• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока русского языка по теме Лексическое и грамматическое значение слова

Методическая разработка урока русского языка по теме Лексическое и грамматическое значение слова

Включаем учащихся в исследование языкового материала, создаем ситуацию поиска посредством лингвистического эксперимента.      Считаем, что немаловажное значение имеет  ситуация успеха, которую организуем в начале урока. Нестандартное приветствие позволяет овладеть не только вниманием учащихся, но и помочь создать ситуацию партнерства: "Хайрете пайдес! Каллой кай агатой! Здравствуйте, прекрасные и совершенные. Именно так обращался к своим ученикам учитель древнегреческой школы. Представляю, како...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки по теме «Лексика»

Урок №1. Лексическое и грамматическое значение слова

Цель:

Обучающая: ученик, понимающий различие между лексическим и грамматическим значением;

Развивающая: ученик, умеющий организовать лингвистический эксперимент, умеющий анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы;

Воспитательная: ученик, питающий любовь и интерес к родному языку, сформировавший в себе пытливость и научное рвение.

Оборудование: мультфильм по сказке Л.Петрушевской «Пуськи бятые», учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие.

Учитель, обращаясь к классу, произносит:

- Хайрете пайдес! Каллой кай агатой! Здравствуйте, прекрасные и совершенные. Именно так обращался к своим ученикам учитель древнегреческой школы. Представляю, каково было бы ваше удивление, если бы я обратилась к аудитории с вопросом: «Ели вы сегодня? Здоров ли ваш скот?» Так приветствовали друг друга жители Древнего Египта и Древнего Китая.

По-разному люди отмечают самое простое и самое важное событие в своей жизни - встречу с другим человеком: звучит ли удивительно нежное и мелодичное украинское «Здоровэнькi булы!» или очень звонкое русское «Здравствуйте!»

Во всех словах, фразах приветствия заключено большое и важное содержание: «Я вижу тебя, ЧЕЛОВЕК. Ты мне приятен. Я желаю тебе самого доброго - здоровья, мира, благополучия. Я несу тебе свой мир и хочу понять твой безграничный мир».

II Создание проблемной ситуации 1.

Класс делится на три группы:

I - переводчики, II - переводчики, III- аналитики.

Учитель предлагает отнестись к фразе Л.В.Щербы, известного языковеда, который для своих студентов - филологов создал предложение: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка».

- Как вы думаете,- спросил ученый,- о чем данное предложение?

Ребята создают версии собственного понимания в течение пяти минут.

(Понятно, что учащиеся выскажут предположения о смысле услышанного, составив конструкции, похожие на данную, заменив слова известными: глокая - большая

куздра - корова, штеко - больно, шибко, будланула - боднула, бокра - бычка, куздрячит - данному слову трудно подобрать звуковое соответсвие. Некоторые, опровергая такую версию, скажут: «Она сделала что-то и продолжает делать над кем-то».

Учитель, выступая в роли координатора, просит представителей группы аналитиков соотнести версию 1 (условно, «Корова») и версию 2 (условно, «Она»).

Аналитики обнаружат: « На вопрос «что?» отвечает слово куздра; на вопрос «что сделала?» - слово будланула. Именно на вопрос «что сделала?», а не «что делала». Иначе было бы - «будлала». Выяснили, что можно даже установить, что бокр - живое существо, а не вещь. Не будь он живым, куздра будланула бы бокр, а не бокра (именительный и винительный неодушевленных существительных совпадает ).

Учащиеся установят, что по отношению к версии 2 есть доказательства и составят схему простого предложения, осложненного однородными сказуемыми, причем, укажут, что первое сказуемое выражено глаголом прошедшего времени, т.к. имеет суффикс -л-, а второе - глаголом настоящего времени, т.к. имеет окончание -ит (з-е л.ед.ч.); очевидно, что подлежащее - женского рода, т.к. согласуется в роде и числе со сказуемым, которое имеет окончание -а

ая

а

а

а

Аналитики делают вывод: слова предложения Л.В.Щербы имеет грамматическое значение, лексического значения у слов данного предложения нет или они не известны.

III. Создание проблемной ситуации 2.

Задание: составьте лингвистический текст о лексическом и грамматическом значении (тип речи: рассуждение, стиль речи: научный) после демонстрации фрагмента мультфильма по сказке Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (на столах лежат распечатки текса):

ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

На выполнение данного задания предлагается 12 минут. Группы готовят докладчиков.

Для справки используется текст учебника на странице 20 «Лексическое и грамматическое значение» и на странице 202 «Научный стиль речи».

IV Проведение лингвистического эксперимента.

Задача эксперимента: выяснить, приводит ли изменение лексического значения слова к изменению его грамматического значения и наоборот. Время выполнения - 7 минут.

Предлагается выполнить наблюдение над словосочетаниями

  • глухой согласный и глухой голос - I группа;

  • просторная столовая и столовый нож - II группа;

  • целая десятка и красивая десятка - III группа.

Обучающиеся могут использовать толковые словари.

V. Подведение итогов работы и рефлексия того, как, за счет чего были сформированы понятия «лексическое значение», «грамматическое значение».

VI. Домашнее задание. Упражнение 30 (страница 21). Для работы использовать словарь иностранных слов, толковый и этимологический словари.


© 2010-2022