Доклад о патриотическом воспитании молодежи

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

Об организации работы по патриотическому воспитанию молодежи на базе

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студента.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К.Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается училищными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из образовательных учреждений, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» образовательные учреждения получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в Профессиональном училище № 34 можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.

Военно-патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и мирному человеку.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашем училище идет по двум системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

  1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:

  • участие в гражданской инициативе «Бессмертный полк»;

  • участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. и других патриотических мероприятиях.

  1. Участие в городском конкурсе виртуальных проектов «Путешествие по родному краю», проведение уроков Мужества, уроков Памяти, уроков Патриотизма, уроков России, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны - концерт с хором ветеранов «Русская песня». Поздравление и выступление с концертом перед ветеранами войны и защитниками Отечества.

  2. Празднование памятных дат, проведение выставок в библиотеке училища, викторин, проведение месячников патриотической работы «Русская армия - символ Отчизны», «Памяти павших будем достойны»;

  3. Участие в фестивале - конкурсе военно-патриотической песни «Красная гвоздика», а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных Великим праздникам;

  4. Организация бесед, лекций на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, организация поисковой работы;

II направление. Нравственно-патриотическое воспитание.

В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры студентов, приобщить их к общечеловеческим ценностям, знанию культуры поведения в социуме, духовно-нравственному и патриотическому развитию.

Одно из актуальных воспитательных средств - это волонтерское движение, которое способствует формированию личности.

В социологии термин «волонтерство» используется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе. Волонтерство - это деятельность всех некоммерческих и общественных объединений, работа волонтеров очень разнообразна. Сложно найти область социальной сферы, в которой не участвовали бы добровольцы. Основная цель волонтерства - помощь людям.

Задачи волонтерской деятельности:

  • предоставить студентам возможность проявить себя, реализовать свой потенциал;

  • развить созидательную активность молодежи;

  • организовать патриотическое воспитание студентов;

  • сформировать и отработать общие и профессиональные компетенции.

В училище создано и работает два молодежных волонтерских движения «Мир добрых дел» и «Город Добрых сердец».

Волонтерское движение училища включает в себя: индивидуальную благотворительную помощь детям из неблагополучных и опекунских семей, сиротам, ветеранам и инвалидам ВОВ, пожилым, одиноко проживающим гражданам. Предусматривается посещение детских школ - интернатов, организация творческих концертов, выставок, конкурсов.

Благодаря совместной волонтерской деятельности студенты становятся сплоченной группой. Участвуя в реализации социальных проектов, волонтеры, кроме выполнения своей основной задачи - оказания посильной помощи тем, кто в ней нуждается, получают возможность закрепить профессиональные умения и навыки на практике, что немаловажно.

Волонтерские отряды нашего училища также принимали участие в мероприятиях единых действий Регионального Волонтерского корпуса: «Сирень Победы», «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка», «Народная память».

III направление. Военно-спортивные соревнования

Основным средством для реализации данного направления является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков, опыта патриотического поведения. Прежде всего, это участие в соревнованиях по легкой атлетике «Юность России»; участие в л/атлетической эстафете «Победными верстами»; соревнования по многоборью среди молодежи допризывного возраста на Кубок БГО; училищный турнир по шашкам, посвященный Дню Победы в Вов; участие в оборонно-спортивном лагере для допризывной молодежи.

Военно-спортивные соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива училища, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, Дни здоровья, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию - урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Уроки по военно-патриотическому воспитанию в курсе ОБЖ закрепляют уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, приводят их в систему, дополнив новыми знаниями, учат применять на практике, полученные на уроках знания и умения - иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

Таким образом, система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем училище, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.

© 2010-2022