дж. "Как преподавать математику" / Дж. Юнг. М.: - 2005. - 178с.

5. Гетманова А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. М. Просвещение: - 2014 - 496с.

6. Калужнин Л. А. Элементы теории множеств и математической логики / Л. А. Калужнин. М.: Просвещение - 2014. - 324с.


© 2010-2022